Забота о детях сиротах в годы вов. Как мы выживали в детском доме в годы войны

2.3 Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы


В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей – сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление « О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей – сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек,специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников- распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей- сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей – сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей – сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они на равне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.


2.4Состояние призрения детей в современной России


В 1985г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по улучшению обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Постановление позволило не только укрепить названные учреждения, но и улучшить положения воспитанников. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) « О создании детских домов семейного типа» забота о детях-сиротах приобретает более индивидуальный характер.

В 1990г. в России было 347 детских домов семейного типа, в них находятся 3,5 тыс. детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

В 90-е годы существуют государственные детские дома, в том числе дома-ребенка, школы-интернаты и государственно-общественные. Ко вторым относятся отпускные и приемные семьи, семейные детские дома Российского Детского фонда, детские деревни. Приюты общественных организаций.

Новыми формами воспитания детей- сирот являются приюты, лицеи, дома материи ребенка.

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи. Падение ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Детей- сирот стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 года в России иностранцы усыновили 12 тысяч ребят. Уничтожение детских домов и создание школ – интернатов, перевод в школы- интернаты детей- сирот ухудшило их положение. В большинстве школы- интернаты переполнены и не благоустроены. Детски дома были небольшими, и в них воспитатели пытались дойти до каждого воспитанника. Школы- интернаты не справляются с решением социальных проблем детей- сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкнутые в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпускники школ- интернатов встают на путь нарушения закона.

Сегодня в России 4 млн. беспризорных, 6 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей самоубийц, 573 тысяч детей - сирот.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при президенте РФ отмечает, что с 1990 года число детей- сирот и детей- инвалидов увеличилось на 70 %.

Что является причиной социального сиротства?

Рост числа родителей, лишенных родительских прав;

Выросшие дети, идут по стопам своих родителей, как и они, лишаются родительских прав;

Обнищание населения. Так же рост наркомании и алкоголизма;

увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического и психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые;

возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания;

несовершеннолетние матери бросают детей.

Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994гг на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

В 1994 году в нашей стране существовало 422 дома ребенка для 35 тысяч детей, 745 детских дома для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.

В России ежегодно выявляются около 100тыс. детей, нуждающихся в опеке. Дети- сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее в детские дома и школы-интернаты.

Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8%- одинокие родители, 7%- родители которых сами отказались от своих детей.

В интересах детства в 1989 году была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» по которой:

государственные, административные, судебные и специальные органы обеспечивают защиту интересов ребенка;

обеспечивается равенство детей независимо от происхождения, расы, национальности, рода деятельности, убеждений родителей;

уважение к национальным ценностям, понимание и терпение в отношении других культур и народов;

гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления родных и опекунов;

обеспечиваются общественные права на образование, медицинское обслуживание, на труд, профессиональную подготовку, на отдых, развитие способностей, особенно физических и умственных;

гарантируются личные права ребенка:

Защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взглядов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации, на уровень жизни.

В России тяготы перестройки ударили и по семье и по детям:

сократилась рождаемость;

появилось социальное сиротство, 90% детей в домах ребенка и детдомах имеют родных родителей;

выросла детская смертность, дошкольная заболеваемость, в три раза после 1991г. выросла детская инвалидность;

война выбросила на улицы детей-беженцев;

60% детей живут с низким прожиточным уровнем;

на 50% увеличилась детская преступность.

Бездомные дети и подростки – результат кризиса семьи, невнимания к детям, большинство из них больны, имеют низкое образование.

Государственная политика в последние годы проявилась:

в выплате ежемесячных пособий на детей;

в создании новых учреждений защиты детей;

обеспечение государственных гарантий в области образования.

В течении 90-х годов правительством разрабатывается и принимается целый ряд документов, направленных на улучшение положения семьи и детей.

Одним из таких документов является «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», одобренный правительством 1 июня 1995 года.

Этот документ направлен на координацию усилий государственных структур, работодателей и неправительственных организаций в работе по улучшению положения детей.

Что же реально является в этом документе проявлением заботы о детях. Цитирую государственный доклад:

«Развивается нормативно-правовая база обеспечения прав и интересов детей, расширяется сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детей, разработка и внедрение целевых программ защиты детей, осуществляется межведомственная координация решения проблем детей».

Сегодня мы уже можем говорить о сложившемся опыте защиты детей, опыте положительном, который создается в условиях кризиса в стране. Сегодня во многих регионах созданы структуры, управления, отделы, которые занимаются защитой семьи и детства.

В России 400 неправительственных организаций, которые занимаются проблемами детства. Эти организации оказывают материальную, юридическую, идеологическую помощь детям-сиротам, больницам и санаториям для детей-инвалидов, помогают детям, бежавшим от войны.

Президентская программа «Дети России» выполняет несколько программ. Так по этой программе было создано около 200 приютов для временного пребывания безнадзорных детей, центры для несовершеннолетних матерей, 100 территориальных центров помощи детям-сиротам, 8 центров пребывания детей, оставшихся без родителей. Разрабатываются новые условия устройства детей-сирот в детские дома и школы - интернаты.

В организации защиты детства в масштабе России большую работу проводит Российский Детский фонд. Фонд был создан в 1987 году и целый ряд мероприятий Детского фонда сыграли важную роль в судьбе многих детей.

Одно из направлений его работы в защите детей-сирот это создание семейных детских домов. Подсчитано, что воспитание детей в детских домах выгоднее. Главное, это дает возможность индивидуального воспитания, внимания к каждому ребенку, представляется возможность по-настоящиму решить судьбу детей-сирот. Отпадают огромные расходы на содержание зданий, отопления, электричество, газ и т.д.

В 1992г. в России было 347 семейных детских домов. Программа детского фонда «Теплый дом» включала передачу детским домам и сиротским школам-интернатам денег. Были открыты внебюджетные благотворительные счета, поступления улучшили материальную базу этих детских учреждений. Детским домам и школам- интернатам было передано около полутора тысяч автомобилей.

Опыт детских домов по 100-150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах: воспитателю на группе 25 человек трудно дойти до каждого ребенка, его интересов, задатков и способностей. В лучшем случае он знает детей, организует жизнь коллектива группы, но заниматься с каждым ребенком в отдельности просто физически не может. Такие учебно-воспитательные учреждения не справляются со своей основной задачей.

Решить эту проблему пытаются возникающие семейные детские дома, где несколько лет, до совершеннолетия, ребенок находит –приют. Чаще это форма защиты ребенка от родителей, лишенных родительских прав.

В таких домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни, здесь воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Существует несколько видов таких семейных домов. Так, в семейных городках в 10-12 домах живут в каждом доме по одной семье. Приемные дети живут вместе с детьми воспитателей одной семьей. В городке находиться администрация, спортивные площадки, медпункты с врачом и медсестрой, центр, где проводятся культурные мероприятия, школа и детские сады.

Семейный детский дом в городе создается в блоке жилой постройки. На воспитание принимается не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществляют органы народного образования на основании peшения местной администрации. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия.

В последние годы произошли изменения в комплектовании детских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, чтобы не разлучать братьев и сестер по разным детским домам. Разрешается создавать разновозрастные группы с числом не более 8 человек, в одновозрастной группе 5-10 человек.

В современных условиях выполнить это трудно, хотя уже есть опыт. Это «Детская деревня SOS» в Томилино Московской области.

Детская деревня в Томилино живет уже с 1994 года. Посещающие деревню отмечают, что дети здоровые и веселые, живут в прекрасных условиях, хотя потупили с хроническими заболеваниями, нарушенной психикой, задержкой умственного развития, избитые, запуганные. Воспитатели «мамы» приводят ребят в нормальное состояние, они выполняют все, что делает в большой семье мать: стряпают, убирают, стирают, лечат, распекают и мирят, делают подарки и устраивают праздники. «Мамы» в Томилино имеют высшее образование и с душой принимают большую семью.

В деревне 56 ребят, 11 домов -11 семей, и по 8 ребят в каждой семье. Один взрослый на 3-4 ребят. По статистике число устроенных в такие семьи современных беспризорных это «капля в море», но по содержанию – большое перспективное дело.

Мы считаем, что следует рассматривать и такую форму помощи детям, как создание временных приютов. Первый современный социальный приют был открыт в Санкт-Питербурге. Это «Дом милосердия». Главным принципом в воспитательной работе педагогов этого приюта является привлечение детей к труду.

Приют – это убежище от невзгод, здесь приучают ребенка к труду. Ребенка постоянно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производственный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполненную работу бесполезой. Время в приюте ограниченно.

В Санкт-Питербургском приюте «Дом Астрид» практикуется создание домашних групп. Повторяется опыт воспитательных домов дореволюционной России, когда детей-сирот определяли в попечительские семьи. В приюте существует положение о домашней группе. В городской газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к себе» даются объяснения о таких детях с фотографией. Взявшие ребенка зачисляются в штат приюта (1/5 ставки за одного ребенка) плюс оплата за одежду и питание. Дети уходят в семьи с большим желанием, не прерывают связи с приютом, бывают на праздниках. Подростки в приюте вместе со взрослыми ремонтируют квартиры, подбирают обои, мастерят абажуры, шьют занавески. Все виды обслуживания в столовой, в прачечной, уборку двора, мытье лестниц, ремонтные работы оцениваются в баллах и фиксируются в «Трудовой книжке» в форме заработка. Заработанные деньги хранятся в банке.

В Санкт-Питербурге действует приют ночлежного типа “Синяя птица”, в котором 30 ребят находят ночлег, питание, заботу. Они могут находиться в приюте временно.

В христианский девический пансионат “Энфилия” с приютом “Маленькая мама” приходят несовершеннолетние мамы. В приюте 5 мам, для них созданы пошивочная мастерская, художественная студия, медицинские курсы, курсы домоводства и парикмахерского дела. Для мам оборудованы отдельные комнаты, а так же игровые комнаты для малышей В Москве создано несколько приютов, реабилитационных центров, фондов, ассоциаций, задача которых - социальная реабилитация детей и подростков. Открыты различные консультационные центры, а так же приюты для подростков, которым нужна защита и помощь на непродолжительное время. В Петрозаводске приют создан на одной территории с приемником-распределителем. В приемнике дети могут находиться до 15 суток, в приюте организована забота о их здоровье, предоставляется кров, питание, отдых. Воспитанники имеют право свободного прихода и выхода из приюта, получают консультации, им выделяют денежные пособия на билеты для проезда домой.

Исходя из выше сказанного, говоря о сегодняшнем дне, нам хотелось отметить рост заинтересованности к делу призрения детей-сирот не только со стороны государства, но и общественных организаций и частных лиц.


Заключение


История детского призрения в России свидетельствует о том, что стремление помочь ближнему, особенно малышам, детям-сиротам и убогим – было одной из традиционных особенностей русского национального характера. Христианские заповеди, приломленные через эти черты россиян, получили наглядное выражение в призрении детей, имевших в нашей стране свои неповторимые черты. Сложившаяся в течение многих веков система детского призрения была по - своему уникальна

Современное положение в деле социального призрения своеобразно в том плане, что в настоящее время происходит переход от чисто государственной системы к системе, ключающей общественную благотворительность. В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время элементы, выработанные в период советской власти.

На пути воссоздания системы российского призрения детей неизбежны противоречия и трудности роста. Избежать многих ошибок поможет изучение не только современного зарубежного опыта, но и имеющегося исторического опыта своего Отечества.

Изучая предпосылки становления и развития детского призрения в России во-второй половине 19 века следует отметить огромный положительный опыт, накопленный в эти годы. Это и ограничения в трудовом законодательстве, в частности запрещение ночной работы детей до 12 лет. И обязательное посещение школ работающими подростками. Это и открытие государственных и частных приютов для детей-сирот. Особую роль в это время получила такая форма призрения детей как попечительство.

В это же время изучается и специальная литература, выпускается журнал «Детская помощь». Изучается опыт работы различных общественных организаций.

После крушения самодержавия временное правительство, несмотря на тяжкое материальное положение предприняло попытку реформирования идеи социальной помощи нуждающимся детям.

Из этого следует, что в России во все времена огромное значение предавалось призрению детей-сирот, как со стороны государство, так и со стороны общественных организаций и частных лиц.

Пришедшая на смену Самодержавия и Временного правительства Советская власть оказалась перед лицом огромнейшей проблемы. На фоне голода, разрухи, гражданской войны государство взяло на себя ответственность за призрение малолетних детей.

В это время в теоретических трудах Н. Крупской и А. Коллонтай выдвигается идея воспитания нового человека, способного создать коммунистическое общество. Они предлагали забрать всех детей от родителей и воспитывать их будет государство.

Мы, считаем, что это не принесет положительных результатов, и считаем эту теорию пагубной. Ведь семью не может заменить ни какая другая ячейка общества.

В двадцатые годы велась целенаправленная работа по ликвидации беспризорности. Несмотря на голод 1921 года государство заботилось о детях. Были открыты детские дома и спасены сотни тысяч детских жизней.

Размах работы в деле призрения детей намного превышал дореволюционный, однако и масштабы детских проблем были совершенно иными.

Во-второй половине 20-х годов молодое Советское государство поставило перед собой следующие задачи в делах призрения детей-сирот:

полная ликвидация уличной беспризорности;

профессиональная подготовка детей к самостоятельной жизни;

И успешно развивало их.

Одним из величайших педагогов-практиков того времени мы считаем Антона Семеновича Макаренко, который на деле продемонстрировал всю значимость работы с детьми. Мы считаем, что его опыт работы с беспризорниками, является величайшим примером для многих поколений социальных работников. Его опыт на сегодняшний день задействован в Германии в колониях для несовершеннолетних.

Из выше сказанного можно предположить, что опыт социальной работы с детьми-сиротами того времени можно считать своевременным и положительным. И следует взять его на вооружение применительно к нашему времени, внеся определенные перемены.

Огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они на равне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.

В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Мы считаем, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей.

Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Говоря о сегодняшнем дне, нам хотелось отметить рост заинтересованности к делу призрения детей-сирот не только со стороны государства, но и общественных организаций и частных лиц.

Призрение детей в России приняло сейчас немного другой характер, чем дореволюционные годы и первые годы Советской власти.

В связи с экономическими и политическими преобразованиями в нашей стране, мы вынуждены все чаще говорить о страшных последствиях имеющих место на сегодняшний день. (см. приложение №2).

Сегодня мы все чаще говорим о детях, чьи родители лишены родительских прав, о брошенных детях, о детях инвалидах. К ним прибавились дети, бежавшие от войны в Чечне. На фоне всех этих событий, как следствие увеличилась детская преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания и проституция. И в этом виноваты в первую очередь мы с Вами. Это расплата за равнодушие и невнимание к проблемам детства.

Государство обратило внимание на эти проблемы в середине 90-х годов. В это же время начала работать Президентская программа «Дети России».

Начали создаваться приюты временного пребывания безнадзорных детей, центры для несовершеннолетних матерей, открываются приемники распределители. Вспомнили о форме работы попечительских семей.

Огромную работу в деле призрения детей проводит «Детский фонд». По его инициативе были созданы семейные детские дома, которые должны заменить детям их собственные семьи. Главное, это дает возможность индивидуального воспитания, оказать внимание каждому ребенку, предоставляется возможность по-настоящему решить судьбу детей-сирот (см. приложение №3).

Но и здесь не все гладко. Много камней у этого благородного дела. По воле чиновников, которые крутят законом как хотят, некоторые детские дома семейного типа находятся на грани закрытия (см. приложение № 4). Нужен серьезный подход в деле развития семейных детских домов. Мы считаем, что на сегодняшний день это большой положительный опыт в работе с детьми-сиротами. Его нужно поддерживать и развивать.

Так же хотелось отметить положительный опыт работы с детьми-сиротами военных, которые вспомнили традиции старших поколений, и вот уже два года как появились первые «сыновья полка» (см. приложение №5).

Нужно обратить внимание на накопленный в России положительный опыт призрения детей, подключить к его реализации все общественные государственные организации, а так же привлекать частных лиц.

Зарубежом нет понятия “социальное сиротство” Иностранцам приходится долго объяснять смысл фразы ”лишение родительских прав”. Там детей ставших серотами в результате гибели родитетелей, если у них нет других родственников, социальные работники обязаны в течении суток устроить замещающую семью.

Государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью попечительских учреждений, финансировать работу, а главное по созданию единственной, строенной системы законов, нормативной базы, созданию стимулов для оказания помощи нуждающимся детям через систему льгот, поощрения.

Необходимо пристальное внимание к проблемам детей со стороны средств массовой информации и контроля со стороны общественности.

Стоит обратить внимание на положительный опыт Самарской и Новгородской области, где созданы семейные детские дома. Дети находятся в хороших условиях они меньше, чем их сверстники в государственных попечительсках домах, подвержены стрессам, боелзьням. Поэтому, что они окружены любовью и заботой пусть приемных но родителей.

Социально- экономическое развитие нашего общества в настоящее время приводит к появлению таких проблем, как профессиональное нищенство, бродяжничество, рост преступности и проституции несовершеннолетних, социальное сиротство. При сокращении материальных возможностей государства стоит вспомнить дореволюционные формы призрения:

патронаж над воспитанниками различных учреждении до их прочного утверждения в самостоятельной жизни;

совместное воспитание и обучение сирот и приходящих местных детей.

Сейчас в России 657 тысяч детей сирот (данные за май 2000года, газета « Труд» №61).

На 9 мая 1945 во всем Советском Союзе их было 678 тысяч. Подумайте какая страшная статистика. Если мы всем миром не повернемся лицом к проблемам детства и семьи, если государство не прекратит экономить на самом дорогом – детях, мы с Вами деградируем как нация.


Литература

1 Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. Москва 1987. – С.361.

2 Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России.Москва 1994.-С. 88-92.

3.Беляков В.В. Сиротские детские учреждения Рос-сии.Москва.1993.

4. Беляков В.В. Указ сочинений.-С.14.

5. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941-1945).// Воспитание школьника- 1998.- С.54.

6. БезленкинаЛ.Ф. Семья нуждается в поддержке.// Семья и школа. 1995. № 6.- С. 10-11.

7. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва.Издательский центр « Академия».1999.- С. 18.

8. Василькова Ю.Т. В. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва. Издательский центр « Академия».1999.-С.104-107.

9. Василькова Ю.Т. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия». 1999.- С. 111-114.

10. Василькова Ю.Т. , Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия» 1999.- С. 209-216.

11. Василькова Ю.Т., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия» 1999. – С.299-305.

12. Василькова Ю.Т., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Москва Издательский центр « Академия» 1999.- С.313-319.

13. Горшкова Е.А. Педагогика. 1995. №1.-С.117-119.

14. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи.//Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.- С.102.

15. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи. // Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.-С.104.

16.Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков.// Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. Москва. 1994. – С.20-21.

17. Князев В. Сыны полка. Газета «труд» от 2000-02-27. –С.3.

18. Козлов И.В. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. Москва. Просвещение-1987.- С.159.

19. Лапин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России.// Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.

21. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Москва. 1998.

22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). Москва.1998.- С.37.

23. О положении детей в Российской Федерации.// Государственный доклад 1994 год. Москва.1995.-С.20-21.

24. О положении детей в Российской Федерациии. Москва.1995.

25. Общественное призрение в России в конце 19 века.// Детская помощь.

26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издательство: Советская энциклопедия. Москва-1973.-С.543.

27. Педагогическая энциклопедия. Москва-1964.-Том1.-С.230.

28 Педагогическая энциклопедия. Москва-1964.-Том1.-С.193-194.

29. По материалам газеты «труд» и Российского детского фонда.// За решеткой- детские глаза.2000-03.

30. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской России. // Советское государство и право.1991.№6-С.216.

31 Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов. Москва. 1998.-С.32-41.

32. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.//Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва.2000.-С.209.

33 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.//Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва.2000.- С.60.


Приложение № 1


Таблица № 1

Приложение № 2


Статистическая справка на 2000 год.

За последние 10 лет число новорожденных с пороками, увеличилось в России в два раза, и теперь из 10 тысяч родов 257 закачиваются появлением на свет малыша без ручки, ножки или со спинномозговой грыжей.

По разным оценкам, у нас в стране от двух до четырех миллионов беспризорных, 530 тысяч сирот, миллион – детей инвалидов.

Из 15 тысяч ежегодных выпускников детских сиротских учреждений 5 тысяч уже в течении года попадают на скамью подсудимых, 3 тысячи становятся бомжами. 66% подростков, понесших наказание, возвращаются в преступную жизнь.

За семь лет « Врачи без границ» , работающие с бездомными детьми, провели более 140 тысяч бесплатных медицинских и 30 тысяч социальных консультаций, сделали 2,5 тысячи вакцинаций против дифтерии и столбняка. Ежегодно выявляются и направляются на лечение полторы тысячи больных туберкулезом.

В Москве открылся первый хоспис для детей с онкологическими заболеваниями. В стране он пока единственный. Работники – добровольцы приносят детям лекарства, игрушки, сладости и … улыбку. Они считают если ребенка нельзя вылечить, это не значит что для него ничего нельзя сделать.

В Мурманске работает общественный фонд « Родители и врачи против наркотиков», консультации по вопросам лечения экспресс – диагностика, занятия с детьми, попавшими в наркологическую зависимость – все бесплатно.


Приложение № 3


Семейные детские дома.

Сейчас детские вопросы разбросаны по всем ведомствам. И никто ни за что всерьез не отвечает. Поэтому надо навести порядок. Собрать весь пучок проблем в одни руки.

Второго января 2000года В.В. Путин подписал Закон о поправке к 123-й статье Семейного кодекса Российской Федерации, который, хотя и состоит из семи слов –« в том числе и дома семейного типа»,- но может определить судьбу многих тысяч детских сирот России.

Семейные детские дома – это просто семья, чаще всего имеющая кровных детей, принимают под свою крышу ребятишек из детских домов, школ – интернатов или домов ребенка. Новые родители не скрывают от детей, что они не родные. Но теплота, великодушие, решимость посвятить им жизнь обладают такой энергетикой милосердия, что обретают не только кров, но и родительское покровительство. Семья принимает не меньше. За это государство оказывало следующую помощь: выплачивало финансовые средства, равные расходам на питание ребенка в государственном сиротском заведении. Мать-воспитатель - такого рода специальность возникла именно в семейном детском доме - получала скромную зарплату старшего воспитателя детского дома. Ей шел трудовой стаж, что особенно важно подчеркнуть, ибо семейный детский дом становился семьей, защищающей ребенка и в профессиональном смысле слова. Хотя труд матери, принявшей пятерых детей, согласитесь, не назовешь - это подлинный подвиг. По закону на детей, принятых из интернатного учреждения, полагались бы средства на приобретения одежды, обуви и белья по нормам опять же государственного учреждения - но их не выплачивают.

По мимо высоких нравственных обязательств, которые принимал на себя семейный детский дом, такой путь спасения детей еще и высшей степени экономичен: нет бессчетного множества накладных и дополнительных расходов, которые существуют в государственном детском доме, а таким образом и цена спасения ребенка, по сравнению государственно-интернатской, - в пять, а кое-где и в десять раз ниже!

В 1999 году в Росси 388 семейных домов, где живут 2700 детей. На пространстве бывшего СССР их 568 и воспитывается около 4000 детей. Не разрушены они даже в странах Балтики. В Белоруссии принят закон о семейных детских домах, как впрочем, и на целом ряде российских территорий. В России же эта система держится только на сердолюбии и патриотизме простых людей.

Из-за неразумной, несогласованной просто необъяснимой позиции бывшего состава Министерства образования РФ при подготовке полезного в целом закона о приемной семье решением правительства были несправедливо отменены постановления правительства СССР и РФ о поддержке семейных детских домов, а сами семейные детские дома насильственно переводились в разряд приемных семей. А это не одно и то же. Свидетельство тому рассказ Любови Сатуриной, одной из матерей-воспитательниц семейного детского дома в деревне Демушкино(смотри ниже). Весь ее рассказ - это, можно сказать, концентрированные тревоги им требования Российского детского фонда, котрые обращали на эту проблему внимание государственных органов на недопустимость разрушения уже десять работающей системы.

Кратко обобщая проблему семейных детских домов по всей России хотелось бы обратиться к правительству с предложением поддержать их. Перенести финансирование детских домов (впрочем, это было бы полезно всем государственным детским домам) на федеральный уровень, то есть поставить дело так, чтобы они не зависили от воли муниципальных властей, ибо решение о создании этих семей было не местным, а общероссийским.

Вернуть семейные детские дома. насильно “загнанные” в статус приемной семьи, в свое первоначальное положение, отменив пр этом “ договор подряда на воспитание”. Гражданское движение родителей из семейных детских домов явно унижает такой подход к делу. кроме того при заключении подобных договоров муниципальная власть их хронически не исполняет. Российский детский фонд навален жалобами.

Кстати, Российский детский фонд (а именно он был инициатором создания детских домов), несмотря на то, что это общественная организация, вполне мог бы исполнить социальный заказ правительства и стать ответственным и четким исполнителем передачи федерального финансирования семейных детских домов в общероссийском масштабе с полной подотчетностью.

Государство и власть должны поддержать инициативу не такого уж малого числа взрослых, посвятивших себя на спасение детства, - родителей-воспитателей детских домов, и нужно принять специальное постановление правительства РФ “ О детских домах семейного типа ” .

Однако, нельзя сказать, что Российская власть совсем уж не обращала внимание на эти семьи. Первый президент России неоднократно награждал группы таких родителей, и это справедливо. Потому мы предлагаем провести бесспорно, важную акцию: провести в Москве, в Колонном зале, всероссийский слет семейных детских домов, поручив это детскому фонду - при поддержке правительства РФ.


Приложение № 4


ПИСЬМО ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ ЛЮБОВИ САУРИНОЙ

Десять лет назад при помощи тогда еще Всесоюзного, а теперь Российского детского фонда, газеты « труд» ряда профсоюзных организаций в селе Демушкино Сасовского района Рязанской области были открыты сразу четыре детских дома семейного типа. Разместились они в специально построенных котеджах. Нам, взявшим на воспитание детей – сирот, выделили солидные приусадебные участки, возвели хозяйственные постройки. Получилась маленькая детская деревня, которую решено было потихоньку расширять.

Сначала все так и шло. Радости взрослых и ребят не было предела. Теперь нет предела слезам.

Вот уже четыре года из всех обещанных средств на содержание наших детей мы получаем только на питание – и то в урезанном виде, без учета норм, цен и инфляции. Да и получаем после неоднократных унижений перед чиновниками всех рангов. Для приемных родителей стало нормой влезать в долги, ведь порой нет денег даже на хлеб. Каждая из четырех семей в Демушкино выкручивается, как может.Мы держим подсобное хозяйство, обрабатываем землю. Никакой помощи техникой, кормами, семенами у местных начальников не допросишься. Сено для скота косим в ручную. И ведь за всё - плати. За вспашку земли - плати. Налоги за животных, землю, воду - плати. приемных детей мы уже второй год отправляем на весь летний сезон в лагеря отдыха не только,чтобы укрепить их здоровье, но и для того, чтобы нас не обвиняли, будто мы их эксплуатируем.

Местные органы решили не выделять нам средства на покупку молока, сыра, яиц, поскольку, как они говорят, эти продукты мы производим в собственном подсобном хозяйстве. Об одежде,лекарствах, канцтоварах, игрушках для детей даже не говоря. Нынче мы решили купить все это на с экономленные, пока ребятишки в лагере, деньги. Но не тут-то было: их собираются вычесть у нас из декабрьских выплат.

С 1997 года в Сасовском районном народном суде лежат наши иски по недоплатам на содержание приёмных детей, но суд под различными предлогами всё откладывается только одна из четырёх семей добилась положительного результата, и деньги были выплачены.

Конечно кому-то понравилось, что обратились в суд? Но зачем же вымещать зло на детях? Зачем унижать их, допрашивать, как живём, при малейшем подозрении, если в школе у кого-то что-то пропало, обыскивать? А сколько же раз органы опёки предлагали им выбор: детский дом или усыновление в Америку. Я понимаю, что “кому-то не угодило”. Но зачем давать детям урок цинизма: если мама “не нравиться”, её легко заменить другой?

И всё же мы держимся. Держусь и я, хотя пессимизм закрадывается, и всё чаще и чаще приходит мысль, что все наши старания могут пойти прахом при такой жизни. Сирот-то мы брали сложных. Один ребёнок - инвалид детства, трое с различными нарушениями. У родных мам четырёх детишек отмечался эпилептический синдром, и ещё неизвестно, как он отразиться на детях. Сейчас они проходят обследование...

Я не знаю, что будет со ставшими мне родными детьми, когда они получат так называемый статус выпускника детского дома семейного типа. Выпускники обычных детских домов по закону должны обеспечиваться жилплощадью. В отношении воспитанников семейных детских домов этот закон бездействует. Опять идти в суд, поскольку все остальные инстанции безрезультатно пройдены? Так и живём. Бегаем по судам, до дыр зачитываем статьи законов.

Не выдержав ситуации, в которой мы оказались, а также лишившись всякой возможности лечить собственное хроническое заболевание, уехал мой муж и отец, с которым мы прожили в законном браке 25 лет. С тех пор я воспитываю детей одна.

В этом году вынуждены были забить корову. Кормить свиней тоже нечем. Нет денег на комбикорм. Остались только куры. Декабрьскую зарплату мне выдали сахаром. Пособия на детей так и не получили.

Простите мня за эмоциональность. Очень трудно и неприятно жаловаться на жизнь, которую сама выбрала. Говорю себе: это моя судьба, мой путь, я пройду его до конца. И, несмотря ни на что, о том, что взяла денег, не жалею.


Приложение № 5

СЫНЫ ПОЛКА.

КАЗАРМА СТАНОВИТСЯ ДЛЯ МАЛОЛЕТНИХ БЕСПРИЗОРНИКОВ РОДНЫМ ДОМОМ.


На днях правительство утвердило положение о зачислении несовершеннолетних россиян в качестве воспитанников в воинские части. Отныне “сыновья полка” с согласия самих подростков смогут стать все сироты и дети от 14 до 16 лет, оставшиесябез родителей. Жить они будут в казармах вместе с солдатами и обязаны ходить в школу, расположенную по месту дислокации воинских частей. Сроком окончания их службы считается достижение 18 летнего возраста или поступление в военные училища и вузы.

Следует заметить, что в России уже имеется определенный опыт воспитания юных защитников Отечества непосредственно в соинских частях. Так, например, еще в 1998 году решением администрации города Кинешма и командования местной бригады противохимической защиты создан при части специальный взвод из числа детей- сирот.

Два года назад воинская часть взяла на воспитание 16 подростков с трудной судьбой. Сегодня они считают себя самыми счастливыми детьми в городе, являются примерными учениками в школе и первыми кавалерами у юных невест.

Сегодня Кинешма-- город чисто рабочий, да вот беда: большая часть предприятий в силу успешных российских реформ простаивает, люди не знают, как прокормить свои семьи. Социальное неблагополучие наиболее сильно бьет по детям. Безотцовщина, а то и круглое сиротство, воровство, наркомания и раннее пьянство среди родителей подростков-- вот главная головная боль местных педагогов. А потому можно понять учителей средней школы% 10, пригразивших забастовкой, когдаместные власти решили направить сюдана учебу сразу 16 мальчишек из неблагополучных семей. “Да они школу разнесут”.-- возражали педагоги. И лишь рпотив одного довода не устояли: эти мальчишки из интерната и неблагополучных семей отныне становятся воспитанниками соседней воинской части, и ее командиры несут ответственность за них. Не опследнюю роль сыграло при этом и такой фактор многие жены офицеров преподают в той же школе. И если уж мужьья майоры и полковники по собственной инициативе и доброй воле берутся за воспитание трудных мальчишек, то что оостается делать им педагогам?

Так воинская часть,где командиром полковник Андрей Назаров, неожиданно пополнилась 16 сорванцами от 11 до 15 . Дети, в биографиях которых, кроме даты рождения, значились лишь горькие строки, написанные рукой чиновника местной администрации. Даже беглый взгляд на эти документы вызывает дрожь. Дима- 15 лет опекает сесра, родителей нет. Игорь- 14 лет,отец лишен родительских прав,мать умерла...

одни жили в интернате,lдругие ютились, кто где мог. Для кого-то из этих мальчишек счастьем было хоть чего-то покушать- хлеба,картошки, найти на свалке драные ботинки или выброшенные кем-то кросовки. А еще, что бы было где переночевать.

“ Ребят мы отобрали вроде бы здоровых, но они были на столько истощены,что для начала пришлось их на недельку на усиленом питании в профилактории подержать, - вспоминает заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Евгений Маргаринт. - Пацаны были замкнуты, очень редко улыбались. Мы, их отмыли, поближе познакомились, отогрели души детей. И только после этого привезли в военную часть. Здесь их поразили чистота и порядок, уважительное отношение, прекрасные условия для занятий спортом,настоящее оружие. Ну,а когда одели мальчишек в форму выдали береты,они все почувствовали себя на седьмом небе.”


Дом где разместили ребят,не укладывается в понятие солдатской казармы. Разве,что спальня напоминает о военном укладе жизни- рядами стоят шестнадцать аккуратно заправленных кроватей. Правда здесь же в спальне телевизор. По стенам цветы, картины, модеели самолетов и прочей военной техники. Рядом- комната для занятий и тут же набор различных спортивных тражеров. Есть комната отдыха с аквариумами,телевизором,видеопаратурой, мягкой мебелью, библиотекой. А еще пианино,гитара,баян.

Но главная гордость и самое посещаемое ребятами место-компьютерный класс. Такому может позавидовать любая городская школа.

День у сынов полка четко расписан. В 6.30 подъем,обязательная зарядка, водные процедуры,завтрак,обед, ужин в солдатской столовой. Кто учится в первую смену,идуут в городскую школу, другие готовятся к занятиям в казарме. Кроме того,ежедневные спортивно- военные занятия непосредственно в части- рукопашный бой, строевая, огневая и медицинская подготовка, изучение воинских уставов, военной истории, автодела и даже освоение бальных танцев.

Словом нагрузки у малолетних солдат довольно высокие. Не отражается ли это на их здоровье, не угнетает ли,не завидуют ли они тем ребятам которые ведут на улице вольный образ жизни?

Давайте судить по фактам. За два года ушел только один мальчишка. Все остальные живут здесь и занимаются с удовольствием. Физически заметно окрепли, на здоровье никто не жалуется. Все повысили успеваемость в школе и не имеют замечаний по поведению. Учителя часто ставят их в пример, а по выходным отбоя от девченок нет. Одноклассницы хотят попасть на дискотеку к своим юнным кавалерам. Потому что здесь культурно, порядок,доброжелательность и никакого запаха алкоголя и травки. По выходным посещение музея, кино, театр, поездки в различные города и обязательно праздничный обед.

Сегодня восемь юных воспитанников оканчивают 10 класс. Каким видится ребятам их будущее?Об этом спросили одного из них.

Вот,что он ответил.

За год трудно загадывать. Возможно, пойду в военное училище. Если же придется послужить срочную,то и к этому готов. Кроме того, мы здесь осваиваем некоторые гражданские специальности. Так,что думаю каждый найдет свое место и на все жизнь сохранит добрую память о людях в погонах,которые не оставили нас в беде. Здесь мы стали намного добреее.


Приложение

Российский детский фонд и газета “ Труд” проводят благотворительную акцию “За решеткой - детские глаза”.


Ее развития, формы и методы социально-защитной деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения. В России, как было показано выше, практика социального призрения детей имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием и...

В России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы. 3) закономерности истории социальной работы в России – форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в...

Проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности. 1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - ...

Были созданы Императрицей в Петербурге и Москве (сейчас в бывшем московском Вдовьем Доме размещается Центр реабилитации и социальной помощи "Лефортово"). Современники Марии Федоровны восторгались ее деятельностью. Карамзин считал, что она была бы лучшим министром просвещения в России. Плетнев называл ее министром благотворительности. Жуковский писал ее дочери после ее кончины: "Отечество, ...

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление « О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей - сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников- распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей - сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей - сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.

В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Мы считаем, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей.

Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов готовится покинуть свой пост. Вместо него на должность детского омбудсмена рассматривается целый ряд кандидатур – от сенатора Валентины Петренко до певицы Дианы Гурцкой. Уход Астахова воспринимается многими как однозначное благо – «гламурному омбудсмену» не раз пеняли на то, что он больше озабочен собственным пиаром, нежели детскими бедами.

Однако стоит признать, что даже если на посту омбудсмена появится самый чуткий и внимательный человек, вряд ли ему удастся решить все проблемы. Ведь, как показывает история, даже в Советском Союзе все попытки государства улучшить жизнь детей неизменно разбивались о произвол чиновников на местах. Особенно ярко это проявлялось в детских домах, где воровство, побои и сексуальная эксплуатация стали почти что нормой.

С проблемой беспризорности Советская Россия справилась решительно, организовав целую систему детских домов. В результате если в начале 20-х годов в стране насчитывалось около 6 млн беспризорников, то через 10 лет их число сократилось до 150 тысяч.

Однако вскоре контингент детдомов стал меняться – бывших беспризорников начали сменять дети репрессированных родителей. Несмотря на провозглашённый Сталиным тезис «сын за отца не отвечает», отпрыски «врагов народа» в реальности также становились отверженными. Дошло до того, что в мае 1938 года заместитель наркома НКВД Михаил Фриновский подписал совершенно секретный приказ «Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детдомах». Как отмечал Фриновский, дети осуждённых живут в ужасающей обстановке, поскольку другие воспитанники их всячески оскорбляют и избивают. Причём происходит это с ведома администрации. «В Фёдоровском детдоме Кустанайской области дети репрессированных были изнасилованы взрослыми воспитанниками. В столовой детдома на 212 детей имеется всего 12 ложек и 20 тарелок. В спальне – один матрац на три человека. В Борковском детдоме Калининской области воспитатели в виде наказания заставляют воспитанников избивать друг друга», – говорилось в документе. В результате замглавы НКВД предписывал пресечь издевательства, «вычистить» из детдомов несознательных руководителей и впредь обеспечить агентурное обслуживание детдомов.

«Силой заставлял девочек вступать с ним в половые сношения»

Великая Отечественная война, вызвавшая массовые жертвы взрослого населения, новая волна репрессий и ужесточение уголовного законодательства привели к очередному росту числа детдомовцев. За девять месяцев 1945 года только на территории РСФСР было выявлено 256 тыс. детей-сирот. А за 1947–1948 годы через приёмники-распределители прошло около полумиллиона детей и подростков. Вполне естественно, что в разрушенной войной стране зачастую не хватало даже самого необходимого – так, в Смоленской области детдомовцы были вынуждены спать втроем на одной кровати. Однако положение детей усугубляло поведение взрослых. Во-первых, детдома худо-бедно, но снабжались продуктами, что повлекло за собой воровство. «Мелкое воровство персонала детских домов было повсеместным и, как правило, покрывалось местным начальством, которому тоже что-нибудь перепадало, – пишет доктор исторических наук Мария Зезина в статье «Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы». – В Потелковском детском доме (Сталинградская область) штат сотрудников состоял из родственников директора. Вместо положенных 7 рублей на питание воспитанника в день тратили 2–3 рубля. Вещами из детского дома снабжались работники района, в частности районный прокурор взял из детского дома материал себе на брюки».

По теме

При этом, как подчёркивает исследователь, дети страдали не только от голода, но и от издевательств.

Так, в начале 1949 года охрана задержала у Кремля троих ребят, которые бежали из подмосковного детдома «просить защиты у товарища Сталина». Они жаловались на то, что воспитатели в качестве наказания избивают их, морят голодом, сажают в карцер, обливают водой, привязывают к кроватям и даже насилуют.

Последнее вряд ли было единичным фактом. «Директор Рождественского детского дома (Ставропольский край) в течение долгого времени угрозами и силой заставлял 10–12-летних девочек вступать с ним в половые сношения», – пишет Мария Зезина. Конечно, детдомовцы пытались протестовать. Некоторые бежали из учреждений «на волю», присоединяясь к воровским шайкам, другие писали жалобы – так в 1948 году были раскрыты крупные хищения в детдомах Сталинградской области, в результате чего шесть директоров были осуждены. Третьи же поднимали бунты. М. Ромашова приводит воспоминания инспектора РОНО: «Вот как-то приехала в Константиновский детский дом и страшную картину увидела: все стёкла побиты, подушки порезаны, пионервожатая привязана к ножкам стола, а воспитанники сидят на крыше и поют: «Союз нерушимый, директор плешивый…».

«Воспитательная работа заменена террором»

Обо всём этом власти были осведомлены, регулярно получая с мест жалобы и проводя проверки. И, конечно же, пытались бороться. В 1959 году по стране прокатилась целая серия проверок детских домов. Результаты их оказались настолько шокирующими, что итоговым докладам был присвоен гриф «Секретно».

«ЦК ВЛКСМ вместе с Министерством просвещения РСФСР провели проверку работы детских домов в Якутской Республике, – сообщал секретарь ЦК комсомола Сергей Павлов. – В Хаптагайском санаторном детдоме воспитывалось 58 детей с ослабленным здоровьем. Детдом находится в антисанитарном состоянии. Одежда детей рваная, грязная. Тела покрыты ранками, коркой грязи, ибо длительное время дети не мылись в бане. Воспитатели Дегтярёв, Протодьяконова, Аникина-Суханова, фельдшер Неустроева зверски обращались с воспитанниками, били детей за отказ принести дрова в квартиры воспитателей, подмести пол; ударяли детей головой об стену, выворачивали руки, поднимали за уши, били палками, поленом и ремнями. Покровская вызывала к себе в комнату воспитанниц и, схватив за голову, ударяла об стену, а зимой в 50–60-градусный мороз без рукавиц и головного убора выгоняла на улицу. Всё это делалось с ведома директора детского дома т. Егорова, кстати сказать, награждённого значком «Отличник народного просвещения».

Но это было ещё не всё. Как сообщал Павлов, председателем детского совета воспитатели назначили 18-летнего парня, которому в качестве «смотрящего» позволили делать что вздумается. Он тут же начал открыто курить, пить, а женское отделение превратил в свой гарем. Впоследствии судмедэкспертиза выявила факт изнасилования 12 девочек, в том числе двух 10-летних. Пикантнее всего, что до комиссии из Москвы детдом 12 раз проверяли местные чиновники, но никаких нарушений не нашли.

Похожую картину происходящего в детдомах Удмуртской АССР описывал в своём сообщении в Бюро ЦК и секретарь ВЛКСМ Владимир Семичастный: «Детдома переуплотнены, большинство размещено в неприспособленных помещениях. Областновский детский дом размещён в деревянных барачного типа зданиях, в которых раньше был лагерь для военнопленных. Очень плохо организовано питание детей. Только в 1958 году недодано несколько десятков тонн масла, мяса, рыбы, фруктов, овощей. Так, 110 воспитанников Большеучинского детского дома более 6 месяцев не получали сливочного масла. К работе воспитателями привлекаются случайные люди. В Николо-Сюгинском детском доме работает воспитателем Павлов, в прошлом отбывший наказание за покушение на убийство. Воспитательная работа запущена. В некоторых детдомах, особенно тех, которые расположены в зданиях бывшей этапной тюрьмы и лагеря для военнопленных, широкое распространение получила игра «Татьяна пьяна…».

В результате в ЦК КПСС было принято решение построить для детских домов новые здания, увеличить снабжение детей продуктами и одеждой, а воспитательские кадры усилить комсомольскими и партийными работниками. В результате ситуация несколько улучшилась, однако большинство проблем сохранилось и по сей день.

Тем временем

– Дети никогда не расскажут о том, что творится у них в учреждениях, – пояснила «Известиям» ответственный секретарь СПЧ и одна из кандидатов на пост детского омбудсмена Яна Лантратова. – Потому что дяди и тёти из официальной комиссии уедут, а им потом жить дальше в этом детдоме или интернате. Поэтому плановые комиссии никогда не выявляют страшные случаи нарушения прав детей. В данный момент у нас в разработке находится 14 регионов России, где очень серьёзно нарушались права детей. В первую очередь это история с Забайкальским краем. Рассказали, например, историю о том, как мальчика за кражу банана посадили в мешок, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и всем интернатом били. Девочкам, которые защищали другого мальчишку, наливали горячий суп в руки и заставляли есть. Но мы выявили и другую страшную проблему. Выяснилось, что многие детские учреждения находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – арестантско-уркаганское единство. Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются. АУЕ действует ещё в 17 регионах. Среди них – Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская области, Ставропольский край, Московская область и другие регионы России.

В 2017 году в России наконец-то будет принят законопроект и «детям войны» увеличат пенсии, а также предоставят дополнительные льготы. Тем не менее далеко не все граждане нашей страны знают о том, какие льготы из бюджета им положены, но стоит заняться этим вопросом вплотную, как выяснится, что почти каждый взрослый гражданин имеет право на их получение.

Может быть, есть льготы, которые касаются ваших близких родственников, но они их не получают по незнанию?

  1. Ветеранам ВОВ и боевых действий, их семьям.
  2. и инвалидам.
  3. Гражданам, имеющим государственные награды.
  4. Многодетным семьям.
  5. Малоимущим гражданам.
  6. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
  7. Реабилитированным лицам, их семьям.
  8. Детям до 16 лет.

Из тех людей, кто подал заявление и предоставил необходимые документы, льготы предоставляются в первую очередь наиболее нуждающимся гражданам.

Все социальные доплаты делятся на несколько категорий: медицинские, проездные, жилищные, налоговые, и прочие.

  • Жилищные – предусматривают снижение оплаты за коммунальные услуги или факт предоставления жилья безвозмездно.
  • Медицинские – льготы на приобретение лекарств.
  • Налоговые – предоставляются в виде вычетов по уплате налоговых сборов.
  • Проездные – бесплатный проезд в городском транспорте или льготы при приобретении билетов на междугородный проезд.

Каждый регион, исходя из своего бюджета, имеет право на предоставление своих дополнительных льгот: на протезирование, льготные билеты на авиаперелеты и др.

Официального подтверждения статусу «Дети войны» нет на федеральном уровне. Но проект закона о том, чтобы присвоить этот статус гражданам, родившимся в 1928-1945 г.г., рассматривается Государственной думой несколько лет.

Регионы принимают подобные законы на своём уровне. Около 20 областей России приняли постановления о льготах детям войны, и им предусмотрена их выплата.

В некоторых областях данное понятие толкуется с дополнениями в виде определения «сироты войны».

Конкретные действующие льготы для детей военных лет в некоторых областях РФ:

  1. Обслуживание в медицинских и социальных учреждениях вне очереди.
  2. Ежемесячные денежные выплаты. Сумма разная в разных регионах. В основном они приравнены по статусу к труженикам тыла.
  3. Скидки на оплату коммунальных услуг – могут быть разными в различных регионах.
  4. Бесплатное предоставление лекарств по предписаниям медиков.
  5. Право бесплатного проезда в городском транспорте.

Граждане, которые имеют право причислить себя к данной категории, должны подтвердить свой статус документально.

По положению, предложенному в проекте закона, к гражданам данной категории следует отнести тех, кто родился в Советском Союзе с 1928 по 1945 г.г. Эти люди не принимали участия в военных действиях, но пострадали от тягот войны. Некоторые были вывезены в концентрационные лагеря, другие, будучи детьми, трудились в тылу, заменяя взрослых.

Сегодня возраст этой категории людей колеблется в диапазоне от 88 до 93 лет. Они остались без детства. Государство считает своей обязанностью обеспечить им спокойную старость, предоставляя различные льготы. Но пока предоставление льгот организовано только в нескольких регионах.

В 20 областях РФ льготы действуют несколько лет: Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской и др. Выплаты небольшие, но и они для пенсионеров всегда кстати. Льготы, положенные детям военных лет, приравнены к льготам ветеранов тыла, например, в г. Челябинске, Санкт-Петербурге, в Москве.

К этой же категории относятся люди, оставшиеся сиротами во время войны. Если закон будет принят на общегосударственном уровне, то во всех областях они будут приравнены к ветеранам тыла, и денежные доплаты к их пенсиям возрастут значительно.

Чтобы получить статус, граждане с соответствующим годом рождения должны написать заявление в органы соцзащиты, предоставив свой паспорт, как подтверждающий документ. Дополнительных документов не требуется. Через 2 недели ему выдадут удостоверение о присвоении регионального статуса «ребёнок войны».

Перспективы утверждения законопроекта в 2017 г.

В 2013 г. КПРФ внесла проект закона об установлении статуса «дети войны». Суть их предложений заключается в предоставлении льгот:

  • Ежемесячные выплаты в сумме 1000 рублей.
  • Ежегодная бесплатная диспансеризация.
  • Проезд на всех видах городского и междугородного транспорта бесплатно.
  • Внеочередное определение в дома престарелых.

По сей день закон не принят и даже не обсуждался. Госдума отреагировала на необходимость принятия закона устным предложением приравнять данную категорию граждан к ветеранам тыла.

В ожидании принятия закона в 2017 году гражданам данной категории стоит обратить внимание на другие категории льготников. Возможно, к одной из них они могут иметь непосредственное отношение, если в регионе проживания не выплачиваются льготы детям войны.

Для выяснения вопросов по поводу использования существующих льгот рекомендуется обратиться в местные органы соцзащиты или в ПФ с паспортом. Сегодня регионы в ожидании решения о том, что наконец какое-то решение будет принято федеральной властью.

В случае официального утверждения законопроекта региональные власти смогут корректировать свои бюджеты в соответствии с новыми условиями.

В тюрьму - за полтора килограмма картошки

В 1920-е - 1940-е гг. под беспризорностью понималось "отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения" 1 . Безнадзорностью считалось отсутствие родительского контроля за поведением ребенка, его учебой, досугом. В довоенные годы знаковым стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. В военные годы ситуация резко обострилась, власти отреагировали сначала постановлением ЦК ВЛКСМ "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью" (7 августа 1942 г.), а затем постановлением СНК СССР "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" (15 июня 1943 г.).

Во исполнение поставленных в этих документах задач в составе НКВД СССР, УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1943 г. в стране уже насчитывалось более 700 детских комнат привода (туда доставляли задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения детей), к концу войны комнат было более тысячи.

Масштаб проблемы был огромным. В Центральном военно-справочном детском столе в Бугуруслане к моменту окончания войны было поставлено на учет около 2,5 млн детей, оставшихся без попечения родителей. В эту цифру, заметим, "не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий" 2 .

Переполненные детские приемники-распределители не справлялись со своими задачами, мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому ребят часто выпускали под подписку о невыезде, и они снова бродяжничали. Зачастую только после многократного задержания беспризорников удавалось пристроить: в лучшем случае - в детские дома, в худшем - в колонии для несовершеннолетних. Первое место среди совершенных ими преступлений занимали кражи. "Судебно-следственные органы выносили голодным и бездомным подросткам самые суровые приговоры за мелкое воровство. Так, И. Бабич (1930 г.р.) и Ю. Садовский (1931 г.р.) были осуждены в ноябре 1945 года один за кражу 1,5 кг картошки, другой - 1,5 кг сахара. Т. Пшеничнова (1929 г.р.) в декабре 1945 года за кражу 4 кг картошки с колхозного поля, П. Иващенко (1930 г.р.) за то, что собрал на железнодорожных путях 5 кг угля" 3 .

Но даже те дети, которых удавалось устроить в детские дома, часто сбегали оттуда из-за невыносимых условий проживания, и все начиналось сначала. Центральный детский приемник-распределитель (ДПР), располагавшийся в московском Даниловском монастыре, был плохо оснащен - не хватало мебели, обуви, одежды, из-за чего дети часто спали на полу и не могли выходить на прогулку. Доходило до совсем печальных и абсурдных ситуаций. Сотрудники ДПР обязаны были выдавать изъятым с улицы детям нательную и верхнюю одежду. Но поскольку ее не хватало, то, эвакуировав детей в детские дома, у них забирали одежду и возвращали ее обратно в ДПР даже зимой, оставляя детей в нижнем белье или лохмотьях.

Остро стояла проблема беспризорников и в Горьковской области. Бюро горкома ВКП(б) г. Горького приняло весной 1946 г. целый ряд решений 4 . Архивные документы позволяют воссоздать основные этапы борьбы с беспризорностью. На первом этапе беспризорных и безнадзорных детей нужно было выявить. Потом выяснялись причины беспризорности или безнадзорности. На завершающем этапе предпринимались меры для устранения этих причин и устройства дальнейшей судьбы детей.

Не пошли в школу из-за отсутствия одежды

Согласно "Справке о состоянии борьбы с беспризорностью и безнадзорностью по г. Горькому" 5 , в сентябре 1945 г. свыше 5000 детей школьного возраста не явилось в школу. Проводилась поквартирная проверка во всех районах с целью выявления и устранения причин, мешающих детям посещать школу. Причин оказалось немало: около 1000 учащихся были задержаны на сельхозработах; 1300 ребят не посещали школу по состоянию здоровья - им была оказана медицинская помощь, также было решено предоставить возможность вновь ходить в школу 496 детям, ранее отчисленным из школ. Многие дети не пошли в школу из-за отсутствия одежды, обуви, канцелярских принадлежностей. "Большую роль в осуществлении всевобуча и борьбе с безнадзорностью детей сыграла материальная помощь, оказанная по линии шефствующих организаций и исполкомов райсоветов нуждающимся детям - только с 1 по 25 сентября было выдано 2968 пар обуви, 200 костюмов, 145 платьев и свыше 2,5 тыс. деньгами" 6 . Часть старших подростков была трудоустроена, младшие дети направлены в детские дома, интернаты и дома дневного пребывания.

Таким образом, уже осенью победного 1945-го случаи детского нищенствования и нарушения общественного порядка на некоторое время заметно сократились, но решить проблему не удалось. 12 марта 1946 г. в решении бюро горкома ВКП(б) приводилась неутешительная статистика по беспризорности и безнадзорности в Горьком и отмечалось, что "все это явилось следствием того, что отделы народного образования, директора школ и учительство слабо ведут профилактическую работу по предупреждению безнадзорности детей, неудачно организован досуг учащихся... Городское управление и районные отделения милиции ограничиваются формальной регистрацией приводов детей и подростков, не выявляя и не анализируя действительных причин, порождающих безнадзорность... Городская комиссия по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей... бездействует, неудачно работают и комиссии при райисполкомах: не занимаются трудоустройством подростков, не проявляют должной заботы о содержании детских комнат при отделениях милиции, не мобилизуют общественность для работы в них" 7 .

В документе был намечен ряд мер для исправления создавшегося положения 8 , в том числе обеспечение в каждой школе систематической работы с учащимися, организация досуга детей (спортивные секции, экскурсии, лекции, посещение кино и театров), помощь учителям в этом вопросе, массовая кружковая работа домов пионеров и других детских учреждений, шефство предприятий над детскими внешкольными учреждениями, шефство лучших комсомольцев над безнадзорными детьми, пропаганда среди родителей, организация детских комнат. Этот документ стал отправной точкой масштабных мероприятий, результат которых стал заметен в Горьком уже во второй половине марта, но был не очень стабильным: число задержанных детскими комнатами детей значительно снизилось, но уже летом снова поднялось: из них в январе 1946 г. учащиеся составили 34%, а в июне - уже 47% 9 .

В трудное послевоенное время была проведена колоссальная работа по ликвидации детской беспризорности и по ее профилактике 10 . Но слишком масштабными и сложными были причины беспризорности и безнадзорности как социального явления в непростом 1946 г., чтобы их можно было побороть с помощью официальных постановлений. Справиться с детской бедой удалось лишь спустя несколько лет, по мере налаживания послевоенной мирной жизни.

Примечания
1. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920е-1940е годы в России. Автореф. дис. ... к.и.н. Пенза, 2007.
2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N 3. С. 60.
3. Зезина М. Без семьи. Сироты послевоенной поры. // Родина. 2001. N 9. С. 85.
4. 12 марта "Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе", 10 мая "О плане мероприятий по работе с детьми в летний период 1946 года", 15 апреля и 24 мая "Об обслуживании пионеров и школьников города пионерскими лагерями и оздоровительными площадками летом 1946 года".
5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196.
6. Там же. Л. 7.
7. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3100. Л. 46-47.
8. Там же. Л. 46-49.
9. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196. Л. 52 Об.
10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-е-1940-е годы в России (на примере Пензенского региона). Дис. к.и.н. Пенза, 2007. С. 230.