Истории плотничных инструментов. Деревообрабатывающие ремесла

Профессия плотника - одна из строительных профессий. Человеку всегда было необходимо защищать себя и близких от холода, нападений, да и просто от посторонних взглядов.

b.gliwa , CC BY-SA 4.0

Постепенно, с развитием цивилизаций, расширялся круг необходимых построек. Стали возводить не только дома, но и храмы, крепости, корабли и многое другое.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты. Брёвнами мостили улицы и площади.

jarmoluk , CC BY-SA 4.0

Построить город значило в древней Руси «срубить город» - настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель.

Развитие ремесла

С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела.

pereslavl , CC BY-SA 3.0

Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения, а возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Кораблестроение

История отечественного кораблестроения начинается с первых веков нашей эры. В ту пору славянские племена обитали на территории Восточной Европы.

Silar , CC BY-SA 3.0

На своих судах они плавали по Каспийскому, Азовскому, Черному морям и выходили в Средиземное море. Дальнейшее развитие мореплавания связано с историей Киевского государства (IX – начало XII вв.) и Великого Новгорода (XII – XV вв.). Новгородцы плавали по Балтийскому морю и северным морям.

Все суда, очень долгое время, возводились исключительно руками ремесленников — плотников. Плотницкое корабельное дело оказало серьёзное влияние на всю историю Руси.

torange , CC BY-SA 3.0

Особенно большое развитие речное судостроение получило в таких судостроительных центрах Волжско-Каспийского бассейна как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Примечательно, что в Казани и Астрахани почти все местное судостроение находилось под контролем государства.

Особенности мастерства

Прежде всего, в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас.

Nicholas Olson , CC BY-SA 3.0

Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники до сих пор.

Вот лишь часть, для примера:

  • Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.
  • Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.
  • Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.
  • Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, - такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.
  • Стопа — полностью собранный сруб.
  • Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.
  • Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, принципиальное отличие угла «в чашу» рубленного вручную от «чашек» сделанных на станке при производстве «оцилиндрованных» бревен является наличие «замка», который создает плотное, теплое и надежное соединение углов.
  • Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

Известные плотники

  • Пётр I Великий - первый император Российской империи, лично участвовал в создании фрегата «Святой Пётр и Павел» на Ост-Индской верфи во время своего пребывания в Голландии осенью 1697 года.
  • Норм Абрам - известный американский плотник, ведущий нескольких телепередач на канале PBS, автор книг по обработке дерева;
  • Харрисон Форд - американский актёр, во время кризиса в актёрской карьере в 1970-е годы работал плотником;
  • Михаил Мышев - русский плотник-реставратор.

В наше время

В настоящее время профессия плотника так же востребована, как и в далёком прошлом. Какие бы механизмы не придумали, а ничто не заменит профессиональных ремесленников. Строительство деревянных домов, ремонт, изготовление мебели и многое другое люди, как и раньше, доверяют настоящим плотникам.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для справки:

Современные плотники, в зависимости от разряда (в России co 2-го по 7 разряд), выполняют следующую работу: установка и ремонт дверей, окон, дверных замков, оконной фурнитуры, мебели, дверных доводчиков, изготовление и ремонт деревянных конструкций (например складские поддоны, опалубка), кроют крыши в строительстве зданий и прочая обработка древесины.

Фотогалерея










О ремесле

Плотник - профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.

Топор - символ плотника

Этот рубящий инструмент стал неотъемлемым инструментом плотника. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наша страна богата лесом, поэтому у плотника работы всегда много.

Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.

Потешный флот ПетраI и плотники

Несомненно, огромную роль в дальнейшем развитии отечественного кораблестроения сыграл опыт, который был приобретен во время создания судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере.

На постройке этих судов работали десятки сверстников Петра – солдат из числа бомбардиров Преображенского полка, а также местные плотники из крестьян окрестных деревень.

Они тогда построили девять военных судов, включая небольшой корабль, и сотни малых судов и лодок.

Ошибочно считаемые плотниками

"Плотник" - корявый, но устоявшийся, перевод слова "тектон" (греч. τεκτον, дословно "строитель"), так как на Руси дома строили не из самана, а из брёвен.

В европейских переводах это же самое слово переводят не как "плотник", а как масон (дословно каменщик), так как в Европе дома строили из камня (а не брёвен).

Деревянное зодчество

История нашего народа, его борьба с внешним врагом, быт, обычаи и верования, его противостояние суровой природе - все это отражено в памятниках деревянной архитектуры, дошедших до нашего времени.

Огромная часть этих памятников - жилье ли, культовые ли сооружения - из дерева срублены мастерами, имена которых в большинстве случаев неизвестны нам, ибо не знатные бояре строили их, а простые смерды, крестьяне, мужики.

Соху сменив на топор и долото, они рубили «города», избы ставили и бани, или возводили храмы «о тридцати версях», «о двадцати стенах», «великие» и «чудные».

Плотник или столяр?

Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

По словарю:

  • «плотник» - это то, что связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.
  • «столяр» -- ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева.

Инструменты плотника

Инструменты плотника: топор, черта, тесло, отвес, скобель, рулетка 3 - 10 метровая, молоток, пила, стеклорез, гвоздодёр, пассатижи, угольник, уровень, набор отвёрток и шестигранников, перфоратор, дрель, шуруповёрт, электроотвёртка, нож-резак, электролобзик, стамеска, стусло, рубанок.

Великий плотник

В истории России одной из самых ярких и значительных фигур был первый российский император Пётр Алексеевич (1672-1725 г.г.).

Пётр I - не только видный государственный деятель, но и «мастер - золотые руки». Он любил всё делать своими руками и учился разным ремёслам.

После смерти своего отца Алексея Михайловича Пётр переехал вместе с матерью в маленький дворец за чертой столицы. Особую его любовь завоевали «бусурмане» - иноземцы московских пригородных посадов.

Он присматривался к работе ремесленников, учился у них и овладел многими ремёслами. Основным и любимым стало ремесло плотника. Потому Царя Петра и называют «Великий плотник».

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна . Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов? » совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности » выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность «. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок .

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно? «. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это «, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству . В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !

Затем древние египетские столяры обстругивали доски теслом, сделанным из меди (в те времена еще не было железных инструментов). Тесло заменяло древним мастерам рубанок. Тесло крепилось к деревянной рукоятке кожаным ремнем или веревкой.

Широко применялась технология деревянных шипов, которыми соединялись деревянные элементы. Использовались трубчатые сверла, но вот столярный верстак и тиски не были известны мастерам Древнего Египта. Использовалось шлифование деревянной поверхности с помощью мелких камней.

В столярном ремесле Древнего Египта умели делать настоящую фанеру, что известно благодаря находке деревянного ящика из саркофага 3 династии. Ящик составлен из нескольких слоев разных сортов древесины, каждый из слоев составлял порядка 5 мм, скреплены они были деревянными шипами.

Также в гробницах Древнего Египта была обнаружена и дворцовая мебель, например в известной гробнице царицы 4 династии Хетепхерес. В ее усыпальнице были обнаружены такие высокостатусные столярные изделия как кровать, кресла, стулья, балдахин и носилки. Эти предметы позволили современным ученым восстановить технологии столярного ремесла тех времен. Так например стало известно, что помимо шипов использовалось соединение с помощью кожаных ремешков, которые пропускали через специальные просверленные отверстия, и деревянные элементы стягивались между собой.

Очень широко в столярном ремесле Древнего Египта использовалась резьба, во многих музеях мира можно встретить предметы деревянного интерьера тех времен, покрытые замечательной резьбой, делавшей эти прдеметы мебели настоящими произведениями искусства еще в те времена.

Разумеется, что со временем способы обработки дерева совершенствовались, так во время Среднего Царства технологии улучшались, и ко времени Нового Царства столярное ремесло достигло уже просто замечательных результатов. Так лезвия инструментов изначально были медными, затем бронзовыми и, соответственно, железными. Сами инструменты совершенствовались и заметно видоизменялись.

Стволы дерева при обработке всё так же тесали металлическим теслом, которое заменяло столярам рубанок, а вот при шлифовке деревянной поверхности стали уже использовать плоский камень песчаника. Более мелкие элементы и ножки мебели изготавливали с помощью долота-стамески. До сих пор не решен вопрос о моменте появления в столярном ремесле токарного станка, так как некоторые историки полагают, что он появился уже в более поздний период - во времена Древней Греции, но часть ученых считает, что такой станок появился уже в Древнем Египте.

Известно, что впервые фанеровать мебель стали в Древнем Египте. Тонкую фанеру стали изготавливать еще в Древнем Царстве, а с Нового царства её стали наклеивать на более дешевую древесину, что и стало первым примером использования шпона в производстве дорогой мебели из массива. Для склейки использовали клей, изготовленный из костей и кожи животных.

В качестве материала мастера использовали акацию, можжевельник, рожковое дерево (кароб), и другие местные породы древесины, также имело место использование черного (эбенового) дерева, которое доставляли с юга - из глубины Африки, ель и пихта доставлялась из Сирии.

Широко было распространено изготовление из дерева колесниц, причем самым сложным было изготовление круглых колес, ведь их форма должна была быть по-настоящему идеальной.Также столяры занимались и изготовлением оружия - луков, дротиков, стрел, предметов культа для храмов и изготовлением музыкальных инструментов для придворных музыкантов.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади. Построить город значило в древней Руси «срубить город» - настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы (чаши), дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т. д.

Совершенно естественно, что в условиях города XI-XIII вв. вся эта масса обиходных деревянных вещей не могла быть изготовлена внутри каждого хозяйства. Если для деревни мы не могли наметить специализации плотничного и столярного ремесл и ограничились только указанием на бондарное, то для города мы располагаем большим количеством сведений о ремесленниках - плотниках и столярах.

Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

Плотники, работавшие в городе, очевидно, не могли быть сезонными ремесленниками, совмещавшими свое ремесло с земледелием, так как время плотничных работ, лето, совпадало с полевыми работами; зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами, летом строили. О плотничных работах подробно говорится в Киево-Печерском патерике и в Сказании о Борисе и Глебе, где речь идет о постройке церквей и монастырей. Отсюда мы можем почерпнуть крайне интересные сведения об организации плотников. Задумав построить церковь в Вышгороде, князь Изяслав Ярославич, «призвав старейшину древоделям, повеле ему церковь възградити. Старейшина ту абие собра вся сущая под ним древоделя, скончав же повеленное ему от благоверного, и в мале дней возгради на назнаменане месте». Здесь перед нами артель плотников со своим старейшиной во главе. Известны и имена вышго-родских зодчих - «огородника» Миронега и старейшины «огородников» Ждана. Возможно, что поставщицей плотников была богатая лесом и бедная хлебом Новгородская земля. В самом Новгороде издревле существовал Плотницкий конец, а новгородцев иногда называли просто «плотниками». Так, например, когда в 1016 г. 40 ООО новгородцев, пришедших с Ярославом, три месяца стояли на берегу Днепра под Любечем против киевских войск Святополка, то воевода Святополка Волчий Хвост, «ездя възле берег, нача укаряти Новогородце, глаголя: «что придосте с хромьцемь сим, а вы плотници суще; а поставим вы хоромом рубити нашим»» (Лавр. л.).

Русская Правда подробно излагает, как должна производиться расплата с плотниками, строящими или починяющими мосты. От времени Ярослава

Всеволодовича дошел Устав о мостех (ок. 1230 г.), по которому повинность по замощению улиц была точно разверстана между всем населением Новгорода Великого.

Зарождение столярного ремесла уходит в глубь веков. По остаткам деревянной утвари, найденным при раскопках русских городищ и курганов, можно заключить, что наши предки уже в глубокой древности умели изготовлять изделия из дерева. О развитии столярного ремесла можно судить не только по остаткам столярных изделий, но и по инструментам, которыми их изготовляли.

В XI-XII вв. деревянные здания и другие сооружения на Руси строили плотники, которые назывались древоделами, а внутренним оборудованием зданий и изготовлением домашней утвари занимались столяры, которые назывались теслярами (от глагола «тесать»). Сохранившиеся от этого периода деревянные предметы свидетельствуют о довольно слабой технике обработки древесины. В это время впервые начали применяться долото, струг, сверло и другие инструменты.

С XIII по XV в. плотнично-столярное ремесло не претерпело особых изменений. Основными видами плотнично-столярного инструмента оставались топор, тесло и долото.

В XVI-XVII вв. в связи с ростом могущества русского государства в городах расширилось строительство: возводились крепостные стены, строились дворцы, церкви, мосты и другие сооружения. Наряду с ремесленниками появились новые специалисты по обработке дерева - резчики по дереву и др. Резьба по дереву широко применялась при строительстве дворцов и особенно церквей. Подражая орнаментам в изделиях из бронзы и серебра, резчики в этот период создали великолепные образцы резных деревянных изделий.

Развитие искусства обработки древесины неразрывно связано с развитием русского зодчества. Уже в глубокой древности великий русский народ создал архитектурные памятники, которые по художественному совершенству занимают одно из выдающихся мест в мировой архитектуре.

Наряду с усовершенствованием техники строительства деревянных сооружений развивалось производство мебели. Столярно-мебельные изделия в современном смысле слова появились не сразу. Их формы и конструкции менялись вместе с изменением хозяйственного и культурного уклада жизни народа. Формы, конструкции, характер украшений, материалы, применяемые для изготовления столярно-мебельных изделий, и способы их обработки видоизменялись в течение многих веков.

Мебель, создававшуюся в нашей стране до революции, можно разделить на две группы: народную мебель и мебель для имущих классов.

Русская народная мебель, образцы которой выражены главным образом в обстановке крестьянских жилищ, была создана еще в глубокой древности. Конструкция и формы несложных предметов домашнего обихода бережно сохранялись народом и передавались из поколения в поколение.

Основными предметами домашней обстановки были лавка, скамья, табурет с круглым или квадратным сидением, стол и шкаф простых форм.

Лавку изготовляли из доски, наложенной на вырезную подставку или на две стойки - ножки. Одной стороной лавка вплотную примыкала к стене. Другую ее сторону обкладывали тонкой доской, поставленной на ребро и обработанной с лицевой стороны несложным профилем или резьбой. Скамью изготовляли так же, как и лавку, но не прикрепляли к стене.

Укороченная скамья для одного человека называлась табуретом. Стулья и кресла встречались в крестьянских жилищах реже. Столы делали массивными и устойчивыми. Подстолье оборудовалось выдвижными ящиками или шкафчиками с дверцами. Все украшение стола сосредоточивалось на подстолье.

Для хранения посуды предназначались открытые полки, висевшие на стенах, и шкафчики, стоявшие на полу, которые обычно украшались с трех сторон гладкими пропильными филенками. Для хранения одежды служили укладки, сундуки, ларцы, окованные железными полосками. Мебель для имущих классов отличалась особой роскошью, разнообразием форм и украшений.

После Великой Октябрьской социалистической революции советский народ, используя классическое наследие, создает новый стиль мебели.

Столярно-мебельные изделия нашего времени отличаются от подобных изделий прошлого по стилю и по конструкции. Современные столярно-мебельные изделия конструируются с таким расчетом, чтобы на их изготовление расходовалось меньше материала, чтобы изделия были технологичными и чтобы за счет пропорциональных форм они были изящными и красивыми.

При достижении перечисленных качеств не забывается и утилитарность изделия, т. е. наибольшая его практическая приспособленность к условиям эксплуатации.

Как видно из сказанного, конструктору, занятому проектированием столярно-мебельных изделий, нужно много знать, чтобы создавать хорошую мебель.

При чрезмерно усложненных формах изделия возрастает трудоемкость его изготовления. При завышенных без надобности размерах деталей увеличивается расход материалов, а при заниженных размерах изделие может оказаться непрочным. Конструктор должен обращать больше внимания на использование дешевых материалов местного происхождения без ущерба качеству изделия.

Немалое внимание уделяется прочности и долговечности столярно-мебельных изделий. Отдельные детали и элементы конструируют переклейными, состоящими из нескольких кусков древесины разных пород, облицованных более прочными материалами или покрытых красками и лаками. Последние образуют пленки, защищающие изделия от воздействий окружающей среды.

Наряду с утилитарностью, прочностью и технологичностью большое внимание обращается на архитектурно-художественное оформление изделия. Однако красота изделия при этом не является самоцелью. Можно сконструировать изделие красивым, но плохо приспособленным к выполнению основной роли, для которой оно предназначено.

В настоящее время основная масса столярно-мебельных изделий изготовляется на крупных предприятиях, оснащенных передовой техникой. Поэтому конструкции изделий должны быть приспособленными к условиям механизированного массово-поточного производства.