Поучения оптинских старцев. Брань духовная, сокровищница духовной мудрости

Брань – противостояние, спор, словесная война, состязания, отстаивание, противодействие между двумя противниками, каждый из, которых пытается бросить своего соперника. Победителем считался тот, кто сможет удержать своего оппонента прижатого к полу, держа свою руку на его шее. Слово брань происходит от слова BALLO , что дословно означает: «Бросить, что-то, без сожаления о том, если это сломается». Пс.17:35 Духовной брани нужно учиться! Духовная брань это интенсивное противостояние лицом к лицу со своим противником. Духовная брань это духовный конфликт, достигший своего апогея. (Точка кипения). Духовная брань это финальная часть противостояния в битве.

Духовная брань может длиться по-разному, несколько минут или несколько дней. Духовная брань это время экстремального внимания и трезвости. Когда ты входишь в брань, тогда каждая твоя ошибка, каждое расслабление будет заканчиваться твоим падением. Во время духовной брани тебе понадобится каждый элемент всеоружия Божьего – утвердись в этом.
Тебе необходимо быть сильным в каждом элементе Божьего всеоружия.

Быть сильным в этом значит:

  • Иметь веденье относительно этого

  • Практиковать постоянно это

  • Любить это

    Каждый элемент всеоружия это степень уверенности и убеждённости!

    Духовная брань эффективна ровно настолько – насколько она ведётся под водительством Святого Духа. У тебя столько силы в этом – сколько ты ведом Святым Духом. Духовная брань начинается с подготовки, и стана будет всячески мешать и атаковать тебя, чтобы удержать тебя от подготовки.

    Победителем становятся вне ринга.

    В ринге противники показывают то, как они подготовились вне ринга физически и психологически. Чем лучше ты готов к бою – тем легче тебе будет и в бою. Подготовка к бою занимает гораздо больше времени, чем сам бой.

    Еф.6:18 Молитва это то средство, посредством которого мы ведём духовную брань.

    Утвердись в своём статусе! (позиция).

  • Пройди освящение. Покаяние это часть духовной брани.

  • Запасись обетованиями.

  • Будь в правильной позиции по отношению ко власти.

  • Определи врага и узнай его как можно лучше. Иногда само знание приносит освобождение и победу.

  • Молись на языках. Развивай свой дух и направленность.

  • Когда нужно драться – дерись! Но не ввязывайся не в свои битвы.

  • Используй хвалу.

  • Используй обетования.

  • Воюй виденьем. (1Тим. 1:18).

  • Утверждай победу Христа.

  • Воюй до прорыва и развивай прорыв.

  • Не бойся своего врага. Библия нигде не учит нас бояться дьявола, вместо этого более 300 раз Бог говорит нам в Библии: Не бойся

  • Будь особенно внимателен в своих слабых местах – скорее всего сатана будет бить туда снова.

    Стимул к духовной войне заложен в нас Богом т.к. Он – Воин, а мы Его образ и подобие.

    В любом случае, если ты в своей проблеме не будешь вести брань с дьяволом – ты будешь вести брань с людьми.

Дух воина

На кровавом ринге «Голгофа», Иисус нокаутировал дьявола. И нокаут был настолько тяжёлым, что дьявол до сих пор не может оправиться от него. Дьявол упал к ногам Иисуса. Сегодня дьявол шатается после этого нокаута, и когда мы во Имя Иисуса атакуем его, он падает!

  • Исх.15:3 Наш Господь – муж брани!

  • Пс.23:8 Наш Господь – сильный в брани!

  • Ис.42:13 Перед пробуждением обязательно будет духовная война! Перед тем как придет слава Божья – активизируются дети Божьи. Наш Господь – сильный в брани, т.е. Он знает, что такое ближний бой. Он победил сатану в ринге Голгофы – лицом / к лицу, на глазах у всего духовного мира.

    Еф.6:10-13 Нам просто необходимо осознать, что вокруг нас кипит ожесточённая война, и нам лучше быть сильными воинами, если мы хотим устоять в этой битве.

    Дух воина это дух несгибаемой веры! Которая идёт против всех обстоятельств и смело смотрит в лицо своему врагу, опасности или проблемам. Дух воина это дух чрезвычайной смелости и дерзновения. Дух воина это дух неотступности! Дух воина это дух преодоления лишений, дискомфорта и трудностей. Воин это, прежде всего посвященный человек, у которого нет своей личной жизни, который подчинил свою жизнь Военноначальнику. 2Тим.2:3-4 Давид имел сильное царство – но одним из главных его компонентов была сильная команды ВОИНОВ 1Пар.10:9-24 . Воин это человек, для которого война это профессия, образ жизни. Воин любитель – это звучит смешно. Дух воина поднимет тебя даже после самых жестоких нокаутов и поражений. 2Кор.6:3-10 Дух воина! Дух воина это мужество стоять, даже когда боль сильна. Дух воина это готовность к самопожертвованию.

    Если у тебя нет того ради чего ты готов умереть — у тебя нет того, ради чего стоило бы жить.

    Библия подразумевает всех нас воинами, выдавая нам всеоружие Божье. Без войны не бывает победы, а воюют воины.

    Без воинского духа христиане: Плачут, жалуются, ропщут, критикуют, убегают, сидят в плену проблем. Без воинского духа Гедеон был трусливым, но Божий воинский Дух сделал его величайшим освободителем в истории Израиля. В одинаковой мере воин это человек команды, но и личность способная на инициативу и подвиг. Несмотря на весь талант полководца – битву выигрывают простые солдаты, поэтому каждый солдат должен быть качественным. МЫ НУЖНЫ ИИСУСУ. Воин это человек принципа – он лучше умрёт, чем отступит от него. В это его сила, но и иногда великая опасность. Часто сильным воинам нахватает рациональности, и это ведёт к множеству потерь, которых можно было избежать. Иногда необходимо стратегически отступить и в этом будет мудрость, но без воинского духа победить вообще невозможно.

    Голиаф убил дух воина в армии Израиля и одержал победу без «единого выстрела». Давид имел сильный воинственный дух 1Цар.16:18 + 17:32 .

    В Чис. 13-14 гл. сатана поразил воинский дух Израиля, и они отступили на 40 лет.

    Часто когда ты переживаешь духовный подъём – сатана тут же активизируется в твоей жизни. Но знай, если дьявол агрессивен – значит, он нервничает.

    Девиз воина : Я одержу победу – или умру в битве, я достигну намеченной цели или умру в попытках сделать это!

    Может ты говоришь: «Я просто хочу жить мирной христианской жизнью», но вспомни высказывание одного полководца: «Хочешь мира – готовься к войне».

Битва с гигантами

Числ.13:32-34 Наша война с гигантами, великанами. 1Цар.6:17 Пять городов, пять гигантов, пять камней Давида! 2Цар.5:17-20 Эти гиганты атакуют сразу же, как ты входишь в служение или занимаешь позицию власти. Поэтому так важно разобраться с ними сразу!

1. АЗОТ — слово Азот значит «город на холме» (быть большим, неприступным, угнетение), он представляет гордость Пр.16:18. Азот был предназначен для колена Иудина, но оно не могло овладеть им. Покорность и смирение

2. ГАЗА – значение слова: укрепленное место, сильный, неистовый, жадный, грубый. Газа был столицей Филистимлян. Газу также не смогли завоевать. Здесь держали Самсона, здесь он разрушил храм Дагона.
Газа упоминается как граница, до которой доходили победы израильских царей. Этот гигант представляет правительство, власть. Каково твое отношение к власти, легко ли тебе покоряться власти, которую Бог поставил над тобой. В негативном смысле этот гигант представляет дух независимости, неподчинение власти, самостоятельность. Мы как люди не любим, подчиняться другим людям, но именно этого просит от нас Господь! Послушание и повиновение – это прорыв в битве с этим гигантом!
3. АСКАЛОН — этот город остался политически и экономически независим от Израиля. Этот гигант представляет комфортизм и либерализм, а также жадность. Это страх заполучить себе неприятности, вступив в духовную брань. Это безразличие и концентрированность только на комфорте в своей жизни, семье и церкви.
Посвящение и вера – это прорыв в битве с этим гигантом! 4. ГЕФ — слово Геф значит «винный пресс». Это родина Голиафа (сильного). Этот гигант представляет пресс жизненных обстоятельств, который давит на нас – и здесь мы либо ропщем и попадаем во власть этого великана (как в Числ.13.), либо верой прорываемся через оппозицию, несмотря на все угрозы и страх! Многие христиане живут под властью этого гиганта. Все, что они научились делать когда приходят трудности — роптать, но надо научиться использовать трудности для победы! Каждая твоя неудача это открытие того, что ты можешь делать иначе. Каждая трудность это возможность подняться выше.
Терпение и надежда
5. ЕКРОН — значение слова: подрезать крылья, истреблять; корень слова — эмиграция. Здесь поклонялись Вельзевулу (повелитель мух). Этот гигант представляет отвлечение, небрежность, непостоянство, неверность.
Пс.27:5 — это приводит к разрушению жизни христиан. Усердие и верность — это прорыв в битве с этим гигантом!

Раненый солдат Он слаб склонен к слабостям

  • 2. Он ограничен в движении

  • 3. Его реакция падает

  • 4. Он перестаёт бодрствовать

  • 5. Он раздражен и зол (с ним тяжело общаться)

  • 6. Он огорчён

  • 7. Он не имеет покоя, мира из-за боли

  • 8. Он особенно уязвим, он лёгкая мишень

  • 9. Он не способен нести бремя Христово, т.е. ответственность, власть и помазание силы Святого Духа.

  • 10. Он становится невнимательным т.к. сосредоточен больше на своей боли. (невнимателен к другим в том числе).

    Стратегия сатаны состоит в том, чтобы ослабить нас ранениями. Если у нас есть рана – дьявол будет туда бить вновь и вновь, не давая этой ране зажить. Как мы получаем ранения:

  • . ГРЕХ – причина почти 90% ранений.

  • Колдовство . Аккультные атаки.

  • Саморанения — Самопроклятия — Глупость — Брать на себя то, чего нельзя брать.

  • От людей (слова, поведение, отношение и т.д.)

  • От Бога (Быт. 32:25, 2 Кор. 12:7 ). Это для нашего смирения и зависимости от Него, но это менее 1 % от тех ран, что мы можем получить. Раны:

  • Привлекают бесов, они кормятся от этих ран, причиняя боль, и провоцируют заражения – заблуждения, ложь, клевета.

  • . Рана подобна дырке, через которую вытекает сила.

  • . Рана это открытая дверь для бесов, место, где пускают корни твердыни дьявола.

  • . Раны дают бесам силу, чем больше рана – тем больше они имеют возможности действовать в этой сфере. Вообще, чем сильнее ты – тем слабее они, чем слабее ты – тем сильнее они.

  • Раны ведут к рабству и делают тебя заложником.

  • Раны могут передаваться по наследству, в этом случаи они становятся проклятием.

  • . Раны призваны отвлекать нас от Божьего предназначения.

  • Раны делают тебя эгоистичным с обострённым самомнением и обидчивостью и капризности.

  • . Раны лишают радости, наслаждения жизнью, они отравляют жизнь, воруют мир.

  • . Раны искажают реальность, и обычные трудности начинают казаться большими, чем они есть на самом деле, и вызывают гораздо больше негативных эмоций, чем обычно. Это действие лжи. Раненый солдат легко сдаётся перед сложившимися обстоятельствами.

  • Раны говорят тебе о поражении твоей веры и рождают сомнения, а это ведёт к колебаниям и двоедушию.

  • Раненый это человек, который находится постоянно на грани срыва, падения. Раненый волей — неволей задерживает продвижение здоровых. Поэтому с ранеными можно поступить тремя путями :

  • . Добить его (75%)

  • Терпеть его (помочь ему терпеть)

  • 3. Вылечить его (помочь победить)

    В ночь перед ИСХОДОМ Бог исцелил всех израильтян, Пс.104:37 , это показывает, что для того, чтобы исполнить Божье предназначение необходимо быть здоровым. Путь к исцелению:

    Процесс исцеления:

  • 1. Смирение (признать)

  • . Бог исцеляет, через Своё Слово – Пс.106:20

  • Бог исцеляет, через утешение Святым Духом.

  • . Бог исцеляет, через твоё послушание (Нейман) В любом случае, тебе нужно поверить Богу и довериться Ему!!! В этом ПОБЕДА!

Посрамление врага

Кол.2:15

Позор – бесполезное состояние, отставка, стыд, обесславливание, лишение достоинства. 1Цар.17:45-51 Давид не только убил Голиафа – он также и посрамил его.

Многие верующие не ведут духовных сражений вовсе. Многие из тех, кто всё-таки сражается – делают это исключительно ради своего выживания. Поэтому пока у них в жизни всё в порядке – они спокойно сидят в своей скорлупе, но когда сатана атакует их, они просыпаются и пытаются отбиться.

Истина в том, что мы не воюем ради себя. Мы не сражаемся ради личного выживания. Не к этому Бог призвал. Да нам надо устоять – но ради ЧЕГО?

МЫ СТОИМ И СРАЖАЕМСЯ – И ДОЛЖНЫ СРАЖАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖАТЬ СТОЯТЬ (УСТОЯТЬ)

Причина для чего ты стоишь – это бороться и ты борешься для того, чтобы продолжать стоять. Наша цель – освобождение пленников сатаны.
Бога дал нам всеоружие, и после он говорит нам молиться за других (за святых и за всех человеков). Церковь страдает из-за недостатка молитвы. Церковь не ПРОМАЛИВАЕТСЯ как должно.
Молитвы Микки Мауса не пугают сатану и не разрушают его планы. Церковь не воюет как должно. Многие твердыни не падут, пока Церковь не ПРОВОЮЕТ их эффективно.

Царство Божье силою берется и употребляющие усилие восхищают его. Сатана всегда будет противиться распространению Царства Божбего по земле. Поэтому Бог дал нам оружие, чтобы мы ЗАСТАВИЛИ его убраться с нашей земли – будь то: семья, город, твоё тело.

Вера это не просто желание хорошего. Недостаточно просто сильно хотеть чего-то, необходимо промаливаться в это.

Как посрамляется враг – когда ты не просто сам побеждаешь, но и помогаешь побеждать другим. Когда ты являешь святость Божью. Бог упрекнул Моисея и Аарона за то, что они не явили Его святости перед бунтующим Израилем.
Сегодня Бог ждет, что мы будет являть Его святость не только перед людьми, но и прежде всего перед демоническими начальствами и властями. Еф.3:10 . Когда демонстрируется святость Божья перед ними – они теряют свою власть, ослабляются и измученные выходят на свободу, духовная атмосфера меняется.

Поэтому не начинай битв, в которые Бог тебя не ведет!

Поставь стражей у ворот

Битва начинается и заканчивается в разуме, именно в разуме определяется исход и процесс физических событий!

Мы должны бодрствовать у ворот своей жизни. Кто входит, и кто выходит через них.

ЭТИХ ВОРОТ ТРОЕ: 1. Глаза 2. Уши 3. Уста

Эти ворота ведут в сердце и из сердца.

ГЛАЗА . То, как ты смотришь на всё, определяется состоянием твоего сердца. Глаза это двусторонние ворота. Кажется, что глаза это только вход, НО это также и выход! То, как ты смотришь на что-то — может разрушать дела дьявола и созидать дела Божьи, ибо в таком случае из твоих глаз льется Свет Божий, разрушающий тьму. Когда ты смотришь на что-то с веденьем от Бога.

УШИ . Важно, что ты слушаешь или кого ты слушаешь о той или иной ситуации. Например: когда ты слушаешь Бога о своем городе – ты т.о. освящаешь свой город посредством веденья (света) истины о городе. Бог получает место в городе. Также и с дьяволом. (О здоровье, о финансах, о семье, о будущем и т.д.).

Кого ты слушаешь – тот и имеет власть над тобой, место в тебе.

Вот почему сатана использует СТРАХ, чтобы поражать верующих. Страх связывает, обкрадывает, унижает, угнетает, убивает. Бог дал нам повеление: «НЕ БОЙСЯ!» Это ПОВЕЛЕНИЕ, а не пожелание, поэтому, когда ты боишься – ты грешишь непослушанием Божьему повелению, и сатана получает место в твоей жизни.

УСТА . Уста это также и вход и выход. От избытка сердца, говорят уста. Жизнь и смерть во власти языка. Весь духовный мир ожидает наших слов т.к. духовная война это устная война. Слова играют первостепенную роль в духовной войне т.к. мы образ и подобие Божье. Необходимо следить за словами даже в молитве – не говорите лишнего. Сатана всегда подталкивает нас наговорить лишнего, чтобы потом убивать нас нашими — же словами.

«…Пpежде всего – «познай самого себя», то есть yзнай о самом себе, какой ты есть. Каков ты воистинy, а не каков ты дyмаешь, что ты есть. С таким осознанием становишься мyдpее всех людей, и в смиpение пpиходишь, и благодать полyчаешь от Господа. Если же не пpиобpетешь самопознания, а pассчитываешь только на свой тpyд, знай, что всегда бyдешь находиться вдали от пyти…

Кто победил диавола? Тот, кто познал собственнyю немощь, стpасти и недостатки, котоpые y него есть…»

Старец Иосиф Исихаст

Различия в природе людей: мягкие и жесткие души; надменному нужно много терпения и труда – Различия в дарованиях: пять талантов, два и один – Труд для тела, смирение – для души – Брань с самим собой, своими слабостями и страстями – Очищение через чистое и частое исповедание – «Hикогда искyшения не бывают кpепче благодати»


Старец Иосиф Исихаст (1899-1959): «…
Человек от человека очень отличается и монах от монаха. Есть дyши мягкого нpава, котоpые слyшаются с большой легкостью. Есть и дyши жесткого нpава, котоpые не подчиняются легко. Они отличаются, как вата от железа. Вата тpебyет только смазки словом. А железо тpебyет огня и печи искyшений для обpаботки. И такой должен иметь теpпение в искyшениях, чтобы пpоизошло очищение. Когда нет теpпения, он — фонаpь без елея — вскоpе yгасает и пpопадает.

«Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет Благодать от Бога. А посредством «левых» (недобрых) помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной Благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека…

Самый большой эгоист – это тот, кто живет по своим помыслам и никого не спрашивает. Такой человек разрушает сам себя. Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным – даже семи пядей во лбу, — он будет страдать постоянно».

Старец Паисий Святогорец


Сила доброго помысла — Помыслы «слева» — величайшая болезнь — Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие — Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым — Доверие помыслу – начало прелести — Послушанием преодолевается все — О борьбе против помыслов — Возделывание добрых помыслов — Очищение ума и сердца

Старец Паисий Святогорец (1924-1994):

Сила доброго помысла

— Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: «Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник». Что это значит?

— Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, (его) страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть…

«При правильном сложении перстов из них исходит огонь! И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — все сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа».

Блаженная Пелагия Рязанская

«Правильное наложение креста (четкое, а не махание) как бы разрезает человека, освящая и очищая его кровь , и является достаточным исповеданием Господа».

Иеромонах Анатолий Киевский

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «Великое имеем мы, верующие, оружие! Это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беззащитны. Это то же самое, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес; да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых диавольских сетей.

Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей, всеми душевными силами человека. Одна барыня рассказывала, что был у нее сын. Он был религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с дурными товарищами и стал неверующим, развратным, словно кто-то овладел им и заставляет его все это делать. Очевидно, что эта посторонняя сила – сила злая. Источник ее – диавол, а люди являются только орудиями, средством. Это антихрист идет в мир, это – его предтечи. Про это апостол говорит: Послет им духа заблуждения, духа лестча… Зане любви истины не прияша… Человек остается как бы беззащитным. Настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения. Никто не согласится сотворить молитву Иисусову да крестное знамение: это такие древности, совершенно отжившие свой век…».

«Если бы вы спросили, отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных всяким порокам, ответ готов: от служения чреву ».

«Весь человек есть прекрасное дело рук Божиих; все в нем устроено добре зело. Гордость – демон; злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное самомнение в истине – демон; уныние – демон ; различные страсти, а действует во всех один сатана, а вместе лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух, с сатаною».

«Театр и церковь – противоположности: то храм мира, а это храм Божий; то капище дьявола, а это храм Господа ».

«Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря потому, какое ты сам даешь ей направление».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908):
Бог. Святая Троица. Дух Святой
«Ни на одно мгновение своей воли не исполняй, а волю Божию, которая есть любовь ко всем, и ко врагам . Согрешил ли я, Господь – очищение мое; уныл ли я, мрачен после греха, от оскорблений врага, Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня – Господь. Дух Святый, подобно воздуху, все наполняет и все проникает: везде сый и вся исполняй . Кто усердно молится, тот привлекает в себя Духа Святаго и молится Духом Святым ».

«Все силы и чудеса совершает Дух Святый . Тем же Духом подаются иному силы, другому – действия сил. Ты только говори с верою, совершение слова не твоя забота, а Духа Святого. Если Христос в тебе, то будь весь как Христос: кроток, смирен, долготерпелив, любвеобилен, безпристрастен к земному, горняя мудрствующий, послушлив, разумен, имей в себе непременно Дух Его: не будь горд, нетерпелив, ни скуп и ни сребролюбив, будь непристрастен к земному ».

Сегодня редко увидишь человека уравновешенного. Люди стали аккумуляторами, большинство словно наэлектризовано. А те, кто не исповедуются, принимают вдобавок и бесовские воздействия, имеют некий бесовский магнетизм, поскольку диавол обладает над ними властью. У немногих мирный взгляд, будь то юноши, девушки или пожилые люди. Беснование!

Знаешь, что такое беснование? Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми…

Старец Паисий Святогорец

О том, как действует диавол

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994): Пока человек борется, у него будут искушения и трудности. И чем больше он старается избежать искушений, тем сильнее восстает на него диавол . Иногда наша жизнь противна жизни евангельской, и поэтому через искушения, если мы разумно используем их, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием.

— А я, Геронда, застреваю на мелочах, и после у меня нет расположения подвизаться ради чего-то высшего.

— Это все равно что мины, которые ставит враг для того, чтобы вывести войско из строя. Тангалашка старается вывести подвижника из строя с помощью мелочей, когда видит, что не может навредить ему иначе…

Величайшие соблазны происходят от пустяков… В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи. Он душевно ломает человека на глупостях, на детскостях, диавол делает человеческое сердце таким, как хочет он, а человек после этого становится безчувственным и стоит на месте – как пенек…

ничего. Святой Иоанн Златоуст говорит: «В «хотеть» и «не хотеть» заключается все».

Бог по природе благ и всегда хочет нам добра. Однако нужно, чтобы хотели и мы. Потому что человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной».

Старец Паисий Святогорец

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994):

«Люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние . Под дурное влияние попасть легче, потому что канонаршит там диавол. Скажи, например, кому-то бросить курить, потому что это вредно. Как только он решит бросить, к нему сразу направляется диавол и скажет: «Вот в этих сигаретах меньше никотина, а в этих – очищающий фильтр, так кури такие, вреда не будет». То есть диавол найдет для этого человека оправдание, чтобы не бросать курение, найдет для него «выход»! Ведь диавол может найти нам целую кучу оправданий. А те сигареты, которые он предлагает, могут приносить еще больше вреда. . Можете судить, как должен быть доволен враг наш и как радоваться, находя между людьми такое неверие в самое бытие свое!.. Лучшего положения не мог пожелать он сам. Ибо, представляя его несуществующим, потому самому нисколько не страшатся его и не принимают мер против козней его, а таким образом дают ему возможность действовать над собою, как ему угодно. Это воины, отдающиеся в плен без сражения! …Посмотрите на тех людей, для коих дух злобы не существует. Для них не существует и Искупитель . Ибо для чего искать вождя, когда нет брани?…

Старец схиигумен Савва

Не прилепляйтесь к пустому — Почему я томлюсь и стражду? — Свобода — дар от Бога, но не в ней ли причина моих бед? — Перестанем расточать сокровище свободы безрассудно — Грехи наши, подобно нам самим, не умирают — Ни Искупитель, ни искуситель наш не могут действовать на нас без нас — О великой брани между семенем жены и семенем змия, …между всеми нами и общим врагом нашим, многие из нас почти ничего не знают! — Для людей, для коих дух злобы не существует, не существует и Искупитель — Сила врага связана, он не то делает, что хотел бы, а лишь то, что попускает ему Бог, для нашего же блага — Если человек подвергнут искушению, то потому, что мог победить его — Позволяя чувствам затмить разум, и самые умные люди становятся глупее малых детей

Старец схиигумен Савва (1898-1980): « Н е отдавайте Вашего сердца тому, что не может быть вечным : над миром внешним замечайте иной мир – истинный, действительный. Тогда Вы не будете иметь ни той низкой угодливости к людям, стоящим выше Вас, ни еще более низкого презрения к тем, которые ниже Вас, потому что в каждом увидите душу, то есть, Святилище, к которому Вы можете приблизиться не иначе, как с глубоким уважением…

Откуда и как возникло все зло, облежащее меня и весь мир со мною?

Для современного человека, не имеющего христианского религиозного образования, такое понятие как «духовная брань» может ассоциироваться с совсем далекими от истины понятиями.

Первая ассоциация, которая может прийти на ум, что духовная брань - это какая-либо ругань. Здесь легко ввести себя в заблуждение, так как эти два слова синонимы. К тому же есть множество цитат и фразеологизмов, подтверждающих это, но в контексте христианской религии - это не так. Брань - это противостояние, борьба с тем, что вредно, пагубно и губительно.

Кто-то предположит, что речь идет о необходимости самосовершенствования, скажем нравственного – это, от части, верно. Если сказать, что духовная борьба - это борьба со страстями - то это то же не верно, так как страсть - врожденные инстинкты. Таким образом, что такое духовная брань в православии и в чем её цели - понятие неопределенное и малопонятное.

Духовная борьба. Невидимая и мысленная брань

Духовная брань или духовная борьба - это неотъемлемая часть Православной аскетики и духовной жизни монашества, принадлежащей ей уже многие века. Она познается путем непосредственного участия в ней, что есть подвиг для православного христианина.

Ведь цель этой борьбы - достижение христианского совершенства, что есть сближение и пребывание в связи с Богом. Инструментами ведения борьбы служат Невидимая и Мысленная брань.

Киприан Карфагенский

Древнеримский епископ

Чем продолжительнее ваша брань, тем блистательнее венец.

(Ис.Пе., 63, 226–227)

Раз или два победив раздражительность и похотливость, эти страсти из всех мучительнейшие, не давай себе покоя и не думай, что победил ты совершенно и стал свободен от всякой борьбы. Но и после самой великой победы бодрствуй и заботься, чтобы не утратили славы прежние победные памятники.

Ибо многие, не говорю, трижды, но тысячекратно одержав победу, впоследствии стали добычею врагов, и после многих победных торжеств, отводимые в плен, представляли из себя жалкое зрелище.


Никодим Святогорец

Греческий монах

Если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани и сподобиться достодолжного за то венца, (надлежит) водрузить в сердце своем следующие четыре расположения и духовные делания, как бы облещись в невидимые оружия, самые благонадежные и всепобедительные, именно: а) никогда ни в чем не надеяться на себя; б) носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на единого Бога; в) непрестанно подвизаться и г) всегда пребывать в молитве.

Пройдя вышеперечисленные ступени борьбы, человек может приступить к мысленной брани («Умное делание»). Это изменения в уме, механизме мышления, после которых человек начинает более глубокие измышления, выходящие за рамки зримого и осязаемого.

Возможно это только путем воздержаний, молитвы, самоограничения. Мысленная брань - показатель высокого уровня духовного развития человека.

Филофей Синайский

Преподобный

Послушай, как должно вести каждочасно действующую в нас брань, и поступай так: с трезвением сочетавай молитву, – и будет трезвение усиливать молитву, а молитва трезвение.

Трезвение, непрестанно назирая за всем внутри, замечает, как враги покушаются войти туда, и, заграждая им по силе своей вход, призывает в то же время на помощь Господа Иисуса Христа, чтобы Он прогнал этих лукавых воителей.

При этом внимание заграждает вход посредством противоречия; а призываемый Иисус прогоняет демонов с мечтаниями их.

Иоанн Лествичник и Никодим Святогорец - отражение духовный борьбы в литературе

Процесс духовной борьбы нашел своё отражение во множестве литературных работ святых отцов, наиболее полными и исчерпывающими можно назвать:

  • «Лествица» - сочинение Иоанна Лествичника.
  • «Невидимая брань» - Никодима Святогорца.

Иоанн Лествичник - христианский богослов, родился в Константинополе в 579 году, был хорошо образован. В юности переехал в Египет, где был пострижен в монахи. После смерти своего наставника - старца Мартирия - в послушании, у которого Иоанн был около 19 лет - избрал путь отшельника и провел 40 лет своей жизни в пустыни Фола.

в этом возрасте Иоанн Лествичник был избран игуменом Синайского монастыря

В возрасте 65 лет был избран игуменом Синайского монастыря, где и скончался через 4 года в 649 году.

В своем сочинение Иоанн показал духовные и аскетические традиции в египетских монастырях, что позволило ему описать путь к духовному совершенствованию христианина - 30 ступеней добродетелей, восходя по которым можно достичь духовного совершенства. Эти ступени можно представить так:

  • борьба с мирской суетой (ступени 1-4);
  • скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5-7);
  • борьба с пороками (ступени 8-17);
  • преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18-26);
  • душевный мир (ступени 27-29);
  • союз трех главных добродетелей (ступень 30).

Лествица райская (византийская икона). Путь к духовному совершенству

Никодим Святогорец - афонский монах и богослов, родившийся в 1749 году на острове Наксос в Греции, толкователь Канонов Православной Церкви. Получил образование в городе Смирне, изучал древней греческий, латинский языки.

Христос призывает своих учеников к совершенству: «Будьте совершенны как Отец ваш небесный». Усилия по стяжанию нравственной чистоты и духовного совершенства (а попросту говоря по исполнению заповедей Христа) получили в святоотеческой литературе наименование «Невидимой брани» или «Духовной брани».

Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей
Ф. М. Достоевский

Что такое «брань»?

Брань означает борьбу, битву, сражение. Битвы в средневековье проходили часто, это была реальность близкая всем людям, а потому и образ, который использовался в аскетической литературе, был всем понятен. В сражении решался вопрос жизни и смерти. Таким образом, христианские авторы хотели подчеркнуть, что духовная брань напрямую связаны с самыми основами нашего существования.

Почему невидимая?

Главные противники человека в духовной борьбе – он сам и искушающие его бесы. Он сам - это наши страсти и дурные наклонности, привычки, которые мы должны искоренять и преодолевать для достижения совершенства. Кроме того, враг человеческого спасения, дьявол, если не напрямую, то хитростью и коварством склоняет человека ко злу, искушая различными помыслами и мечтаниями, подавая повод грешить. Однако последнее слово в выборе пути остается за человеком. Но только Богу и человеку известно, сколько нужно приложить духовных усилий, чтобы сделать шаг в верном направлении! Эта внутренняя борьба в душе человека не видна постороннему взгляду, но ее последствия имеют непосредственное отношение к окружающим его людям и миру.

Земная битва закаляет воина, делает его сильнее и умнее в борьбе с противником. То же можно сказать и о духовной борьбе. Когда человек получает добрый навык в борьбе со своими греховными страстями (пусть даже и не проявляющимися в виде грехов ных поступков), он внутренне совершенствуется, духовно растет. Недаром один из великих аскетов и подвижников Православной церкви прп. Иоанн Лествичник сравнивает эту борьбу с трудным восхождением по ступеням лестницы добродетелей.

К битве необходимо правильно подготовиться, чтобы ее не проиграть. Как это сделать пишет апостол Павел в своем послании к Ефесянам 6,14-17:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».

С чего начать?

Как исполнить слова Апостола, нам разъясняет святоотеческая аскетика. Говоря упрощенно:

  1. Путь воина Христа, направление и стратегия битвы изложены в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника.
  2. Тактика, приемы ведения боя и Боевой Устав - в «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца (перевод святителя Феофана Затворника).
  3. Устав внутренней службы - в «Душеполезных поучениях» аввы Дорофея.
  4. Чтобы получить первоначальное представление об образе воина Христа, о том, как он выглядит, надо прочесть письма игумена Никона «Нам оставлено покаяние» и письма схиигумена Иоанна «Письма Валаамского старца». А для людей с повышенными интеллектуальными требованиями еще и жизнеописание и письма игуменьи Арсении (Сребряковой).
  5. Ни в коем случае не следует приступать к сражению, не изучив пятитомник святителя Игнатия (Брянчанинова). Его работы - не только переложение аскетики на современный нам язык; святитель Игнатий выбрал из отцов только то, что еще по силам ослабевшему и изнемогшему христианину последних времен. Без советов святителя Игнатия начинающий воин быстро и бесславно проиграет битву (то есть попадет в ад), не поняв её внутренней сути и способа оценки своих сил и средств. Отцы древности на такие объяснения не особенно разменивались, для них новоначальный - это тот, кто живет в пустыне, спит по четыре часа в сутки, действительно скудно питается, трудится в поте лица и исполняет молитвенные правила, какие не снились современным подвижникам. А для нас новоначальный - это тот, кто "Отче наш" и Символ веры выучил, и неизвестно еще,