Кто такие Каин и Авель: библейская история. Авель и Каин: история одного преступления Библия каин и авель читать

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

КАИН И АВЕЛЬ, два брата, первые сыновья Адама и Евы. Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства.

Рассказ о Каине и Авеле содержится в 4 главе Книги Бытия. Авель был скотоводом , Каин – земледельцем . Каин принес в дар Богу плоды земли, Авель принес в жертву животных своего стада. Авель был человек добрый и кроткий, и Бог принял жертву Авеля: дым от нее вознесся к небу. Каин же был человек злой и жестокий, Бог не принял его жертвы: дым от его жертвы расстилался по земле и не поднялся к небу.

Каин, рассердившись и позавидовав брату Авелю, убил его. Когда Бог спросил Каина: «Где Авель, брат твой?» – Каин ответил: «Разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказал Каина проклятием: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), и пометил его Каиновой печатью , чтобы он вечно скитался и никто не мог убить его. Каин ушел в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема.

Глава 4 книги «Бытие»

Ева родила Каина,

и сказала: приобрела я человека от Господа. |

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин |

был земледелец. |

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар |

Господу, |

4 И Авель также принес от первородных стада своего... |

И призрел (=принял) Господь на Авеля и на дар его, |

5 А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. |

6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло (=стало грустным)лице твое? |

7 Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. |

8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. |

9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал:не знаю; разве я сторож брату моему? |

11 И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; |

12 Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. |

13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; |

14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. |

15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. |

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Позднее Каин раскаялся в своем грехе, поэтому впоследствии он был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом.

В Библии говорится также, что впоследствии Каин женился, имел потомство (=детей) и построил первый на земле город (Быт 4:17-24).

Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первая жертва насильственной смерти (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской традиции Авель – прообраз Иисуса Христа , его жертвоприношения в Новом Завете.

Трагический рассказ о Каине и Авеле является притчей, но эта история, которая умещается в 16-ти стихах Книги Бытия, до сих пор интерпретируется по-разному.

Авель - второй сын Адама и Евы, брат Каина, который из зависти убил его. Авель был пастух, Каин - земледелец; и таким образом в первом семействе уже явились два главных рода жизни евреев (Быт. 4, 1-8). Авель был первым «мучеником» за веру (Матф. 23,25; Евр. 11, 4) и всей своей историей предъизображает, во-первых, праведников, часто гонимых нечестивыми, и во-вторых Иисуса Христа, невинной жертвы, закланной в искупление грехов. Что касается прообразования Авелем гонимых праведников, то в этом отношении история его говорит сама за себя в виду того, что он потерпел от Каина, своего нечестивого братоубийцы. Уже писатель книги Премудрости (10, 3) называет Каина неправедным, который, "отступив от премудрости, в гневе своем погиб от братоубийственной ярости"; а затем Сам Иисус Христос называет Авеля праведным, и он отнесен к числу пророков и святых, кровь которых падает на иудеев (Матф. 23, 32-35). Ап. Павел, к Евр. 11, 4, говорит, что силой веры, с какою Авель совершал свое жертвоприношение, он получил от Бога свидетельство, что он праведен, потому что Бог принял его приношение. Ап. Иоанн (1 Иoaн. З, 10-12) указывает, в качестве отличительных признаков сынов Божиих и сынов диавола, праведность и братскую любовь, и указывает на Каина, "который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны". Таким образом, Авель изображается в Святом Писании как первое олицетворение добра, в противоположность Каину, который, как представитель зла, ненавидит его, и делает его жертвой своей жестокой зависти. Эта мысль проходит и у древних отцов церкви. Так, эти два брата, по объяснению св. Амвросия, изображают собой два противоположных класса людей: из них один класс все относит к себе, а другой класс все относит к Богу, и подчиняется Его управлению. Оба эти класса одного и того же рода, но противоположные духа. Авель есть образ добрых, Каин - образ злых. Затем оба эти брата изображают собою два народа, - иудеев и язычников. Каин изображает народ иудейский, народ братоубийственный; Авель - язычников, сделавшихся христианами, которые преданы Богу, занимаются небесными делами и удаляются земных. Те же самые истины излагает и бл. Августин. Время, в течение которого нарождающиеся люди уступают место умирающих, есть история двух градов: Каин, рожденный первым из двух предков человечества, принадлежит к граду человеческому, а Авель, родившийся вторым, принадлежит к граду Божию («О граде Божием 15, 1»). Град Божий, временно существующий здесь на земле, предъизображен в своем действительном составе Каином и Авелем и обнимает в себе две группы людей, - земных и небесных (там же 15, 1). С того времени, как Авель, первый праведник, был убит своим братом, церковь совершает свое странствование среди гонений мира сего, находя себе утешение от Бога (18, 51, 2). Град небесный начался с самого Авеля, как и град темный с Каина. Этот град небесный, следовательно, весьма древний, он уповает на небо, и называется Иерусалимом и Сионом. Говоря об убийстве Авеля Каином, св. Иоанн Златоуст (на кн. Быт. Беседа 19, 6) замечает, что христиане не должны бояться здесь превратностей и зол, но скорее должны остерегаться, чтобы не делать зла другим. Кто в самом деле несчастнее: убийца, или его жертва? Ясно, что убийца. Авеля всегда прославляют, как первого исповедника истины, а его убийца вел жалкую жизнь, был проклят Богом, и его считали человеком омерзительным. А какое различие еще в будущей жизни? Авель будет царствовать во веки с патриархами, пророками, апостолами и всеми святыми, и с самим Иисусом Христом; а Каин вечно будет терпеть муки адские. И те, кто будут подражать ему, подвергнутся таким же мучениям; а добрые, верные подражатели Авеля будут причастниками его блаженства. Затем Авель был и несомненным прообразом Иисуса Христа в трех различных отношениях: а) как пастырь овец, б) как человек, приносивший праведную жертву, и в) как потерпевший насильственную смерть. Как пастух стада, Авель поистине был прообразом Иисуса Христа, истинного и доброго Пастыря, Который добре пасет Свое стадо. Затем, жертва Авеля была первою из жертв, принесенною чистыми руками; в этом отношении он, как и все последующие жертвоприношения, предъизображал жертвоприношение Единороднаго Сына Божия на кресте и в евхаристии. Чтобы изобразить страдания нашего Искупителя, Авель принес в жертву агнца, прообраз того Агнца, о котором провозвещал пророк Исаия и на которого прямо указал Иоанн Предтеча, как на Агнца, вземлющего на Себя грехи мира. Еще яснее Авель предъизображал Иисуса Христа своей насильственной смертью. Будучи убит из ненависти своим братом Каином, он прямо предъизображал Иисуса Христа, павшего жертвой ненависти иудеев. Но смерть Иисуса Христа, походя на смерть Авеля, имела неизмеримо большее значение перед Богом. Кровь Авеля вопияла о мщении к небу (Быт. 4, 10); и таким образом, в силу своей веры, этот праведник еще говорил и после своей смерти (Евр. 11, 4). Но пролитая кровь Иисуса Христа, Ходатая нового завета, вопияла еще громче, чем кровь Авеля (Евр. 12, 24). Та вопияла о мщении, а кровь Спасителя вопияла о милости и прощении. Отцы церкви вообще подробно развивали эту сторону в истории Авеля, как прообраза Иисуса Христа. Некоторые из них прославляют Авеля, как первого из мучеников. «Будем подражать, братия мои возлюбленные, писал св. Киприан, праведному Авелю (Epist. 16, De exhortatione Martyrii), начавшему мученичество, поелику первый был убит за правду». «Авель, говорит он в другом месте, принесший Богу жертву, потом и сам был принесен в жертву Господу, так что, давая первый пример мученичества, он первый славою своей крови возвестил о страданиях Спасителя». Затем он же, еще в другом месте, говорит, что патриархи, пророки и праведники, которые были прообразами Христа, все были также и образцами терпения. Таков Авель, первый мученик и первый гонимый праведник, который не противодействовал своему кровожадному брату, но спокойно предоставил себя убить, как жертву смиренную и кроткую. Объединяя все эти прообразовательные черты в истории Авеля, св. Кирилл александрийский (М. П. Гр. 69, 40-44) вообще признавал в Каине и Авеле тайну Христа, от Которого мы получили спасение. Каин изображает собою Израиля, первородного от Бога; Авель, бывши пастухом, был прообразом Еммануила, главы стада; как праведник, он предизображал невинного Христа, Который, в качестве Первосвященника, принес жертву высшую жертвоприношений ветхозаветных. Израиль из ревности убил Христа, и кровь Иисуса возопила о мщении против богоубийственных иудеев. Та же мысль развивается и у других отцов церкви, как напр., у св. Иоанна Златоуста, Амвросия и др.

Авель правед. вспом. церковью в неделю свв. праотец. В некоторых древних греческих месяцесл., кроме того, память его полагается 1 и 20 марта (см. Сер. М.).

Слово Авель, как составная часть, входит во многие библейские названия (Авель-Мехола - место рождения пр. Елисея - З Ц. 19, 16; Авель-Мицраим, где происходило оплакивание Иакова- Быт. 50, 11; Авель-Ситтим, где израильтяне имели стан перед переходом чрез Иордан - Числ. 25, 1; I. Нав. 2, 1 и проч.).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стр. 128. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г.

Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых – братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку –
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его» (Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

«Ты господствуй над ним» – слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).

Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» – соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

Это история о втором поколении людей. Они стали первыми, кто на земле родился, а не был сотворен сверхъестественным образом. Их звали Каин и Авель. История сделала их имена нарицательными.

Совсем немного времени прошло со времени грехопадения Адама и Евы . Желая вернуть утраченное общение с Богом, они жили, следуя первым заповедям: владычествовать над животными, возделывать землю и рожать детей.

Как все произошло

Два старших сына, Каин и Авель, стали им утешением и помощниками. Первый занимался земледелием, второй предпочел скотоводство. Оба брата приносили жертву Богу от плодов своего труда. Но принят был только дар младшего. Старший же, разозлившись, заманил Авеля в поле и убил его там.

Бог призвал Каина и спросил, где его брат. Но тот ответил дерзостью, заявив в ответ, что брату своему он не сторож. Но Господу уже было известно о первом совершенном на земле преступлении. И приговор Его был суров: с того момента убийца не получает от земли сил, а еще становится скитальцем и изгнанником. Каин считает такое наказание очень суровым, он боится, что за свое преступление любой встретившийся на его пути тоже убьет его. Но Бог делает метку на челе первого убийцы и сообщает, что убившему Каина воздастся в семь раз больше.

И ушел старший сын далеко, в землю Нод, там Бог дал ему жену, от которой пошли потомки Каина.

А у Адама и Евы родились другие дети , которые начали призывать имя Бога, т. е. были благочестивы.

Вопросы и ответы

Эта незатейливая история до сих пор вызывает множество вопросов. И самый главный из них:

За что Каин убил Авеля

В самом деле, что такого произошло между братьями? Ведь Библия не говорит, что они ссорились или имели враждебные отношения. Даже род занятий Каин и Авель имели разный и вряд ли могли общаться часто. Замыслив убить младшего брата, старший позвал его в поле, и тот пошел. Значит, он даже не мог предположить, чем для него это обернется. Не было между братьями разлада .

Причиной трагедии все толкования называют зависть. Действительно, зависть может быть абсолютно не видна внешне, но ее результаты разрушительны для человеческих отношений. Она становилась причиной множества преступлений, войн, трагедий. Каин позавидовал брату, что его приношение было принято Богом и не сумел справиться со своими чувствами.

Почему Бог не принял дар Каина

Любые толкователи Библии указывают , что Богу угодна не сама жертва, принесенная человеком, а то, с каким чувством человек ее приносит. И евангельская история о вдове, положившей в храмовую копилку всего две мелкие монеты, тому подтверждение. Христос говорит о ней, что, поскольку женщина отдала все свое дневное пропитание, ее дар ценнее всех остальных. Только по большой любви можно отдать, то что тебе самому очень нужно и именно такая жертва, с любовью, была угодна Богу. Материальное же ее выражение не имеет значения.

Авель принес «от первородных» и от «тука их». Это означает, что он принес лучшее, что имел, и приношение его было с любовью.

Про Каина написано, что он принес «от плодов земли», без уточнения качества и количества. Скорее всего, он просто отделил какую-то часть, не выбирая особенно. Такой подход указывает на небрежность старшего брата в отношении к Богу, отсутствие почитания к своему Творцу. Потому-то его жертва и не была принята .

Как братья определили чья жертва принята

Во все ветхозаветные времена был основной способ жертвоприношения — положить дар на каменный жертвенник и поджечь. Предания и толкователи сообщают, что при сгорании жертвы Авеля, дым от нее поднимался вверх. У Каина дым стлался по земле. На различных картинках и гравюрах к этой истории именно так это и отражается.

В чем состояло наказание Каина

Наказание за первое убийство было весьма суровым:

  • Бог проклял первого убийцу,
  • больше Каин не будет получать сил от земли,
  • станет вечным изгнанником.

Не получить сил от земли означало , что отныне земледелие будет еще более сложным промыслом. Если Адаму в наказание было назначено, что для получения пропитания он должен трудиться, то для его сына отныне этот труд становился не только усердным, но зачастую и не совсем успешным. Таким, чтобы результатов хватало только для существования, но не для процветания.

Вечным изгнанником делает Бог первого убийцу , т. е. полностью лишает его общения с родителями и собой. И это, наверное, еще страшнее. Людям необходимо общаться, делиться мыслями, чувствами, надеждами. Если человека лишить такой возможности, то он может даже сойти с ума от одиночества. Вот и Каин говорит, что наказание его больше, чем можно перенести.

Помимо этого, он опасается, что любой встреченный им человек может его убить. Но Бог кладет метку на его чело и говорит, что убийце Каина будет отмщено всемеро. Если вспомнить, что в те времена люди жили по тысяче лет, наказание Каина видится совершенно ужасным. Тысячу лет скитаться по земле, лишенным общения с самыми родными людьми, скудно питаться, терпеть различные бедствия и болезни и не иметь даже возможности умереть, чтобы все это закончилось.

Хотя Бог, по милосердию своему , все же дает старшему брату жену и детей.

На ком женился Каин

На момент описываемых событий на земле есть всего 4 человека:

  • Адам,
  • Каин,
  • Авель.

Откуда взялась жена для Каина? То, что Писание не упоминает о других людях, не означает, что их не было. Возможно,они были созданы из земли, как Адам, может быть и эта жена была создана из плоти мужа, как Ева. Но если Бог сотворил целую Землю, растения, зверей и людей, что могло помешать ему увеличить население как естественным,так и сверхъестественным образом?

Как же так получилось , что у одних родителей появились такие разные дети: благочестивый кроткий Авель и завистливый, способный на убийство Каин? Конечно, и в наше время мы можем видеть, как в одной семье дети имеют кардинально разные характеры. Но каждый современный человек имеет за плечами тысячи разных предков, и никто не может с уверенностью сказать, чьи гены будут доминировать в каждом конкретном человеке.

У первых братьев были только отец и мать, которые были, по сути, одной плотью, соответственно, не могло у них быть разных генов. Пример Авель и Каин тоже могли брать только со своих родителей, которые всю свою последующую жизнь старались искупить совершенный им грех, а значит были очень добродетельны. Не было и влияния среды, т. е. не могли братья попасть в разное окружение, потому что других людей не было.

Библия говорит, что Бог дал человеку свободную волю . Люди живут и становятся такими, какими они сами хотят быть. Первородный грех, исказил природу человека, но если постараться, возможно повлиять на этот процесс. Сам Бог говорит об этом старшему брату прямо: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть, это вопрос внутренней работы над собой. Авель справился с этой задачей, а Каин нет.

Историю конфликта Каина и Авеля прочитать можно не только в Библии. Есть сходные предания и в других верованиях. И есть множество версий происхождения этих легенд. По одной из них, описание первого убийства является рассказом о взаимоотношениях первых земледельцев и животноводов, которые враждовали между собой. Каждый выбирает сам,что читать и чему верить . Но одно можно сказать точно: эта история очень поучительна и будет вызывать еще множество интересных вопросов.