"Дорожка здоровья" каждому ребенку! Проект "тропа здоровья" Тропа здоровья на участке доу.

Тропа здоровья на участке детского сада .

В нашем детском саду особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.
Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.
«Тропа здоровья» - это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе, задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру, ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.
Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.
Основными целями организации тропы здоровья являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»
- улучшение эмоционально-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
"Тропа здоровья " расположена в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.В тени деревьев дети могут играть, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.
Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшая по объему плескательная ванночка. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.
Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Принято Заведующий МКДОУ

На педагогическом совете

№____от____________2014 г. _______________ Путрина М.Н.

«__»____________2014 г.

Проект

«Тропа здоровья на участке детского сада».

Инструктор по физвоспитанию

С. Новая Усмань

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний. Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование у дошкольников навыков и умений здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. А также, развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за свое здоровье.

Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Где основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья в летний период, особенно для профилактики и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, функций опорно-двигательного аппарата, закаливание с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована в нашем детском саду «Тропа здоровья».

Цель проекта: «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в естественных условиях окружающей среды.

Основные задачи:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и закаливание детей;
  • улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
  • положительная динамика росто–весовых показателей;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

*укрепление здоровья детей;

*снижение уровня заболеваемости;

*поддержание здорового образа жизни в семье;

*повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок, вода, дерево, камень и т.д.).

Тип проекта: практико-оздоровительный.

Длительность проекта: летний период.

Участники проекта: руководитель по физической культуре, воспитатели, родители, дети.

Алгоритм организации «Тропы здоровья».

I этап: создание творческой группы, проведение информационных совещаний по реализации проекта.

Состав группы: заведующий МКДОУ, руководитель по физическому воспитанию, старший воспитатель, педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели групп, педагог-психолог.

На обсуждение были вынесены вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема «Тропы здоровья» приложение 1)

Режим функционирования(схема «Тропы здоровья» приложение 2)

II этап: проведение работы с родителями, воспитателями групп по оказанию посильной помощи (приобретение материалов), привлечение к самому процессу реализации проекта.

III этап: практическая работа.

Администрацией МКДОУ были разработаны следующие документы:

Приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 3)

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья»

График работы специалистов в летний период (приложение 5)

План закаливающих мероприятий (приложение 6)

Расположение «Тропы здоровья»:

Длина 10м, ширина 50-60 см; участки от 1м – до 2 м (10 отрезков) имеют разное покрытие :

* деревянные спилы и песок;

* морской песок с мелкими камешками;

* керамзит;

* бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки забетонированные в песок);

* природный материал (каштаны);

* морская галька;

* ребристый «мостик», массажные коврики;

* емкость с водой и галькой.

Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров, но есть песчаные участки.

«Тропа здоровья» расположена по периметру спортивной площадки, где есть тенистая и одновременно хорошо освященная солнцем местность.Здесь же расположен ребристый мостик, гимнастическое бревно, вкопанные в землю покрышки, резиновые массажные коврики, ребристые дорожки,гимнастические скамейки, расставленные по периметру искусственного травеного покрытия.Дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны и закаливающие процедуры (хождение босиком по различной поверхности, обливание стоп водой). Необходимо при этом соблюдать температурный режим воздуха и воды, а также питьевой режим.

Оборудование «Тропы здоровья»:

  1. спортивное (бревна, скамейки, ребристые бревнышки, мостики различные, канат, кегли, тоннели для лазания, массажные мячи, обручи, фитболы и т.д.);
  2. игровое (наглядные материалы: картины с изображением животных, шапочки и маски для театрализации, мягкие модули, игрушки);
  3. нетрадиционные атрибуты (изготовленные руками родителей и педагогов: "корабль" - для морского путешествия; дорожка со следами человеческими и звериными - "путешествие в сказочный лес"; деревянные домики - где живут сказочные персонажи и т.д.

Этапы реализации проекта.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течении всего дня.

1 этап: мониторинг; анкетирование родителей; определение проблемы; обсуждение с родителями и педагогами предстоящих задач и мероприятий на лето; изучение литературы и подготовка оборудования (май – апрель).

2 этап: консультирование родителей по использованию «тропы здоровья» в вечернее время самостоятельно, составление плана работы и графика посещения «Тропы здоровья» групп ДОУ (май – июнь).

3 этап: проведение физкультурных занятий с использованием «Тропы здоровья», развлечений, «Дней здоровья» и собственно упражнений на коррекцию и профилактику плоскостопия у детей; укрепление здоровья часто болеющих детей; закаливание; дыхательных упражнений, элементов массажа и самомассажа стоп, кистей рук.

Основное содержание проекта.

Главное заключается в формировании правильного отношения к своему здоровью, гармоничному развитию ребенка, воспитанию культуры здоровья и особенно укрепление в летний период.

Методы реализации проекта:

- Информационно-аналитические. Анкеты, опросы, беседы, консультации. Темы: «Как закаливать ребенка в летний период», «Если у ребенка плоскостопие», «Поговорим о правильной осанке», «Ровная спина».

- Просвитительско-профилактические и практические. Различные формы совместной деятельности детей и взрослых (родителей), совместная спортивная деятельность ("Дни здоровья", физкультурные развлечения, профилактические и коррекционные упражнения с детьми.

План реализации проекта.

  1. Совместные мероприятия:

«День здоровья» (июнь)

«Летний праздник», «Здравствуй лето» (июль);

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (август).

  1. Упражнения на «Тропе здоровья»:

Упражнения б/п (ходьба,бег по траве, песку; корригирующая ходьба: пятки, носки, внешняя и внутренняя стороны стоп; с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени;со скользящим движением ног; лазание по ребристому мостику, гимнастическому бревну на четвереньках, "паучком");

- упражнения с предметами, оборудованием и различными приспособлениями (ходьба по гимнастической скамье, по ребристой доске, мостику, массажным коврикам, по "следам", канату, узкой рейке, гимнастическому бревну, с гимнастическими палками или обручем, с мячами за головой, спиной, по различным поверхностям (песку, траве, гальке, "спилам"и т.д.); перешагивание через кубики, палки, веревку и т.д.;

- упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала: каштанов, желудей, мелких шариков, "грибочков" и т.д. и т.п.);

Подвижные игры : «Мы идем в поход», «Волшебная тропа», «Пятнашки», «Зоопарк», "Веселые ножки"и др.

Нетрадиционные формы проведения физкульно - оздоровительных упражнений

1.Дыхательные упражнения по Стрельниковой : вдох – 1 счет, на - 4 счета выдох; (Н-р:«Ветерок», «Часы», «Маятник», «Насос», «Лыжник», «Петушок»).

2.Мимическая гимнастика : «Барабан», «Язычок», «Удивленное лицо», «Какие мы разные», «Скучно, скучно так сидеть».

3. Психогимнастика : «Сотвори в себе солнце», «Ты дрозд и я дрозд».

4. Упражнения для горла и для глаз : «Дождик», «Ворона», «Лошадка», «Самолет», «Шарики воздушные».

5. Закаливающие упражнения : ходьба босиком, по различным поверхностям, обливание ног водой, контрастный душ, солнечные ванны, полоскание горла.

6. Элементы релаксации : «Золотой песок», «Берег моря», «Я на солнышке лежу».

7. Массаж стоп, кистей (с использованием мелкого природного материала: палочек, шишек, желудей, каштанов и т.д.); самомассаж крыльев носа, ушной раковины; массаж спины с использование фитболов и массажных мячиков, валиков.

8. Подвижные игры с водой : брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание.?

9. Эстафеты, соревнования с элементами коррекции и закаливания : «Кто быстрей», «Кто ловчее», «Медвежата», Самый меткий глаз», "Дядя Степа", и др.

Самостоятельное использование «Тропы здоровья» родителями. Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием, провести вместе с ними время на «Тропе здоровья» и восстановить силы после рабочего дня:

* посидеть на скамье 2-3 минуты с закрытыми глазами;

* вытянуть ноги, расправить спину, отвести руки назад;

* сделать несколько дыхательных упражнений;

* походить босиком по различному покрытию;

* выполнить коррекционные упражнения для стоп (покатать желуди, каштаны, палки ступнями ног и т.д.);

Литература:

  1. Интегрированная методика коррекции нарушений функции опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья часто болеющих детей. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н.
  2. Корректирующие занятия «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» Моргунова О.Н.
  3. Нетрадиционная методика оздоровления детей «Познаю себя» Давыдова Г.П., Корепанова М.В.
  4. «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасова, Л.С. Власова.
  5. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  6. Психогимнастика Чистякова М.И.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  8. «Как воспитать здорового ребенка» Алямовская В.Г.
  9. «Еще раз о пользе ходьбы босиком» Апарин В.Е. – М.: физкультура и спорт, 1984г.- 40с.

Приложения:

  1. Схема «Тропы здоровья»
  2. Режим функционирования (график посещений)
  3. Приказ об организации
  4. Инструкция по охране здоровья и жизни детей на «Тропе здоровья»
  5. Нетрадиционные формы проведение физкультурно-оздоровительных упражнений на «Тропе здоровья» (дополнение)
  6. Консультации для родителей

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятия

Группы

Ответственный

8.00- 8.30

Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

Медицинская сестра

9.00- 12.00

Физическое воспитание (занятия по физкультуре различные типы: - с элементами соревнований, ритмической гимнастики, театрализованных представлений и по сказкам);

Закаливающие процедуры (хождение босиком, воздушные и солнечные ванны, обливание стоп водой)

Нетрадиционные формы физкульно - оздоровительных упражнений (различные виды гимнастик, массажей, коррекционные упражнения на укрепление осанки и стопы)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию,

Медицинская сестра,

Музыкальный руководитель,

Педагог дополнительного образования

15.30-16.30

Гимнастика после сна и дыхательная гимнастика, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

16.30- 17.30

Развлечения, досуг, праздники, встречи с родителями (индивидуальные и групповые консультации)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию

Условные обозначения

1. Деревянные спилы и песок

2. Речной песок с мелкими камушками

3. Керамзит

4. Бросовый материал:

А) донышки пластиковых бутылок

б) крышки из пластмассы (забетонированные), выложенные в виде мозаики

5. Природный материал (каштаны и желуди) и морская галька

6. Массажные коврики

7. Ёмкость с водой и галькой

8. Ребристый мостик

9. Деревянные спилы и песок

10. Деревянный подвесной мостик

11. Гимнастическое бревно

12. Вкопанные в землю покрышки

13. Дорожка из резиновых массажных ковриков

14. Ребристая дорожка

15. Дорожка со «следами»

16. Искусственное травяное покрытие

17. Гимнастические скамейки

Тема: "Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы ДОО"

Проект "Тропа здоровья" на участке детского сада.

Мокшина Ирина Владимировна, МКДОУ "ЦРР-д/с √3", Новоусманского Муниципального района Воронежской области.

Актуальность и обоснование проекта.

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохраннение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова:"Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значтельные. Заменить их нельзя ничем".

Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей должно быть направлено на формирование у дошкольников физических навыков и умений, знаний о собственном организме,а также развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма и ответственность за свое здоровье. Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все учасники образовательного процессса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы природы: солнце, воздух и вода. Проектирование здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды происходит с использованием нестандартного оборудования.

Цель: укрепление здоровья детей в летний период.

Задачи:

Приобщение детей к здоровому образу жизни;

Закаливание, повышение сопротивляемости организма ребенка к инфекцонным заболеваниям;

Улучшение работы функции сердечно-сосудистой,дыхательной систем организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также его улучшение эмоционально-психичесского состояния и положительной динамики росто-весовых показателей;

Профилактика и коррекция нарушений осанки и стопы.

Планируемые результаты.

Укрепление здоровья детей и поддержание здорового образа жизни в семье; повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок вода, дерево, камень и т.д.) и настандарного оборудования.

Тип проекта : практико-оздоровительный.

Участники проекта: инструктор по физкультуре, педагоги, медперсонал, родители и дети.

Алгоритм организации проекта:

Создание творческой группы, проведение информационных совещаний;

Работа с родителями по оказанию посильной помощи;

Подобраны методики оздоровления и закаливания;

Приказ об организации и функционировании "Тропы здоровья", разработана инструкция по охране жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн;

Режим функцианирования, график работы специалистов.

"Тропа здоровья" расположена по периметру спортплощадки, где есть тенистая и солнечная местность,большая часть поверхности представляет собой травяной покров, но есть и песчаные участки. Длина-10 м, ширина 50-60 см, разделена на 10 отсеков по 1-2 м, с различным наполнением и покрытием:

Песок, галька, керамзит, деревянные спилы, морской песок, шишки, желуди, бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки, забетанрованные в песок), ребристый мостик, емкость с водой.

Дети приходят в одних плавках и головных уборах, получают световоздушные ванны, закаливающие процедуры, выполняют профилактические и коррекционные упражнения, при этом необходимо соблюдать температурный режим воздуха, воды, а так же питьевой режим.

Этапы реализации проекта.

1Этап.

Мониоринг, анкетрование родителей, определение проблемы, изучение литературы и подготовка оборудования (май-апрель).

2 Этап.

Консультирование родителей (в вечернее время), составление плана работы и графика посещений "Тропы здоровья" (май-июнь).

3.Этап.

Проведение физкультурных занятий, развлечений, "Дней здоровья", работа по профилактике и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, закаливанию, оздоровительных гимнастик, массажа и самомассажа. (июнь-август).

Методы реализации проекта:

Информационно-аналитические (анкеты, опросы, беседы, консультации);

Просветительско-профилактические и практические (разные формы совместной деятельности детей и взрослых: оздоровительная,спортивная,коррекционная,профилактическая, консультативная).

План реализации проекта.

C овместные мероприятия: "День здоровья"(июнь),

"Здравствуй лето!" (июль), "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"(август).

Упражнения на "Тропе здоровья":

Ходьба по разным поверхностям, бег по траве, песку, корригирующая ходьба, лазание по ребристому мостику "паучком", по гимнастическому бревну различными способами и т.д.;

Упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала:крышек, пробок; природного материала: желудей, каштанов, шишек);

Подвижные игры: "Мы идем в поход", "Волшебная тропа", "Пятнашки", "Зоопарк", "Веселые ножки" и др.;

Физкультурные занятия с использованием "Тропы здоровья";

Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровитьных упражнений на "Тропе здоровья":

Дыхательные упражнения по Стрельниковой ("Ветерок", "Часы", "Насос"," Петушок" и др.);

Мимическая гимнастика ("Барабан"," Язычок", "Удивленное лицо", "Какие мы разные" и др.);

Психогимнастика ("Сотвори в себе солнце", "Ты дрозд, и я дрозд" и др.);

Упражнения для глаз ("Шарики воздушные", "Дождик", "Самолет" и др.);

- упражнения для горла ("Ворона", "Лошадка"идр.);

- закаливающие процедуры (ходьба босиком по различным поверхностям, обливание стоп водой и контрастные ванны для ног, солнечные и воздушные ванны, полоскание горла морской солью);

Элементы релаксации ("Золотой песок","Берег моря", "Я на солнышке лежу" и др.);

Массаж крыльев носа, ушной раковины, спины, самомассаж стоп, кистей (использованием различного мелкого материала, массажных мячей, валиков и т.д.);

Подвижные игры с водой (брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание ит.д.);

Эстафеты с элементами коррекции и закаливания ("Кто ловчее", "Самый меткий глаз", "Медвежата" и др.).

Самостоятельное использование "Тропы здоровья" детьми совместно с родителями.

Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием посидеть на гимнастической скамье 2-3мин. с закрытыми глазами, вытянуть ноги, рассправить спину, отвести руки назад, босыми ногами зарыться в песок, пройтись по различным поверхностям "Тропы здоровья", покатать каштаны, желуди, захватить пальцами ног шишки и т.д., и т.п., выполнить дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, а так же просмотреть и прочитать памятки, буклеты, получить консультации (индивидуальные и групповые) по профилактике и коррекции нарушений у детей осанки и стопы, по закаливанию ребенка в летний период.


Подготовительная группа

Воспитатель Трофимова А.А.



«Забота о здоровье – это величайший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное и физическое развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский


  • Создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников ДОУ в летний период

Задачи проекта

  • Обеспечить двигательную активность дошкольников.
  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности, функциональные возможности с учетом возрастных особенностей.

4. Спроектировать двигательную среду с целью воспитания культуры

здоровья у детей. Разработать план – схему площадки, смоделировать эскизы оборудования.

5. Осуществить комплексный подход к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.

6. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

7. Разносторонне и гармонично развивать детей в летний период.

8. Формировать у воспитанников, родителей, педагогов ответственность

за сохранение собственного здоровья.

9. Обобщить и распространить опыт работы по созданию и реализации

проекта «Тропа здоровья».


Этапы проекта «Тропа здоровья»

1. Постановка цели и задач.

2. Планирование работы, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3. Выполнение проекта.

4. Обобщение результатов работы, их анализ, выводы, составление рекомендаций, обобщение опыта работы для педагогов других учреждений.

В работе по данному проекту будут задействованы все участники образовательного процесса.


Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (аналитический) – поиск информационно-методических источников, создание творческой группы и проведение оргсовещаний по реализации долгосрочного проекта "Тропа здоровья".

май2017год

2. Организационный (информационно - методологический)– анализ психолого - педагогической литературы, поиск и приобретение различных материалов для «Тропы здоровья» и непосредственное ее строительство, в котором принимают участие сотрудники ДОУ, родители.

июнь 2017год

3. Практический (реализация намеченных планов)– апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.


«Тропа здоровья» делится на тематические блоки

1 . «Двигательная зона».

2. «Экологическая зона».

3. «Зона отдыха».


Блок «Двигательная зона»

Основные цели :

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально – психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни








Блок «Экологическая зона»

Цель:

  • воспитание осознанного отношения к своему здоровью через общение с природой;
  • воспитание навыков экологически грамотного и безопасного поведения.



Блок «Зона отдыха»

Цель

Формирование основ:

- личной безопасности и профилактики травматизма в летний период;

- гигиены труда и отдыха; питания и здоровья;

- эмоционально-положительного настроя;

- развитие познавательной сферы.












  • 1. Введение оптимального двигательного режима детей в летний период.
  • 2. 100%-ный охват летним отдыхом воспитанников детского сада.
  • 3. Снижение уровня заболеваемости детей в летний период.
  • 4. Положительная динамики ростовесовых показателей.
  • 5. Формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.
  • 6. Улучшение эмоционально - ­психического состояния дошкольников.
  • 7. Повышение компетентности педагогов и родителей в области
  • организации летнего отдыха детей.
  • 8. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья; овладение навыками самооздоровления.
  • 9. Разработка перспективных планов по проведению двигательной деятельности дошкольников на «Тропе здоровья» по всем возрастным группам.

Дорожки здоровья в детском саду своими руками

Цель:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:
способствовать профилактике плоскостопия;
стимулировать рефлекторные зоны стоп и укреплять своды стоп;
улучшение эмоционально - психического состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни;
укреплять иммунитет;
вовлечение родителей и детей в образовательный процесс.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей.
«Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной работе (закаливание, профилактика и коррекция плоскостопия).
В теплое время года такие дорожки можно организовать не только в групповом помещении, но и на прогулочном участке. Всем известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме детей.
При ходьбе босиком по «Дорожке здоровья» производится оздоровительный массаж стоп: улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость, укрепляются мышцы, связки, суставы. Тем самым тонизируется весь организм. Такой оздоровительный массаж необходимо делать каждый день. А для этого необходимо увлечь детей, заинтересовать, удивить.
Вот что получилось у нас на участке.
«Дорожка здоровья» сделана в виде цветка. Для ее изготовления нам понадобились пластиковые бутылки. Причем бутылки принесли дети. Вместе с ребятами мы разрезали их пополам и выкрасили разными цветами. Нижняя часть бутылок понадобилась для украшения лепестков, верхняя часть для выкладывания серединки, в которой мы посадили мягкую газонную травку. При организации «Дорожки здоровья» использовался принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног: песок, плоские камни, песок, цветные крышки, песок, деревянные брусочки.

На следующий год мы с ребятами сделали другую «Дорожку здоровья».
На принесенном ребятами рулоне линолеума, который остался после домашнего ремонта, мы вырезали следы. Потом засыпали их речным песком, и, чередуя, выложили их различным бросовым материалом: песок, пластмассовые крышки, песок, колпачки от фломастеров, песок, голыши и пробки от бутылок. Украсили нашу дорожку мы вырезанными из линолеума цветами.
Для выкладывания дорожки можно так же использовать: мелкие шишки, использованные фломастеры, деревянные спилы, желуди, каштаны, мелкие предметы, капсулы от киндер-сюрпризов и т.д. Причем все эти материалы могут принести дети из дома и тем самым принять непосредственное участие в изготовлении «Дорожки здоровья».

Организация «Тропы здоровья» на спортивной площадке детского сада.

Давлетбаева Светлана Рафитовна
Должность и место работы: МДОБУ детский сад с. Ташкиново ГО г. Нефтекамск республика Башкортостан
Описание материала: данный материал будет интересен сотрудникам детского сада: воспитателям, инструкторам по физической культуре, медицинскому персоналу.
Назначение: создание необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей.

В детском саду накоплен богатый опыт работы по физкультурно - оздоровительной работе, созданы максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка в условиях использования благоприятной макросреды. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Из всего разнообразия здоровьесберегающих технологий, используемых для оздоровления детей в ДОО, нами была выбрана «Тропа здоровья» для босохождения на прогулке летом.

Главный смысл хождения босиком заключается в раздражении кожи стоп в ответ на снижение температуры. На стопе находится большое количество рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату. Стоит этот микроклимат нарушить, как организм может среагировать заболеванием. Именно, это было использовано в идее нашего замысла, устроить «тропу здоровья» на территории детского сада.
Общая длина «Тропы здоровья» составляет 6 метров, ширина 60 см.


Она имеет разное покрытие:
Керамическое мозаичное покрытие


Деревянная ребристая ячейка


Песочное покрытие


Коврик из натурального кокосового волокна


Бетонное покрытие с шляпками пластиковых гвоздей


Ячейки крупного гравия


Плиточное покрытие


Ёмкость с водой


Дети с удовольствием ходят по «Тропе здоровья». Ведь это так здорово, занимательно и полезно.