Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.
Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ
Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.
Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.
Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников
Общие черты и основные отличия
Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:
- построение вокруг определённой тематики;
- наличие межпредметных связей;
- разнонаправленность действий;
- сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).
Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.
Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.
Цели и задачи
Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.
Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:
- образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
- развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
- воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.
Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей
Приёмы
Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:
- Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
- комментирование действий,
- игровые методы.
- Активизация:
- беседа,
- отгадывание загадок или ребусов,
- постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
- анализ деятельности и выводы.
- Организация практической деятельности детей:
- показ картинок,
- прослушивание аудиозаписей,
- самостоятельное выполнение заданий детьми.
- Поддержание интереса:
- предложение выбора,
- физкультминутка,
- музыкальное сопровождение,
- чередование видов деятельности.
- Приёмы оценки:
- похвала,
- совместное обсуждение результатов занятия,
- взаимопомощь детей.
На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность
Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе
Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:
- Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
- Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
- Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.
Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.
Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.
Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме
В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.
Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам
Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:
- В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
- Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
- На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
- Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.
На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности
Временной план и структура занятия
Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.
Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:
- Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
- Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
- Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
- Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
- Подведение итогов (3–5 минут).
Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу
Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:
- Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
- Чтение сказки про время года (5–7 минут).
- Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
- Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).
Конспект занятия
В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:
- цели занятия;
- задачи;
- необходимые материалы;
- ход занятия.
Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:
- Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
- Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
- Заключительная - подводится итог деятельности.
Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:
- организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
- заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
- сообщение цели занятия.
Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.
Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.
Итоговая часть (3–5 минут) включает:
- обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
- оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
- создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
- переход к другой деятельности.
Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе
Название | «Путешествие в волшебный мир эмоций» |
Цель | Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать. |
Задачи |
|
Необходимые материалы |
|
Ход занятия | Воспитатель здоровается с ребятами:
В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Гном и дети ложатся на коврик.
Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
|
Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций
Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие
Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие
Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.
Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).
Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия
Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.
Видеоматериалы по теме
Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.
Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе
Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе
Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе
Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.
Интегрированное занятие «Чудо – дерево» в средней группе.
Программное содержание: Демонстрация уровня освоения программного материала (содержания) среднего возраста.
а) Закрепить умение интонировать первый звук в слове, называть его, делить слова на части.
б) Нахождение предмете с помощью различных фиксирующих значков (цвет, форма, размер).
в) Уточнять представления детей о животном и растительном мире.
г) Закрепить представления детей о строительных деталях. Упражнять в «чтении» чертежей деталей.
Используемый материал:
-Демонстрационный: интерактивная доска, дерево, 4 мешочка, чертежи строительных деталей, «чудесный мешочек», строительные детали (куб, призма, конус, цилиндр, кирпич, пластина, арка, полу-куб).
-Раздаточный: карточки с заданием, разнообразные мелкие предметы,
В – Ребята, посмотрите, что это у нас?
Д – Это дерево.
В – А у наших у ворот, чудо-дерево растёт.
Чудо-чудо расчудесное!
Ни цветочки на нём,
А листочки на нём,
И мешочки, на нём, словно яблоки.
А мешочки не простые, а с заданиями. За каждое выполненное задание, вы получите – частичку от картинки. Собрав картинку, вы сможете попасть в волшебный мир. А помогать нам будет, этот замечательный экран. И он уже готов к этому.
Сели.
В – Ну что ж, давайте сорвём первый мешочек. Алёна, тебе какой больше нравится? П осмотрим, какое задание в нём…..
«Назови слово, и скажи первый звук в этом слове»
В – Молодцы ребята. Давайте посмотрим, где-то должна появиться первая часть от картинки. Все частички, мы будем выкладывать на этом столе.
В. – Как хорошо, Алина, отвечала, пойди, сорви второй мешочек. Ой, какое задание тут интересное. Выбирайте себе карточку. Подберите, к своей карточке, нужный предмет. А предметы лежат вот на этом столе.
(Во время выполнения задания, если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт вопросы: «А почему, ты берёшь этот предмет?»)
Справились? Положите карточку и предмет, который вы подобрали на этот стол. Посмотрите, всё ли правильно, нет ли ошибок? Молодцы! Раз всё правильно, где-то должна появиться вторая частичка от картинки.
В – Сорвём ещё мешочек? Игра: «Четвёртый лишний».
Деревья – цветок,
птицы – рыба, (почему лишний?)
все насекомые, (ловушка).
Что общего у всех насекомых?
Ну, всё вы знаете. Значит, пошли искать третью часть от картинки.
Ребята, кто это? Давайте превратимся в паучков и потанцуем.
Физ. минутка.
Музыка качаем головой.
Паучок ходил по ветке, вращаем руками.
А за ним ходили детки перебирая пальцами, вытягиваем руки
Дождик с неба вдруг полил. «брызги» пальцами.
Паучка на землю смыл, Хлопки по коленям.
Солнце стало пригревать. Руки вверх, покрутились.
Паучок ползёт опять. Топаем, руки на пояс.
А за ним, ползут все детки, Вращаем руками.
Что бы погулять на ветке. Топаем.
Музыка. Качаем головой.
В. — Остался последний мешочек. Майя, ты так красиво танцевала, иди, сорви. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется (дети – «чудесный мешочек»)
— обследование детали
— название
— показать деталь детям
— предложить другому ребёнку, найти чертёж этой детали.
В. – Ребята, давайте назовём детали, которые остались лежать в мешочке.
Всё, детали закончились, значит где-то появилась четвёртая часть. Давайте её найдём.
В. – А теперь пора собирать.
Сбор картинки.
В. – Что же, у нас получилось?
Д – радуга.
Да, радуга показала нам путь в волшебный мир. А хотите узнать, что там интересного происходит? Давайте посмотрим.
Мультфильм.
Ребята, мы хотим вас поздравить, с тем, что вы переходите из средней группы «Росточки», в старшую группу, и вручить медали.
Вручение.
Мы желаем вам оставаться такими же дружными, весёлыми и хорошими ребятами.
Номинация: интересные занятия для детей 4-5 лет.
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: АНО ДО «Планета Детства «Лада», д/с №63
Месторасположение: Самарская обл., г.о. Тольятти
В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе отмечается, что образовательная деятельность в детском саду должна строиться с учетом принципа в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Система интегрированных занятий на основе синтеза детских видов деятельности имеет следующую цель – объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития интегративных качеств личности.
Предлагаем Вашему вниманию конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Проделки Шапокляк», разработанный Шлепнёвой Валентиной Николаевной, педагогом ЦРР «Детский сад № 125 «Лесная сказка» г. Орска»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Задачи:
Учить сравнивать полоски по длине, работать по схемам, упражнять в счёте до 5, в правильном и чётком произнесении звука -ж-; закреплять название геометрических фигур;
Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.
Воспитывать отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.
Планируемые результаты: дошкольник имеет элементарное представление о геометрических фигурах, счёте чисел до 5; умеет сравнивать полоски по длине, старается правильно произносить звук — ж-; умеет работать со схемами, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игропые методы и приёмы
Материалы и оборудование: карточки с цифрами на каждого ребёнка, раздаточный материал (сыр); 2 набора полосок разной длины (по 5 штук); цветы с вклеенными геометрическими фигурами разного размера и цвета в центре; тонкая проволока, бусины разных цветов, схемы нанизывания бусин.
Воспитатель: (звонит телефон) Минуточку, ребята! Алло, здравствуйте! Кто это? Шапокляк? А где же они? Похитили? Ну-ка, возвращайте нам их обратно! Только когда выполним все задания? Ну хорошо, договорились!
Ребята, старуха Шапокляк похитила наших друзей: Крокодила Гену и Чебурашку, и сказала, что отдаст их, когда мы выполним три задания. Вы хотите помочь Гене и Чебурашке?
Дети: хотим!
Воспитатель: Тогда давайте постараемся выполнить все задания Шапокляк. Найдите цифру 1. (Дети находят на столе цифру 1, на ней написано задание: «Моя крыска Лариска очень любит сыр, положите столько кусочков сыра, какая цифра написана на карточке»).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили первое задание Шапокляк. Где же у нас второе задание (Дети ищут цифру 2). На ней написано: «Разложите полоски так, что бы получилось две пирамидки».
Воспитатель: давайте разделимся на две команды и составим пирамидки: снизу положим самую длинную полоску, затем короче, ещё короче, ещё короче и самую короткую.
Дети раскладывают полоски, воспитатель во время раскладывания спрашивает: какая это полоска, а эта?
Воспитатель: вот мы справились и со вторым заданием Шапокляк. А где у нас цифра 3. Дети находят цифру 3. Там написано: «Поиграйте в игру «Внимательные жуки», назовите все геометрические фигуры»
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие здесь интересные цветы, у них в середине разные геометрические фигуры, назовите их.
Запомните их, и давайте с вами превратимся в жуков и скажем: «Я жук, я жук, я здесь живу, жу, жу, жу, жу»
На команду: «Жуки на полянку!» Вы летите сюда и смотрите, какого цвета не стало?
Дети играют в игру 2-3 раза, угадывая исчезнувший цветок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили все задания Шапокляк. А как вы думаете, ребята, почему старуха Шапокляк такая вредная и злая?
Ответы детей (она вредная потому что у неё нет друзей) .
Воспитатель: А давайте, ребята, мы будем друзьями Шапокляк, и сделаем для неё что-нибудь приятное. Я знаю, что она очень модная старушка и любит носить различные бусы. Мы можем сделать их для неё в подарок. Может быть тогда она отпустит к нам наших друзей Гену и Чебурашку.
Ручной . Воспитатель раздаёт образцы бус разного уровня сложности. Дети нанизывают бусины на проволоку в соответствии с выбранным образцом. Во время работы детей воспитатель незаметно от детей переодевается в сказочного героя Шапокляк и выходит к детям.
Шапокляк: Здравствуйте, детишки! Что это вы тут делаете? Бусы? Для кого? Для меня? Ой, какие вы добрые и хорошие. Спасибо вам, ребята, вы настоящие друзья. А вы выполнили мои задания? А что вы делали? (Дети рассказывают) А вам трудно было? А что понравилось? (какое задание) больше всего?
Шапокляк: За то, что вы такие добрые, умные и дружные я отдам вам Крокодила Гену и Чебурашку и больше никогда не буду вас обижать (отдаёт). А теперь давайте все вместе споём любимую песню «Пусть бегут неуклюже»
Дети исполняют песню.
Шапокляк: А теперь пора прощаться с вами. До свидания!
Цель: формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве, уточнить представление о понятии «добро». Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки, быть вежливым. Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Материал: волшебные палочки, колпаки на голову, большое сердце, маленькие сердечки, картинки «Уроки доброты», волшебный мячик, заготовки «силуэты волшебников», карандаши, письма, картинки станций.
Ход занятия
В.: - Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Станем в круг. Сегодня мы поделимся с вами добротой. Возьмемся за руки и передадим свое добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.
Психогимнастика «Не сердись, улыбнись! »
В.: - Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись! »
В.: – Ребята, сегодня мы с вами попробуем стать добрыми волшебниками. Хотите? А как вы думаете, каким должен быть такой волшебник?
Д.: – Добрым, вежливым, хорошим.
В.: - Молодцы, ребятки! Правильно вы все сказали. Ребята, как вы думаете, что такое «добро»? (Дети отвечают) Знаете, а добро бывает разным. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?
(Дети отвечают)
В.: - Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить. А мы с вами добрые? Значит, мы с вами можем стать волшебниками? Посмотрите, у меня есть волшебная палочка. Сейчас я скажу волшебные слова, и мы превратимся с вами в волшебников. Снип-снап- снурэ-бурэ-базелюрэ.
(Переодевание в волшебников, надеть колпачки) .
В.: – Вот и стали мы волшебниками. И мы отправимся в страну Добра. Хотите? (Дети отвечают) . Но чтобы попасть в страну Добра нам нужно выполнить упражнение «Друзья».
Есть хорошая игра,
Называется «Друзья».
На меня вы посмотрите,
За мной движения повторите.
(Проводится логоритмическая игра «Друзья» - 2 раза.
Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)
Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)
Ни волк, (показать руками пасть волка)
Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)
Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)
И ни собака, (ладонями показать собаку)
Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино»)
Вместе с другом я сильней, (руки к плечам вверх)
Вместе с другом я смелей, (руки к плечам вперед)
Мы друг друга защитим, (обнять себя руками)
И все страхи победим! (бросить руки вниз в стороны)
В.: - А сейчас мы отправляемся в страну Добра. На чём можно путешествовать (транспорт). Ребята, а как же мы отправимся в путешествие, если у нас нет на чём путешествовать?
Д.: - У нас есть волшебные палочки.
В.: - Правильно, ребята. Давайте взмахнём нашими волшебными палочками и скажем волшебные слова: Снип-снап- снурэ-бурэ-базелюрэ. Посмотрите, что у нас получилось.
Д.: - Поезд.
В.: - Правильно. Приготовьтесь-ка, друзья! В путешествие пора! Начнем наше путешествие с улыбки. Давайте все улыбнемся и с хорошим настроением отправимся в путь. Поедем мы на поезде, и всю дорогу нам будет светить солнышко. (Дети садятся в импровизированный поезд и едут.)
СТАНЦИЯ «Сердечная»
На полу лежит письмо.
В.: - Ребята, посмотрите, письмо лежит. Здесь что-то написано. Сейчас я вам прочту: «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы отправляетесь в страну Добра, а это значит, что вы все добрые. У нас случилась беда. Налетел сильный ветер и оборвал все маленькие сердечки с большого. Помогите, пожалуйста, их собрать. »
В.: - Ну что, ребята, поможем? (Дети отвечают) – Сердечки, ребята, не простые, они волшебные. Вам нужно ответить на вопрос и приклеить маленькое сердечко на большое. (Дети отвечают на вопросы):
Какие слова говорят при встрече? (Кто ответил правильно, тот приклеивает)
Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнешь?
Кто должен уступать место в транспорте?
Как ты попросишь у друга игрушку?
Плачет девочка. Как ты ее успокоишь?
Что ты скажешь, если тебе помогли?
У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его. Что ты сделаешь?
Какие слова говорят, когда прощаются?
В.: - Молодцы, ребятки! На все вопросы ответили правильно. Большое, доброе сердце получилось. Жители станции «Сердечная» очень рады, что вы им помогли и говорят вам «Спасибо». А нам пора в путь! По местам! Поехали!
СТАНЦИЯ « Оцени поступок »
(На полу лежит письмо)
В.: - Ребята, посмотрите, опять письмо! Посмотрим, что там? (Читает и говорит, что жителей этой станции заколдовала злая колдунья. Они пошли гулять и заблудились. Чтобы они смогли найти дорогу домой, мы с вами должны оценить поступки на картинках, разобрав их на хорошие и плохие.
(дети вместе распределяют картинки и дают им оценку)
В: - Почему этот поступок вы осуждаете? Что хорошего совершил этот герой? Молодцы, ребята, вы прекрасно оценивали поступки.
В. – Ребята, мы немного устали. Давайте отдохнём.
Физминутка «Солнце»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
(поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф - Ф»)
По местам! Поехали!
СТАНЦИЯ «Волшебники»
В.: - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру « Волшебники». Мы читали с вами много сказок, смотрели много мультфильмов, в которых есть волшебство. Вот вам силуэты волшебников, а вы нарисуйте лицо своему волшебнику и придумайте, что он сделал хорошего или плохого.
В.: -Молодцы все справились с заданием. Ребята – это была последняя станция.Нам пора возвращаться в детский сад. Но мы не можем с вами вернуться в детский сад. Для того, чтобы мы вернулись, нам нужно выполнить последнее задание.
Игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Обидеть – защитить
Грустный – весёлый
Крикливый – молчаливый
Грубый – ласковый
Равнодушный – заботливый
Трусливый – храбрый
Ленивый – трудолюбивый
Жадный - щедрый
В.: - Вы, ребята, молодцы, постарались от души. Выполнили все задания, и теперь я вижу, что вы действительно добрые, смелые, умелые, внимательные, заботливые. И я вам приготовила угощения.
Конспект открытого
интегрированного занятия
в средней группе
ДУУ «Аленький цветочек»
г. Ровеньки
Тема: «Всё начинается с добра»
Воспитатель: Сарычева Е.В.
Интегрированное занятие для детей средней группы "Сказочное путешествие"
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками.
Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей.
Учить детей передавать соответствующие эмоции в музыкально-игровых упражнениях и изобразительной деятельности
Развивающие задачи:
Продолжать развивать у детей творческое восприятие, мышление, память, воображение.
Воспитательные задачи :
Воспитывать эмоциональное восприятие, отзывчивость, желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Форма проведения: игра – путешествия.
Материалы и оборудование:
Короб;(сказка «Колобок»).
Иллюстрации с изображением; петушка, зайчика, медведя, лисы, поросенок, собачка Жучка);
Цветные карандаши (на каждого ребенка);
Магнитофон; ноутбук.
Письмо из «Города сказок»;
Начало сказочного путешествия:
Детская деятельность - коммуникативная.
Воспитатель предлагает детям встать в круг взяться за руки
И повторять слова вместе с воспитателем
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей давайте поздороваемся с нашими гостями. (раздается стук в дверь)
Воспитателю вносят в группу письмо.
Ребята, к нам пришло письмо из « Города сказок». Давайте откроем и прочитаем, что там написано? Воспитатель открывает письмо.
Ребята, здесь написано, что в городе сказок приключилась беда, все сказочные герои перемешались, и волшебник просит нас помочь им попасть каждому в свою сказку. Поможем им ребята? (Ответ детей).
Как вы думаете, а на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей) . А мы с вами отправимся на поезде, но не на простом, а на волшебном! Ребята, вы готовы отправиться в сказочное путешествие? (Ответ детей).
Тогда становитесь, пожалуйста, за мной и мы на веселом поезде отправляемся в сказочное путешествие!
Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая.
Под музыку «Поезд» из сборника Татьяны Суворовой, ребята с воспитателем отправляются в путешествие.
1остановка «Короб со сказкой загадкой ».
На столе стоит короб.
Ребята, посмотрите какой красивый короб нас встречает! Но он заперт и никак не получается его открыть. А я знаю секрет - нам с вами нужно отгадать загадки и тогда волшебный сундучок откроется! (Воспитатель загадывает детям загадки, ребята отгадывают и после каждой отгадки воспитатель достает из сундука игрушку-отгадку).
Ходит он на двух ногах,
Повторяя: «Ох!» и «Ах!»
Говорят, ему сто лет,
Он ворчливый старый…
(Дед
)
Как появится мука,
Печь не станет колобка,
Испечет оладушки
Старенькая…
(Бабушка
)
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…
(Колобок
)
Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка…
(Зайчик
)
Все его в лесу боятся,
Очень любит он кусаться.
Ам! – и схватит за бочок
Зазевавшихся…
(Волчок
)
Любит мед и даже слишком
Бурый косолапый…
(Мишка
)
Эта рыжая плутовка
Колобочка съела ловко.
(Лиса
)
Какие вы молодцы ребята, все загадки отгадали. Ребята а вы догадались из кокой сказки эти герои. (ответы)Да верно «Колобок» молодцы.
.
Под музыку «Поезд» ребята становятся за воспитателем и едут дальше.
2 остановка «Перепутанные сказки».
Детская деятельность - коммуникативная, чтение художественной литературы.
Стульчики стоят полу – кругом у экрана телевизора.
Ребята, поезд у нас с вами не простой, вот и остановки не простые. На этой остановке мы с вами будем выполнять вот такое задание: присаживайтесь пожалуйста на стульчики и все внимание на экран. Я буду читать вам сказку, а вы будите запоминать, какие сказки перепутаны.(После просмотра дети с воспитателем разбирают перепутанные сказки)
Какие вы все молодцы ребята, сколько сказок много знаете! Скажите в какую сказку попали наши герои. (ответы детей) Молодцы ребята правильно «Заюшкина избушка»
(ответы)
Под музыку «Поезд» дети становятся за воспитателем и едут дальше.
3 остановка «Сказочная мастерская»
Детская деятельность – коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.
На столе лежат картинки, с незаконченным изображением сказочных героев, цветные карандаши. Воспитатель обращает внимание детей на игрушку «Зайчик».
Ребята, кто это нас встречает?(Ответ детей). Ребята, зайчик почему то плачет.. Давайте спросим у него, что случилось?(Ответ детей).Зайчик «рассказывает» воспитателю, что случилось.
Ребята, зайчик рассказал мне, что художник, который рисовал сказки, забыл дорисовать некоторых героев и теперь ребята не смогут прочитать много новых сказок. Поможем зайчику дорисовать сказочных героев?
(Ответ детей).
На столе лежат картинки с героями и цветные карандаши, воспитатель предлагает детям выбрать себе картинку с изображением сказочного героя и сесть за стол, чтобы дорисовать его.
(Воспитатель предварительно обсуждает с ребятами, что нужно дорисовать каждому герою. В воздухе все вместе, показывают как нужно дорисовать уши хвост, глаза, нос).
Ребята выполняют задание под звучание спокойной музыки В.Дашкевича «Приходи сказка».
Педагог (если в этом есть необходимость) помогает каждому ребенку справиться с заданием.
Вот зайчик посмотри, ребята помогли тебе, и так здорово дорисовали всех сказочных героев!
Дети, вам понравилось в «Городе сказок»? (Ответ детей)
Но нам с вами, ребята, необходимо возвращаться. Давайте сказочных героев оставим зайчику, попрощаемся с ним и отправимся обратно в детский сад.
Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая .
Под музыку «Поезд» ребята «отправляются в путь».
Итог сказочного путешествия.
Детская деятельность – коммуникативная.
Вернувшись «в детский сад» воспитатель спрашивает у детей:
Где мы сегодня с вами побывали?
На чем мы туда добирались?
Какие сказки мы отгадывали?
Что вам больше всего понравилось?
Педагог хвалит детей и говорит о том, что волшебник благодарит ребят за помощь и дарит им подарок. Замечательную книжку и пазлы со сказками.
Используемая литература:
1. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М:Линка-Пресс,2003
2. Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» М:Просвещение,2003
3. Кондрыкинская Л.А.,Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей дошкольников». Занятия, досуги, игры Москва, 2006
4. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» М:Просвещение,1992
5. Царенко Л.И. «От потешек к Пушкинскому балу»М6Линка-Пресс,1999