Административно-территориальное деление франции. Административное деление франции Атд франции

Братчикова Екатерина ГМУ-132.

ФРАНЦИЯ.

Официальное название - Францу́зская Респу́блика;

Столица – Париж;

Форма правления - Президентско- парламентская республика;

Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание);

Президент – Франсуа Олланд;

Премьер- министр – Жан-Марк Эро;

Административно-территориальное деление : 27 регионов (22 метрополии и 5 заморских регионов), включающих 101 департамент (96 в метрополии и 5 заморских департаментов).

Территория – 48я в мире;

Официальный язык – французский;

Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство».

Принцип Республики - правление народа, народом и для народа;

Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Государственно-политическое устройство.

Государственный строй.

Франция - суверенная унитарная демократическая республика.

Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско- парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики ).

Глава государства - президент, избираемый на 5 лет.

Глава правительства - премьер-министр.

Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Законодательная власть

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту , включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание .

Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 - заморские территории, 5 - территории Французского сообщества и 12 - французских граждан, проживающих за границей.

Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года - на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину.

Национальное собрание , депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 - заморские территории.

Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок.

Помимо своей функции - контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остаётся за Национальной Ассамблеей.

Исполнительная власть.

В «Пятой республике» премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов.

Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия.

Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании.

Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.

Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону.

Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.

Судебная власть.

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд .

Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально.

Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам .

Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.).

Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных (Cour d"assises ).

Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

Высшая судебная инстанция - кассационный суд.

Местное самоуправление.

Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

    Коммуна - наименьшая административно-территориальная единица. Во Франции насчитывается около 36 тыс. коммун, управляемых муниципальными советами, являющимися органами исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

    Департаменты Франции является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

    Регионы являются самой крупной единицей в административном делении страны. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Во Франции реформа административно-территориального деления в свое время послужила действенным инструментом консолидации всех частей страны, «разрезавшим» былые вотчины французских феодалов - Бургундию, Анжу, Бретань и др. Новые административные единицы, созданные в результате Великой французской революции, стали называться департаментами, то есть буквально подразделениями. Для них были выбраны нейтральные имена, не вызывавшие никаких исторических ассоциаций. Чаще всего в названиях фигурировали реки страны (департаменты Рона, Верхняя Марна, Приморская Сена, Мен и Луара), орографические объекты (Приморские Альпы, Атлантические Пиренеи, Юра, Вогезы). Декларация прав человека и гражданина 1792 г. гласила: «Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт – на кантоны» .

За более чем двести лет сетка административно-территориального деления изменилась незначительно: если в конце XVIII в. во Франции было 83 департамента, то сейчас - 100.

Исторически административно-территориальное устройство страны характеризовалось традицией централизации, но за последние 20 лет претерпело значительные изменения. На первый взгляд оно может показаться сложным. По конституции территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие другие территориальные коллективы создаются законом.

В законе о децентрализации от 2 марта 1982 г. и дополняющих его положениях выражена политическая воля изменить отношения между государством и территориальными коллективами (регионами, департаментами, коммунами). С этого времени последние имеют значительно более широкую автономию в принятии решений, так как новые законы распределили компетенции, административную ответственность и финансовые ресурсы между центральной властью и местными органами управления.

Франция насчитывает 26 регионов: 22 в метрополии и 4 заморских, границы которых совпадают с границами четырех заморских департаментов (ДОМ). Учрежденный в 1955 г. в целях обустройства территории, регион в 1982 г. стал территориальным коллективом. К его собственной компетенции относятся главным образом вопросы планирования, обустройства территории, экономического развития, профессиональной подготовки, а также строительства, материально-технического оснащения и финансирования лицеев. Создание регионов как административно-территориальных единиц было обусловлено тем, что прежнее деление на департаменты не отвечало современным принципам административной организации. Централизованное управление было также неэффективно, как и управление на уровне мелких департаментов, и для решения определенных задач требовалось создание промежуточного уровня. В этом отношении регионализация представляет собой структурную реформу, направленную на разделение труда между уровнями управления.

Как уже отмечалось ранее, Франция насчитывает 100 департаментов: 96 в метрополии и 4 в заморских владениях (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана). Статус департаментов, учрежденных в 1789 г., претерпел существенные изменения: он эволюционировал от полудецентрализованного территориального коллектива до полноправного территориального коллектива (с 1982 г.). Департамент является основным звеном административно-территориального устройства страны. К его компетенции относятся главным образом вопросы санитарии и социального развития, оснащения сельского хозяйства, поддержания и развития дорожной сети на своей территории, расходы на строительство и содержание коллежей.

Учрежденная в 1789 г., коммуна является низшей единицей французского административно-территориального деления. По данным на 1990 г., во Франции насчитывалось 36 551 коммуна – намного больше, чем в других странах Европейского союза. Это объясняется тем, что во Франции называют коммунами все муниципалитеты, независимо от числа жителей (80 % коммун имеют население менее тысячи человек). Вследствие этого власти вынуждены были произвести перегруппировку коммун, в частности путем создания городских территориальных управлений и межкоммунальных объединений. Согласно закону от 6 февраля 1992 г. установлены новые формы сотрудничества в целях повышения эффективности работы муниципалитетов .

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.



Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

51. Система государственных органов Франции.

Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.

Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.

Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат, таких как:

1) Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;

2) Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.

Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.

Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.

Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.

Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты -1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента -10 тыс. франков.

52. Партийная система Франции.

В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз.

Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом Ш. де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.

Социалистические организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в.

Современная Французская социалистическая партия (ФСП) появилась в 1971 г. Она была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.

Существует еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников.

Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов, республиканская партия. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».

Во Франции не существует конкретной законодательной базы, которая устанавливала бы нормы деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию.

53. Судебная система Франции.

2. Административно-территориальное устройство Франции

Французская республика – унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно–территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80 –х годах посредством принятия законов о децентрализации.

В ст. 72 Конституции Франции говориться о том, что территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Компетенция местных выборных органов подробно регламентируется законодательством, и государство, в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Нижним звеном административно-территориальное деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тысяч. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает председателя исполнительной власти – мэра.

Объединение нескольких коммун – это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц – судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Коммуны объединены в округ. Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления является департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный Совет, куда каждый кантон назначает одного своего представителя - генерального советника. Во главе Генерального Совета стоит префект, которого назначает президент. При этом, префект не только решает общие вопросы, но и руководит работай департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов было начато еще в 1961 г. Однако попытка юридически сформулировать разделение всей страны на регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 г. не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 г., был принят закон, придавший статус юридического лица. И только в 1982 г., с принятием Закона о децентрализации, было юридически оформлено образование региона в качестве территориального коллектива, а вся территория страны была разделена на регионы.

Из приведенных выше образований два – кантон и округ – по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее, выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно- территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Именно в пределах этих трех единиц и функционирует сегодня система самоуправления во Франции.

Таким образом, в данном пункте нашей работы мы раскрыли особенности функционирования административно – территориального устройства Франции, указали органы управления каждой ступени административно-территориального деления.

3.Административно-территориальное устройство Италии

В соответствии с конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем, основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «Областное государство» или «государство областных автономий». Более того, конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип территориальных коллективов в рамках единого государства. На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям, коммунам.

Самыми крупными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии - Трентино-Альто-Адидже, Вале – д`Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния – они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов – уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего это законодательные полномочия. Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального порядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государства, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона от 17 мая 1990г.

Нижняя планка по численности населения провинции устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующей программы провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы.

Коммуны – низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не должно быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон землепользования.

В качестве самостоятельных административно-территориальных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Неаполь, Венеция, Генуя, Рим, Болонья, Флоренция, Бари.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции возложены на правительственного комиссара. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

    Великобритания … Википедия

    В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия

    Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия

    Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия

    Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия

    Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия

    20 округов Парижа … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия