Три дня перед исповедью. Как соблюдать пост перед причастием и исповедью: сколько дней, молитва, правила для беременных

Таинство Причащения (Евхаристии) невозможно перед предварительного поста, домашней молитвы и исповеди. Пост позволяет нам смирить свои телесные страсти, отрешиться от земных удовольствий, заглянуть вглубь себя и приблизиться к осознанию грехов. Молитва служит «мостиком» между физической и духовной природой человека; она является дополнительным укреплением для приготовления к искреннему раскаянию, совершаемому на исповеди. Но начинается всё с поста.

В православии на один календарный год приходится четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский и Рождественский) и большое количество однодневных (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня). При точном соблюдении многодневного поста специально поститься перед причастием не надо. Единственное исключение составляет рыба – от неё нужно отказаться за три дня до таинства.

Верующие, не соблюдающие установленные Церковью посты, в начале должны поговорить со священником, которому планируют исповедоваться. Допуск к причастию осуществляется после исповеди – соответственно, данной беседы не избежать. Обычно священники устанавливают строгий (допускается употребление растительной пищи, свежей и варёной, заправленной растительным маслом) трёхдневный пост, но в зависимости от возможностей человека и других, только им ведомых факторов, этот срок может быть увеличен до семи дней.

Верующие, строго соблюдающие как многодневные, так и однодневные посты, в свою очередь, могут рассчитывать на некоторые послабления, но о них они тоже в начале должны договориться со священником. То же самое касается людей, страдающих теми или иными заболеваниями, и беременных: если по состоянию здоровья они не могут отказаться от приёма конкретной пищи и лекарств, то в начале они должны известить об этом священника и только потом приступать к посту.

Лекарства нельзя принимать перед причастием, поскольку причастие – самое является лекарством не только для души, но и для тела. Травяные чаи, витаминные добавки и мази во время поста разрешены. К запрещённым лекарствам относятся только употребляемые внутрь препараты.

Минимальный пост перед причастием длится три дня. Он подразумевает отказ от пищи животного происхождения – мясных и молочных продуктов, яиц, сливочного масла, алкоголя. Курящие люди должны отказаться от сигарет или хотя бы постараться это сделать. Во время поста желательно воздерживаться не только от «запрещённой» пищи, но и от всего, что доставляет человеку удовольствие в земной жизни – секса, развлечений (дискотек, театров, концертов, просмотра ТВ и т.п.) и любых видов излишеств, в том числе и в постной пище (пост и обжорство – вещи несовместимые!).

Накануне причастия, начиная с двенадцати часов ночи, запрещается употребление любой пищи и воды. Чистить зубы после полуночи также нельзя. Если причастие приходится на ночь (Рождество, Пасха), то строгий пост начинает – минимум, за восемь часов до совершения таинства (в районе пяти вечера).

Многие православные ходят на причастия по воскресеньям. В этом случае пост перед причастием длится фактически не три, а четыре дня: к постному четвергу, пятницу и субботе присоединяется почти всегда постная среда, с той лишь разницей, что во время неё разрешена рыба. На сплошных седмицах (неделях, когда постные среды и пятницы отменяются) среда получается не постной, но пост перед причастием соблюдать всё равно надо.

Дети до семи лет причащаются без поста и исповеди, но чем раньше родители будут приучать их к воздержанию и осознанию своих грехов, тем лучше. Познакомить ребёнка с постом можно с отказа от любимых сладостей и мультфильмов.

Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.

Как подготовиться к исповеди и причастию?

Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим и причаститься.

  1. Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
  2. Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
  3. Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
  4. В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
  5. Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
  6. Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.

Пост перед исповедью

Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.

Молитвы перед исповедью

Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.


Как записать грехи перед исповедью?

Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.

Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.

  1. Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
  2. Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
  3. Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
  4. Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
  5. Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.

Можно ли перед исповедью пить воду?

Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и . Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.

Можно ли курить перед причастием и исповедью?

На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.

  1. Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
  2. Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.

Можно ли заниматься сексом перед исповедью?

Многие верующие люди неправильно воспринимают , считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Православный пост – это те дни, когда люди очищаются духом. Но при этом очищается и организм, ведь в каждом человеке всё должно быть чисто – и душа, и тело, и помыслы. В дни поста нужно внимательно относиться к своему психофизическому состоянию. Человек, решивший, что он готов ограничить своё питание, в принципе знает, какие продукты разрешено употреблять в тот или иной период, а какие нельзя.

Основные каноны питания в пост

Необходимо разобраться, что же всё-таки можно кушать в дни поста, а какие продукты необходимо исключить из рациона. Итак, обязательному исключению подлежат:

  1. Мясные продукты;
  2. Молоко, равно как и сливочное масло, творог и сыры;
  3. Яйца и майонез;
  4. Жирные сладости и выпечка;
  5. Рыба и растительное масло (в строгие дни поста);
  6. Алкоголь и табак.

Эти продукты нельзя кушать в пост. Бытует мнение, что если человек не кушает мясо, яйца, не пьёт молока, то он лишается белка, который столь необходим для организма. Но при правильном подходе к постному рациону это совершенно не так.

Существует множество продуктов, которые богаты белком. Если разнообразить постный рацион грибами, баклажанами, бобовыми и соей, то можно получать необходимое количество белка. Ведь даже диетологами доказано, что соя вполне может заменить рыбу и мясо.

И всё же перед постом следует узнать, не станет ли он опасен для организма, ведь не каждому воздержание от тех или иных продуктов может оказаться полезным.

Что же разрешено кушать в строгий пост

В христианстве дни поста различаются по степени строгости. В один из дней может быть разрешено одно, на второй – другое. А бывают дни, в которые совсем нельзя кушать. Самый строгий пост у христиан – Великий.

Он длится 40 суток, в которые запрещены любые развлекательные мероприятия. К тому же, есть некоторые каноны, которых необходимо придерживаться:

  1. Запрещено принимать любую пищу по пятницам, а так же в день начала Великого поста;
  2. Первая и последняя седмица знаменуется разрешением приёма в пищу овощей, фруктов и хлеба. В качестве питья разрешается вода.
  3. В остальные дни разрешено питание мёдом, орехами и любой растительной пищей.

Что можно кушать во время поста в нестрогие дни:

  1. Баклажан;
  2. Кабачки;
  3. Рыбу;
  4. Чечевицу;
  5. Овсянку;
  6. Любые фруктовые салаты, конечно, не заправляя их сметаной.

Основной пищей в пост становятся растительные продукты. В основном это крупы (лучше всего конечно гречневая, пшеничная, ячневая и овсяная, так как это исконно русские виды злаков, к тому же они богаты клетчаткой, минералами).

Конечно не стоит забывать и про витамины, содержащиеся в овощах и фруктах. Главное, чтобы пост не стал причиной нарушения режима питания. Не стоит пропускать завтрак, а так же нужно помнить о том, что в пост желательно чаще перекусывать.

По причине того, что в постном рационе отсутствует животный белок, который даёт ощущение того, что человек сыт надолго, хочется наесться чего-то существенного, особенно в первые дни. Но в таком случае об очищении можно забыть.

Наилучший вариант здесь регулярное питание, а так же включение в рацион именно крупы цельных злаков, ну и конечно бобы.

Важно помнить, что к любому ограничению в пище необходимо готовить свой организм. Для него станет жесточайшим стрессом вариант, при котором человек переедая ежедневно, вдруг резко перестанет кушать. Пользы от такой попытки очищения не будет.

Особенности питания после поста

Некоторые думают, что уж если пост закончился, то нужно отыграться за все дни и наесться всего и сразу, да ещё и побольше.

При этом, совершенно не думая о том, что в таком случае от воздержания не только не будет пользы, а даже наоборот – один вред. Как же питаться после окончания поста?

Первые дни должны быть как бы постепенным «затиханием» поста. Не рекомендуется в эти дни принимать в пищу:

  1. Мясо (за исключением, возможно, курицы, индейки или рыбы);
  2. Грибы, особенно маринованные;
  3. Не следует увлекаться выпечкой;
  4. Калорийные сладости, такие как торт, пирожное с масляным или сливочным кремом;
  5. Колбасы и копчёности.

Так как организм, за то время пока длился пост, отвыкает от животной пищи, то начинать её кушать нужно понемногу, как бы заново приучая себя. Не стоит есть жареное мясо или рыбу. Желательно, чтобы пища была отваренной и кушать её следует небольшими порциями, понемногу.

Соль в первые дни после поста лучше ограничить. Не стоит увлекаться мучными изделиями на масле и яйце. Намного полезнее будут блюда из круп (рис, гречка, пшено или овсянка – не имеет большого значения) с фруктами, в которые желательно добавить побольше зелени. Ведь организму нужны в этот период витамины.

Таинство Причащения - как к нему подготовиться, что можно кушать?

Самая меньшая длительность поста перед Причастием составляет три дня. Бывает, что человек не может выдержать эти ограничения по причине болезни или даже тяжёлой, изматывающей работы, тогда как организму требуется много калорий.

В таком случае на исповеди, которая обязательно имеет место перед причащением, нужно покаяться батюшке и в этом грехе. Чего нельзя делать, так это говорить батюшке, что постился, если пост не выдержан.

Так что же можно принимать в пищу в этот пост? Разрешается практически то же, что и в дни других постов:

  1. Можно питаться овощами и фруктами;
  2. Кашами из круп;
  3. Варёной или запеченной рыбой;
  4. Хлебом;
  5. Орехами.

Можно так же кушать и сладости, такие как горький шоколад, козинаки, но потребление этих продуктов лучше ограничивать. Главное – это помнить, что в употреблении даже тех продуктов, которые разрешены, необходимо знать меру, не переедать.

Польза поста для человека или «зачем поститься»

Питаться в пост по всем правилам весьма полезно для здоровья человека. Разрешённая пища даст организму необходимые вещества, а отсутствие продуктов, которые находятся под запретом, не даст организму тратить силы на борьбу с токсинами и т.п.

Постное питание по своей сути нормализует работу всего организма, но основная его польза вот в чём:

  1. Улучшение пищеварения;
  2. Избавление от дисбактериоза;
  3. Очищение печени и нормализация её работы;
  4. Полное очищение организма. Шлаки и токсины выводятся полностью;
  5. Питание по дням предотвратит набор лишнего веса.

Некоторые люди, опасаясь лишнего веса, не притрагиваются, к примеру, к пирогам с картофелем, жаренным в масле, пусть и растительном. Если же обратить внимание на постные дни, то в выходные эта пища вполне дозволяется и совершенно не вредна для здоровья.

Почему так происходит? Всё просто. Даже если в выходной день позволить себе полакомиться любимыми пирожками, все ненужные организму вещества выведутся из организма за следующие пять будних дней.

Маленькие радости после поста

Только те люди, кто действительно держал Великий пост, после его окончания могут в полной мере прочувствовать наслаждение от повседневной еды. В первые дни, по прошествии сорокадневного воздержания, обычная пища воспринимается на вкус необыкновенно «сладкой».

Те продукты, которые до поста казались обыденными, кажутся нежнейшим нектаром. Испытать подобные ощущения может не каждый. Лишь те, немногие, кто истинно воздерживался от запретной еды, способны на такое.

Ведь уже не нужно задавать себе вопрос, можно ли мне это сегодня, сейчас. Ведь как бы человек не старался, для приготовления пищи не всегда найдётся достаточно времени, а в постные дни завтра будет нельзя то, что ели сегодня.

Потому и получается, что всё питание нередко состоит из воды, орехов да сухофруктов.

Поститься или нет?

В любом случае, независимо от того, постится человек или нет, во всём нужно знать меру. Ведь если изнурять себя постоянным голодом, организм не будет получать нужные ему вещества, будет использовать внутренние ресурсы, которые не бесконечны.

А в итоге просто «устанет» работать и остановится. Есть ли польза от такого голодания? Ответ очевиден – нет. То же можно сказать и о переедании. Излишки будут откладываться в организме, а в результате – ожирение, болезни сердца и других внутренних органов.

Так что соблюдать пост или нет – дело каждого. Главное – не впадать в крайности.

Святые отцы о посте перед Причастием

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407). «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2

Свт. Феофан Затворник (1815-1894). Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост - внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу.

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский (1829-1909). Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения.

Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1966). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (1964). Традиция трехдневного поста. «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.»

Игумен Петр Мещеринов, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик (1966). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием - это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии.