Викторина растения и животные беларуси. Викторина «Животный и растительный мир»Викторина «Знатоки естествознания

Сценарий игры-викторины «Растительный и животный мир»

Подготовка к викторине .
Накануне проведения викторины классы разделить на две команды. Им было дано домашнее задание – выбрать капитана и название своей команды. Например: «Бельчата» и «Зайчата».

1 Конкурс «Разминка».
Давайте вспомним загадки о животных.

Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)

В море видим мы фонтан.
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывет?
Что за чудо-пароход? (Кит.)

Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки. (Котенок.)

Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки)

Что за маленький народ?
Кошке спать он не дает,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает. (Мыши.)

Птица та - деревни житель.
Кур-хохлаток предводитель.
Только червячка найдет,
Собирает свой народ. (Петух.)

Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела.)

В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыбка.)

Над рекою он в полете,
Этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза.)

Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
А живет она в воде. (Улитка.)

Загадки загадываются по пять каждой команде.

2 Конкурс « Вопросы - ответы».
1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (погибает)
2. Какие грибы ест белка? Сухие или свежие (сухие)
4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)
5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)
6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)
7. Как вы думаете: плавают ли муравьи? (да)
8. Самое крупное наземное животное? (слон)

3 Конкурс капитанов «Вспомни сказку».
Капитаны должны вспомнить сказки, в которых встречаются животные. (Сказка о рыбаке и рыбке, Три поросенка, Сивка-бурка, По - щучьему велению, Золотое копытце, Гадкий утенок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и Медведь, Колобок и др.)

4 Конкурс «Закончи определение»
Командам выдаются конверты, в которых написаны определения животных. Их нужно дописать и назвать по три животных данного класса.
Животные, у которых шесть ног, называются ……………..(насекомые- муха, пчела, бабочка)
Животные, тело которых покрыто перьями, называются……………………..(птицы- ласточка, голубь, воробей)
Водные животные, тело которых покрыто чешуей, называются ………………..(рыбы- окунь, карась, щука)
Животные, тело которых покрыто шерстью, называются……………………….(звери- волк, лиса, медведь).

5 Конкурс « Шифрограмма».
ведущий : Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит.
1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
2-б, 10-и, 18-р, 26-ш,
3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю,
33-я,
Задание 1 команде:
14- 6- 5- 3- 6- 5- 30
(медведь)

Задание 2 команде:
19- 20- 18- 6- 12- 16- 9- 1
(стрекоза)

ведущий – ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные могут предсказывать погоду?
1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)
2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)
3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)
4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

6 Конкурс . Растительный мир.

    Трава от 99 болезней (зверобой)

    Самое сладкое дерево наших лесов (липа)

    Разноцветные грибы (сыроежки)

    Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина)

    У какого дерева ствол белый? (береза)

    У какого дерева весной дятла поит (береза)

    Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

    Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    Дерево - символ нашей Родины (береза)

ведущий:

    Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромное местечко.)

    Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный окурок, костер, молния.)

    Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

    Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите
    любимой подруге?
    а Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
    б Несколько благоухающих цветов.
    в Огромный букет этих нежных цветов.

    Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я...»
    Варианты ответов:

    • Посажу дерево;

      Не буду рвать первоцветы;

      Сделаю скворечник;

      Не буду брать выпавших птенцов;

      Не оставлю горящий костер в лесу..

    Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...
    I.
    а Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
    б Все бросили в костер.
    в. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
    П.
    а Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.
    б Залили костер водой или засыпали землей.
    в. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Ведущий :Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

, 535.93kb.

  • Экологическое воспитание младших школьников через произведения северных писателей , 32.63kb.
  • Программа кружка «Азбука родного края» (1 класс) , 81.68kb.
  • ^ Викторина «Животный и растительный мир»

    1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
    2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)
    3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
    4. Откуда плывёт утка? (От берега)
    5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
    (Оляпка – водяной воробей)
    1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
    2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)
    3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
    4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
    5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)
    6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)
    7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).
    8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).
    9. (Пчёлы, птицы)
    10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).
    11. (Мокрица)
    12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)
    13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

    Викторина «Охрана природы»

    1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

    (Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

    2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

    (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

    3. Напомните правила сбора грибов.

    (Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

    4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

    (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

    5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

    (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

    (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

    7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

    (Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

    8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

    (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

    9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

    (Фотоохота.)

    10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

    Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


    1. Смелый, как... (лев) .
    2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .
    3. Беспечный, как... (стрекоза) .
    4. Злой, как... (собака) .
    5. Коварная, злая, как... (змея) .
    6. Верный, преданный, как... (собака) .
    7. Хитрый, как... (лиса) .
    8. Упрямый, как... (баран, осёл) .
    9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .
    10. Трусливый, как... (заяц) .
    11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .
    12. Могучий, как... (орел) .
    13. Скользкий, как... (угорь) .
    14. Тихий, как... (мышь) .
    15. Вольный, как... (птица) .
    16. Глупый, как... (утка) .
    17. Мудрый, как... (ворон) .
    18. Хищный, как... (акула) .
    19. Выносливый, как... (лошадь) .
    20. Холодный, как... (лягушка) .
    21. Важный, надутый, как... (индюк) .
    22. Зубастый, как... (крокодил) .
    23. Голодный, как... (волк) .
    24. Толстощекий, как... (хомяк) .
    25. Косолапый, как... (медведь) .
    26. Длинноногий, как... (цапля) .
    27. Желторотый, как... (птенец) .
    28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .
    29. Быстрый, как... (олень) .
    30. Порхать, как... (бабочка) .
    31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .
    32. Топать, как... (слон) .
    33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .
    34. Скользить, как... (змея) .
    35. Выступать величаво, как... (павлин) .
    36. Плавать, как... (рыба) .
    37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

    Викторина «Маленькие тайны природы»

    1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

    2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

    3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

    4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

    (Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

    5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

    6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

    8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

    10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

    11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

    12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

    Викторина «Лесная аптека»

    1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

    2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

    3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

    (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

    3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

    4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

    (Чёрной смородины, шиповника.)

    5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

    (Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

    6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

    7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

    (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

    8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

    9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

    (Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

    Викторина « Знатоки естествознания»


    1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)
    2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)
    3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)
    4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).
    5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)
    6. Хищный цветок. (Росянка)
    7. Водяные блохи. (Дафнии)
    8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)
    9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)
    10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)
    11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)
    12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).
    13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)
    14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)
    15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

    Викторина «Живой мир лесов»

    1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

    2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

    3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

    4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

    5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

    6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

    7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

    8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

    9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

    10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

    11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

    12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

    13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

    14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

    15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

    16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

    17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

    18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

    19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

    20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

    Викторина «Растения и животные – предсказатели»


    1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
    (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)
    1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)
    2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)
    3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)
    4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)
    5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)
    6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)
    7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)
    8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
    10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

    11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

    12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

    13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

    14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

    15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

    16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

    17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

    18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

    19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

    20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

    Приложение № 8

    Положение о конкурсе чтецов

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    3. Организаторы конкурса:

    • Перегребинское участковое лесничество,
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

    5. Участники конкурса

    1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

    Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

    Выразительность чтения стихотворения;

    Творческий подход;

    Оригинальность замысла.

    8. Награждение

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

    Приложение № 9

    Положение о конкурсе рисунков

    Тема: Изменение в природе происходят год от года…

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

    3. Организаторы конкурса

    • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,
    • Перегрёбинское участковое лесничество,
    • школьное лесничество «Лесовик»,
    • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

    4.2. Самый юный участник конкурса.

    5. Участники конкурса

    К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

    6. Порядок проведения конкурса

    1-й этап - прием конкурсных работ.

    Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

    2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

    4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

    7. Критерии определения лучших работ конкурса

    При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

    Соответствие тематике конкурса;

    Необычность рисунка;

    Оригинальность рисунка.

    8. Награждение

    Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

    Приложение № 10

    Загадки о природе


    1. Не вода и не суша:
    На лодке не уплывёшь.

    И ногами не пройдёшь.

    (Болото)

    1. В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка.

    (Ручей)

    1. Меж гор, меж дол
    Бежит белый конь.

    (Река)

    1. Не снег и не лёд,
    А серебром все деревья уберёт.

    (Иней)

    1. Ни в огне не горит,
    Ни в воде не тонет.

    (Лёд)

    1. День и ночь кричит,
    А голос не устанет.

    (Водопад)

    1. Ревнул вол
    За сто сёл,

    За сто речек.

    (Гром)

    1. Рассыпался горох
    На семьдесят семь дорог;

    Никто его не подберёт:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица.

    (Снег)

    1. Шёл долговяз,
    В землю увяз.

    (Дождь)

    1. Лежал, лежал,
    Да и в речку побежал.

    (Снег)

    1. Летит - молчит,
    Лежит – молчит,

    Когда умрёт,

    Тогда заревёт.

    (Снег)

    1. Заря – заряница,
    Красная девица

    По миру (по свету) ходила,

    Слёзы (ключи) обронила;

    Месяц видел,

    Солнце скрало.

    (Роса)

    1. Без рук, без ног
    Под окном стучится,

    В избу просится.

    (Ветер)

    1. Бежал по одной улице,
    На другую перешёл,

    И по третьей полетел.

    (Ветер)

    1. Синенька шубёнка
    Покрыла весь мир.

    (Небо )

    1. Летит орлица
    По синему небу,

    Крылья распластала

    Солнышко застлала.

    (Облако)

    1. Крашеное коромысло
    Через реку повисло.

    (Радуга)

    1. Ходит без ног,
    Рукава без рук,

    Уста без речи.

    (Тень)

    1. У меня есть,
    У тебя есть,

    У дуба – в поле,

    У рыбы в море.

    (Тень)

    1. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода)

    1. Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)
    1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)

    Занимательные вопросы о растениях с ответами для учеников начальной школы можно использовать в качестве подготовки к олимпиаде по окружающему миру, экологии. А также как дополнительный материал на уроках, вопросы викторины или выпуск познавательной газеты вместе с детьми.

    1. Какие растения могут жить без воды? (Таких растений нет)

    2. Дерево - чемпион Сибири по скорости роста? (Тополь)

    3. Как называются листья можжевельника? (Хвоя)

    4.Из какого дерева делают спички и почему? (Осина, мало смолистых веществ)

    5. Какие леса называют тайгой? (Хвойные с примесью березы и осины)

    6. Как размножаются цветковые растения? (Семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, частями корня или корневища, луковицами)

    7.Растения, от которых люди плачут? (Лук, хрен)

    8. Какие особенности имеют растения тундры? (Низкорослые, с короткими корнями, коротким периодом цветения, очень медленным ростом)

    9.Растения, у которого лист с одной стороны гладкий, а с другой шершавый (Матьи мачеха, бодяк разнолистный)

    10.Какое растение цветет весной без листьев? (Мать - и -мачеха, прострел или сон - трава)

    11.Какого цвета ствол у осины? (Зеленого)

    12. Из каких растений получают сахар? (Сахарная свёкла, сахарный тростник, сахаристые георгины)

    13.Какое дерево в Кемеровской области цветет последним в году? (Липа в июле)

    14.Какой кустарник самый долговечный? (Можжевельник, до 1000 лет)

    15. Как называется сок медоносных растений? (Нектар)

    16. Как называется земляной орех (Арахис)

    17. Как называются листья хвойных растений? (Хвоя)

    18.Растения, из семян которых получают масла (Конопля, подсолнечник, маслины, облепиха, соя, хлопок, рапс и т.д.)

    19. Хвойное растение, шишки которого не свисают с веток, а подняты вверх (Пихта, лиственница)

    20. Растение, давшее название церковному празднику (Верба - вербное воскресение)

    21. Растения, носящие женские имена (Марьин корень, роза, вероника, лилия, анютины глазки, виктория и др.)

    22. Растения, носящие мужские имена (Иван-чай, василек, ванька- мокрый и др.)

    23. Какого цвета цветы у растения Иван-да-Марья? (Марья - желтые, Иван - сине-фиолетовые)

    24. Цветок жемчужина? (Маргаритка)

    25. Цветок солнца в Японии и Китае? (Хризантема)

    26. Цветок, который по преданию вырос из пылинки, упавший со звезды? (Астра - в переводе с латыни звезда)

    27. Какое растение сначала было ватой, а потом стало рубахой? (хлопок)

    28. Какое поле летом «снегом» покрыто? (хлопковое, одуванчиковый луг)

    29. Как можно записать словом в четыребуквы - «душистая трава»? (Сено, мята)

    30. Из семян какого растения научились делать молоко сосиски, конфеты, бензин и т.д.? (Соя)

    31.Какая ягода самая большая? (Тыква, арбуз)

    32.Как можно узнать по пню возраст дерева? (Сосчитать кольца на древесине)

    33. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом? (Зимой дрова сухие)

    34. Растения, в названиях которых есть нота «до» (Водосбор, подорожник, донник, адонис, водокрас и т. д.)

    35. Какое дерево самое распространенное в лесах нашей страны? (Лиственница. Занимает большие площади в Восточной и Западной Сибири)

    36.Какая трава нашей страны вырастает выше деревьев? (хмель)

    37. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)

    38. Меняют ли вечнозеленые хвойные растения листья? (Да. Меняют в течение нескольких лет в зависимости от вида растения)

    39. Что образуется из бутона? (Цветок)

    40. Что образуется из цветка? (Плод)

    41. Какие приспособления есть у растений пустыни для обитания в жар ком сухом климате? (Листья видоизменились в колючки или совсем отсутствуют; листья могут,быть узкими, сильно опушенными; длинные корни; стебли видоизменяются для выполнения функции запаса воды и фотосинтеза)

    42. Какие растения зимуют с листьями? (Хвойные)

    43. Хвойное листопадное дерево, сбрасывает листья на зиму? (Лиственница)

    44. Самое морозоустойчивое растение? (Лиственница)

    45. У какого растения самое длинное детство? (У пихты)

    46.Какое травянистое растение растет быстрее всех? (Бамбук)

    47. Цветок какого растения использовали придворные дамы французской королевы как украшение для своей прически? (Картофель)

    48. У каких растений золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик, мать - и - мачеха, осот)

    49. Самый страшный враг леса? (Пожар)

    50.Какое растение лучше других переносит пожары? (Баобаб)

    51. Растения, из которых получают ткань? (Хлопок, лен, конопля)

    52.У какого дерева лист желтеет первым? (Береза)

    53.Какой цветок четыре раза меняет свой цвет? (Медуница. Распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает - синеет)

    54. Какие сельскохозяйственные культуры самые распространенные в мире? (Зерновые)

    55.Какое растение жжется? (Крапива)

    56.Какая крапива не жжется? (Яснотка белая глухая крапива)

    57. Дерево лесов Южной Америки, из плодов которого получают масло, молоко, сахар, вино и многое другое? (Кокосовая пальма)

    58. Плоды, какого субтропического растения употребляют в пищу и для изготовления масла? (Маслины)

    59.Дерево пустыни - тонет в воде, при ударе разбивается как стекло (Саксаул)

    61. Какоерастениеявляетсясамыммощным насосом? (Эвкалипт)

    62. «Королева» пустыни - держит голову в огне, а ноги в воде? (Финиковая пальма)

    63. Как называется обособленный от основного лесного массива участок, состоящий из одновозрастных деревьев? (Роща)

    64. Какое растение бегает? (Перекати - поле)

    65. Как называется сушеный виноград? (Изюм)

    66. Какие соцветия встречаются у злаков? (Сложный колос, метелка, початок)

    67. Как называется коллекция засушенных растений? (Гербарий)

    68. Как называется растение - никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)

    69. Какие леса средней полосы испаряют больше всего воды? (Лиственные леса)

    70. Почему в рыхлой почве быстрее прорастают семена? (Росткам легче пробраться к солнцу, а корешкам к влаге)

    71. Почему сорное растение пастушья сумка так назвали? (Семена похожи на сумку пастуха)

    72. Какое дерево наших лесов называется «кормильцем», деревом - коровой? (Сосна сибирская)

    73. Как называется растение - в сенокос горька, а в мороз сладка? (Рябина)

    74. Какая ягода не боится снега? (Клюква, брусника, калина, рябина)

    75. Как называется самое музыкальное дерево? (Ель, так как из нее делают музыкальные инструменты)

    76. Какое дерево оставляет свой осенний наряд на зиму? (Дуб)

    77. В какое время года бывает листопад - хвоепад у ели? (ранней весной)

    78. Когда береза разбрасывает свои семена? (Зимой)

    79. Орехи какого дерева самые маленькие? (Ольхи, липы)

    80. Какое дерево в воде тонет, но не гниет? (Лиственница)

    81. На каком хвойном растении спеют «ягоды»? (Можжевельник - у него шишкоягоды, кипарис)

    82.Корни какой травы называют кошачьей радостью? (Валериана)

    83. Почему даже в ночь под праздник Ивана Купала люди не могут найтилегендарный цветок папоротника? (Папоротники не цветут, так как размножаются спорами)

    84. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно «спит»)

    85. Какие растения называются подснежниками? (Которые появляются ранней весной из - под снега; у них короткий цикл развития и начинается он под снегом)

    86.Какие цветы появляются самыми первыми? (Верба, мать - и - мачеха)

    87.Куда обращена «голова» подсолнуха в поддень? (К солнцу, т.е. на юг)

    88.Лист какого дерева украшает герб и флаг Канады? (Клён)

    89. Дерево, которое называют «легкими» города? (Тополь)

    90.У какого растения самые большие:

    Листья (Виктория амазонская, диаметр более 2 м)

    Цветы (Раффлезия Арнольда, диаметр 1 м, масса 6 кг)

    Плоды (Хлебное дерево из Юго-Восточной Азии, масса 6 кг)

    Семена (Сейшельская пальма, длина 0,5 м, масса 30 кг)

    91.Растения хищники наших мест (Росянка, пузырчатка)

    92.Какие растения самые:

    Высокие (Эвкалипт - 162 м)

    Толстые (Баобаб - до 50 м в обхвате)

    Длинные (Ротанговая пальма - 440 м)

    93. Какие растения считаются:

    Главным хлебом мира (Пшеница)

    Кормильцем Востока (Рис)

    - основным овощем мира (Капуста)

    94. Какие растения считают символом:

    Мира (Олива)

    Солнца (Лотос)

    Неприступности (Эдельвейс)

    Навязчивости (Лопух)

    95. Почему дуб чаще других деревьев подвергается воздействию молнии? Дуб называют «Перуновым деревом», почему? (Корневая система дуба уходит глубоко и достигает грунтовых вод, а вода является хорошим проводником тока. Молния обычно попадает в высокие предметы, в том числе и в дуб. Перун - бог грозы).

    96. Знаменитый Саксонский смешанный лес в Германии из-за вырубок в конце XVIII века пришел в упадок. Решили посадить только ель. Чтобы хвоя не пропадала даром, её из-под деревьев выгребали и убирали. Стечением времени ель не только перестала расти, но и стала погибать. В чем причина? (Опавшая листва после гниения возвращает почве питательные веществавзятыеранее.Удалениелиствыиз-под деревьев означает их полную потерю и, как следствие этого, снижение плодородия почв).

    97. В средней полосе России широко распространено одно лиственное дерево, в честь которого названо 3 городана евроазиатском континенте. Назовите дерево и города. (Липа - Липецк, Лейпциг, Лиепая)

    98. Какой кустарник способен изгонять крыс, мышей и тараканов? (Бузина)

    99.Какие деревья являются непревзойденными чемпионами по очистке воздуха от углекислого газа? (Одно дерево тополя с мая по сентябрь связывает 44 кг углекислого газа; дуб - 28 кг)

    100. Веточки какого дерева, поставленные воду, за короткое время очищают её от вредных бактерий, а вода эта долго стоит и не портится? (Рябина)

    101. Какое имя в древней Греции носила богиня плодородия и урожая? (Деметра)

    102. Какие деревья обладают фитонцидными свойствами? (Тополь, береза, сосна)

    103. Стоит дерево - цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - дряхлымпеленанье, четвертое - людям колодец. Что это? (Береза)

    104. Какое дерево называют «царем тайги»? (Кедр, сосна сибирская или кедровая)

    105. Какое растение имеет самые крупные плоды в мире? (Тыква)

    106. Какое овощное растение боится жары и ветра, холода и дождя? Это растение спасает от морской болезни, а в огне дает удушливый едкий дым? (Перец)

    107. Какое цветковое растение самое мелкое на Земле? (Вольфия бескорневая - около 1 мм)

    108.Какое цветковое растение самое мелкое в Кузбассе? (Ряска)

    Вагина Людмила Геннадьевна, МБОУ «COШ №92», учитель начальных классов, г. Новокузнецк, Кемеровская область

    Чтобы скачать материал или !

    Викторина «Эти забавные животные».(Животные Республики Беларусь)

    Цели и задачи информационного часа:

    Обобщить и углубить знания учащихся о жизни животных;

    Развивать эмоционально - нравственное, практически- деятельностное отношение детей к окружающей среде;

    Воспитывать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.

    Ход мероприятия:

    1.Вступительное слово учителя:

    Есть просто храм.

    Есть храм науки.

    А есть еще природы храм.

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам!

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток,

    Не оскверняй её святынь!

    Зоология – наука о животных, один из основных разделов биологии. Описания животных известны с давних времен. Первым зоологом стал греческий философ Аристотель (портрет).В своих сочинениях «История животных» и « О частях животных» он подробно описал 500 животных. Большой вклад в развитие зоологии внесли Плиний Старший, который посвятил всю свою жизнь изучению жизни животных и Карл Линней (портрет), который распределил всех животных и все растения по классам.

    2.Выступления детей с интересными фактами о животных.

    1- й ученик Бородат, гриваст, вынослив,

    Иву вмиг согну в дугу.

    И рогами пень подбросить

    Выше дерева смогу.

    Я хочу рассказать о зубрах. Меня заинтересовали эти животные тем, что зубр – самое тяжелое и крупное наземное млекопитающее не только в Белоруссии, но и во всей Европе. Шерсть зубров при рождении имеет красноватый оттенок, но с возрастом становится темно-коричневой. Голова животного достаточно короткая в соотношении с остальным телом, опущенная вниз, у быков ярко выражена «борода» и два небольших рога. Длина туловища зубра составляет 3 м, средняя высота в холке не превышает 2 м. Весит взрослая особь около тонны, продолжительность жизни этого животного достигает 24 – 26 лет. Зубры рождаются весом в 19 – 25 кг и уже через 1,5 ч после рождения могут следовать за матерью. Зубры, несмотря на большие размеры и кажущуюся громоздкость, очень подвижные животные. Они быстро бегают и способны преодолевать барьеры высотой до 2 м.

    И я пришла к выводу, что зубры сильные, ловкие, быстрые животные.

    2-й ученик На суку таится кошка,

    Но она совсем не крошка,

    И нельзя сказать ей:"Брысь!,

    потому что это (рысь)!

    Я хочу рассказать вам о рыси. Длина тела рыси составляет 82-105 см и 70 см в холке. Обычно, рысь размером с крупную собаку. Туловище, как у всех рысей, короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. След рыси типично кошачий, без отпечатков когтей, задние лапы ступают точно в след передних. Охотится рысь в сумерках. Вопреки распространённым представлениям, она никогда не прыгает на свою жертву с дерева, но предпочитает подкарауливать дичь в засаде или скрадывать, а затем нападать большими, до 4 м, прыжками. Жертву преследует на дистанции не более 60-80 м, после чего выдыхается. Также известно, что рысь убивает лисиц и куниц, даже если нет потребности в пище.

    3.Основная часть

    Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

    голубь… (воркует);

    – утка… (крякает);

    – филин… (ухает);

    – гусь… (гогочет);

    журавль… (курлычет);

    воробей… (чирикает);

    ворона… (каркает);

    индюк… (кулдыкает);

    – лиса… (лает);

    медведь… (ревет);

    – коза… (блеет);

    – конь… (ржет);

    свинья… (хрюкает);

    комар… (пищит, крыльями);

    кузнечик… (стрекочет);

    шмель… (жужжит, гудит);

    пчела… (жужжит, гудит);

    сверчок… (сверчит);

    Задание – отгадайте животное по описанию его хвоста:

    1.Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц.)

    2.Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова.)

    3.Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья.)

    4.Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка.)

    5.Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк.)

    6.Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса.)

    7.Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобр.)

    8. Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот.)

    9. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица.)

    10. Это членистоногое животное обычно пятится хвостом вперед. (Рак.)

    11. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка.)

    12. У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал. (Человек.)

    4.Подведение итогов классного часа.

    Учитель проводит поощрение активных участников.

    В форме краткой беседы учитель акцентирует внимание на цели прошедшего информационного часа и почему он похож на урок. Учащиеся определяют, на какой урок он похож и почему.


    ^ Викторина «Животный и растительный мир»

    1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

    2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)

    3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

    4. Откуда плывёт утка? (От берега)

    5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
    (Оляпка – водяной воробей)

    1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)

    2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)

    3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

    4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)

    5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)

    6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)


    7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).

    8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).

    9. (Пчёлы, птицы)




    10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).

    11. (Мокрица)

    12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)

    13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

    Викторина «Охрана природы»

    1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

    (Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

    2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

    (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

    3. Напомните правила сбора грибов.

    (Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

    4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

    (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

    5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

    (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

    (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

    7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

    (Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

    8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

    (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

    9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

    (Фотоохота.)

    10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

    Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


    1. Смелый, как... (лев) .

    2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .

    3. Беспечный, как... (стрекоза) .

    4. Злой, как... (собака) .

    5. Коварная, злая, как... (змея) .

    6. Верный, преданный, как... (собака) .

    7. Хитрый, как... (лиса) .

    8. Упрямый, как... (баран, осёл) .

    9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .

    10. Трусливый, как... (заяц) .

    11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .

    12. Могучий, как... (орел) .

    13. Скользкий, как... (угорь) .

    14. Тихий, как... (мышь) .

    15. Вольный, как... (птица) .

    16. Глупый, как... (утка) .

    17. Мудрый, как... (ворон) .

    18. Хищный, как... (акула) .

    19. Выносливый, как... (лошадь) .

    20. Холодный, как... (лягушка) .

    21. Важный, надутый, как... (индюк) .

    22. Зубастый, как... (крокодил) .

    23. Голодный, как... (волк) .

    24. Толстощекий, как... (хомяк) .

    25. Косолапый, как... (медведь) .

    26. Длинноногий, как... (цапля) .

    27. Желторотый, как... (птенец) .

    28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .

    29. Быстрый, как... (олень) .

    30. Порхать, как... (бабочка) .

    31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .

    32. Топать, как... (слон) .

    33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .

    34. Скользить, как... (змея) .

    35. Выступать величаво, как... (павлин) .

    36. Плавать, как... (рыба) .

    37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

    Викторина «Маленькие тайны природы»

    1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

    2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

    3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

    4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

    (Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

    5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

    6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

    8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

    10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

    11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

    12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

    Викторина «Лесная аптека»

    1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

    2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

    3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

    (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

    3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

    4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

    (Чёрной смородины, шиповника.)

    5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

    (Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

    6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

    7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

    (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

    8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

    9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

    (Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

    ^ Викторина « Знатоки естествознания»


    1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)

    2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)

    3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)

    4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).

    5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)

    6. Хищный цветок. (Росянка)

    7. Водяные блохи. (Дафнии)

    8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)

    9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)

    10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)

    11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)

    12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).

    13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)

    14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)

    15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

    Викторина «Живой мир лесов»

    1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

    2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

    3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

    4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

    5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

    6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

    7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

    8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

    9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

    10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

    11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

    12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

    13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

    14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

    15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

    16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

    17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

    18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

    19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

    20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

    Викторина «Растения и животные – предсказатели»


    1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
    (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)

    1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)

    2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)

    3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)

    4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)

    5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)

    6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)

    7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)

    8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
    10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

    11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

    12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

    13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

    14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

    15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

    16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

    17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

    18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

    19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

    20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

    Приложение № 8

    Положение о конкурсе чтецов

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    3. Организаторы конкурса:



    • Перегребинское участковое лесничество,


    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

    5. Участники конкурса

    1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

    Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

    Выразительность чтения стихотворения;

    Творческий подход;

    Оригинальность замысла.

    8. Награждение

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

    Приложение № 9

    Положение о конкурсе рисунков

    Тема: Изменение в природе происходят год от года…

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

    3. Организаторы конкурса


    • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,

    • Перегрёбинское участковое лесничество,

    • школьное лесничество «Лесовик»,

    • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

    4.2. Самый юный участник конкурса.

    5. Участники конкурса

    К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

    6. Порядок проведения конкурса

    1-й этап - прием конкурсных работ.

    Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

    2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

    4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

    7. Критерии определения лучших работ конкурса

    При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

    Соответствие тематике конкурса;

    Необычность рисунка;

    Оригинальность рисунка.

    8. Награждение

    Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

    Приложение № 10

    Загадки о природе


    1. Не вода и не суша:
    На лодке не уплывёшь.

    И ногами не пройдёшь.

    (Болото)


    1. В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка.

    (Ручей)


    1. Меж гор, меж дол
    Бежит белый конь.

    (Река)


    1. Не снег и не лёд,
    А серебром все деревья уберёт.

    (Иней)


    1. Ни в огне не горит,
    Ни в воде не тонет.

    (Лёд)


    1. День и ночь кричит,
    А голос не устанет.

    (Водопад)


    1. Ревнул вол
    За сто сёл,

    За сто речек.

    (Гром)


    1. Рассыпался горох
    На семьдесят семь дорог;

    Никто его не подберёт:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица.

    (Снег)


    1. Шёл долговяз,
    В землю увяз.

    (Дождь)


    1. Лежал, лежал,
    Да и в речку побежал.

    (Снег)


    1. Летит - молчит,
    Лежит – молчит,

    Когда умрёт,

    Тогда заревёт.

    (Снег)


    1. Заря – заряница,
    Красная девица

    По миру (по свету) ходила,

    Слёзы (ключи) обронила;

    Месяц видел,

    Солнце скрало.

    (Роса)


    1. Без рук, без ног
    Под окном стучится,

    В избу просится.

    (Ветер)


    1. Бежал по одной улице,
    На другую перешёл,

    И по третьей полетел.

    (Ветер)


    1. Синенька шубёнка
    Покрыла весь мир.

    (Небо )


    1. Летит орлица
    По синему небу,

    Крылья распластала

    Солнышко застлала.

    (Облако)


    1. Крашеное коромысло
    Через реку повисло.

    (Радуга)


    1. Ходит без ног,
    Рукава без рук,

    Уста без речи.

    (Тень)


    1. У меня есть,
    У тебя есть,

    У дуба – в поле,

    У рыбы в море.

    (Тень)


    1. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода)


    1. Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)

    1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)