Правила охраны окружающей природной среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды

  1. Охрана окружающей среды, ее правила, принципы и направления.

Охрана окружающей среды от загрязнения - это система мероприятий, направленных на устранение отрицательного влияния человека в виде выбросов в воздух, сбросов в воду и отбросов в почву, содержащих новые агенты или превышающие их естественный уровень. Она проводится по многим направлениям и включает выполнение законодательных, технологических, санитарно-технических, планировочных и организационных мероприятий.

Антропоценология – это наука о закономерностях антропогенной динамики природных ресурсов, их сохранении и восстановлении.

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом РБ «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Правила охраны природы :

    охрана одного посредством другого (охрана шмеля ради клевера);

    охрана одного и одновременно другого (охраняя воду от загрязнения, охраняем рыбу);

    охрана одного и одновременный вред другому (охрана лося приносит вред лесу)

Основной принцип охраны природы – охрана в процессе использования.

Охрана природы проводится по многим направлениям . Основными из них являются защита от загрязнения, защита от разрушения, рациональное использование природных ресурсов, восстановление и воспроизведение природных ресурсов, сохранение природных ресурсов.

  1. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

Основные направления и принципы экологической политики определены Конституцией Республики Беларусь и соответствующими законодательными актами в этой области. Создана определенная система органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. В стране сложилась система перспективного и краткосрочного планирования, реализация мероприятий по охране окружающей среды, совершенствуются нормативная и правовая база и экономический механизм природопользования.

Республика Беларусь осуществляет разностороннее международное сотруд­ничество по вопросам окружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственных организаций и органов, выполняет свои обязательства по международным конвенциям, протоколам и соглашениям.

С учетом принципов и норм международного экологического права и обязательств приняты в новой редакции законы Республики Беларусь: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «Об отходах» (2000 г.), «О государственной экологической экспертизе» (2000 г.), «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.), Кодекс Республики Беларусь о земле (1999 г.), а также впервые разработанные законы: «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (2000 г.), «О гидрометеорологической деятельности» (1999 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2001 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003 г.) и значительное число подзаконных актов. В стране заложены правовые основы достаточно гибкой системы экологического лицензирования; экологической экспертизы; системы нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; экологической сертификации.

В системе Национальной сертификации Республики Беларусь создана и действует подсистема экологической сертификации. Осуществляется сертификация систем управления охраной окружающей среды на предприятиях страны на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000, что является предпосылкой для вхождения Беларуси в ВТО, а также важным шагом в расширении зарубежных рынков сбыта отечественной продукции.

Важная роль в процессе формирования и реализации стратегии устойчивого развития страны на период до 2020 г. отводится совершенствованию национального природоохранного законодательства и его согласованию с принципами и нормами международного экологического права.

Республика Беларусь присоединилась к большему числу важнейших природоохранных конвенций и протоколов ООН, ряду европейских договоров и соглашений СНГ, а также подписала двусторонние документы с сопредельными государствами в области охраны и рационального использования приграничных природных ресурсов и комплексов. Она подписала и ратифицировала следующие международные конвенции:

    Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

    Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, а также Лондонская поправка к Монреальскому протоколу;

    Конвенция о биологическом разнообразии;

    Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;

    Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных;

    Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием;

    Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата;

    Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

    Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;

    Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

Основным направлением развития системы природоохранного законодательства в Республике Беларусь на период до 2020 г. должно стать создание организационных и правовых механизмов по предотвращению или смягчению негативных последствий различных видов человеческой деятельности, оказывающих влияние на здоровье человека и состояние природной среды. Учитывая трансграничный характер последствий многих видов хозяйственной деятельности человека, непременным условием перехода к устойчивому развитию является гармонизация национальных нормативных и правовых и особенно нормативно-технических актов с принципами и нормами международных договоров, нормативов и стандартов.

Для достижения этого необходимо обеспечить:

    реализацию национальных интересов Республики Беларусь через активное участие в решении глобальных и региональных экологических проблем;

    активизацию участия Беларуси в общеевропейском процессе «Окружающая среда для Европы»;

    привлечение иностранных инвестиций для осуществления природоохранных программ и приоритетных проектов в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с государственной экологической политикой нормативно-правовое регулирование предусматривается осуществлять по следующим направлениям:

    совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, нормативов и требований, регламентирующих природопользование в процессе реформирования экономики с последующим переходом на международные стандарты и нормативы, как необходимого условия участия Республики Беларусь в процессах европейской интеграции и глобализации мирохозяйственных связей;

    устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права; введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация хозяйственного, бюджетного, налогового, гражданского и других отраслей законодательства);

    дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь с принципами и нормами международного экологического права в рамках обязательств, вытекающих из участия в международных договорах.

В связи с присоединением Беларуси к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата необходимо создание нормативно-правовой базы по предотвращению последствий опасных изменений климата, адаптации экономики страны к изменениям климата; разработка системы нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью.

На V-ой Конференции «Окружающая среда для Европы» 12 стран бывшего СССР, в том числе Беларусь, подписали Экологическую стратегию для региона ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии). Применительно к Республике Беларусь работа по улучшению национального законодательства должна проводиться на фоне углубления сотрудничества со странами ВЕКЦА и использовании опыта стран Центральной и Восточной Европы.

Министерство нефтяной промышленности

Восточный научно-исследовательский нефтегазовый институт
по технике безопасности и промсанитарии (ВостНИИТБ)

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПРАВИЛА
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СБОРЕ,
ПОДГОТОВКЕ И ТРАНСПОРТЕ НЕФТИ

РД 39-0147098-005-88

Срок введения установлен с 1.01.89 г.

Срок действия - до 01.01.92 г.

Вводится впервые

Настоящие Правила разработаны во исполнение Указания Миннефтепрома от 27.05.86 года № 95 и устанавливают основные требования по охране окружающей среды - атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, подземных вод и земель - от загрязнения вредными веществами и процессах сбора, подготовки и транспорта нефти (газа и воды). При составлении РД, учтены существующие общесоюзные и общеотраслевые нормы и правила.

Настоящий документ предназначен для работников служб охраны окружающей среды Производственных объединений и Управлений магистральными нефтепроводами, а также инженеров по охране окружающей среды НГДУ и РНПУ, может быть использован работниками промышленно-санитарных лабораторий и других служб.

Правила разработаны лабораторией охраны земельных ресурсов ВостНИИТБ.

Разработчики: Нугуманов А.Г., Абзалов Р.З., Идрисов Р.Х.

Настоящий руководящий документ устанавливает требования, регламентирующие деятельность предприятий и организаций по охране окружающей среды и рациональному природопользованию при сборе, подготовке и трубопроводном транспорте нефти.

Правила, устанавливаемые настоящим документом, обязательны при эксплуатации, ремонте и реконструкции объектов сбора, подготовки и транспорта (промыслового, межпромыслового, магистрального) нефти.

Термины, применяемые в настоящем документе по:

3.26. Если в воздухе населенных пунктов концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выбросов вредных веществ от действующих предприятий, обеспечивающих соблюдение ПДК.

На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства.

При установлении ПДВ (ВСВ) для рабочих зон (промплощадок) необходимо использовать ПДК рабочих зон ().

3.27. При установлении ПДВ (ВСВ) следует учитывать перспективу развития предприятий, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и участков существующей и намечаемой жилой застройки, зон отдыха и т.д.

3.28. Величины выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ уточняются (в основном инструментальными методами) предприятием на основании данных инвентаризации. Инвентаризация производится на основании "инструкции по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу", утвержденной ЦСУ СССР и Госснабом СССР 12.03.79 № 42/082-018/2-90, РД 39-0147102-321-86 "Методические основы по определению состава и величины выбросов вредных веществ в атмосферу при сборе, подготовке и транспорте нефти" и РД 39-0147103-388-87 "Методические указания по определению технологических потерь нефти на предприятиях Миннефтепрома".

3.29. При невозможности определения величины выбросов инструментальными методами, разрешается использовать расчетные и балансовые методы на основании "Сборника методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами".

3.30. Предложения по установлению нормативов ПДВ (ВСВ) оформляются в виде ведомственного тома в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ для предприятий.

3.31. Расчет приземных концентраций вредных веществ производится на ЭВМ с использованием программ, согласованных органами Госкомгидромета - "Эфир-5", "Эфир-6" и др.

3.32. Промышленные предприятия, имеющие выбросы вредных веществ в атмосферу, обязаны составлять и организовать выполнение ежегодных и перспективных планов необходимых мероприятий, направленных на сохранение вредных выбросов в целях оздоровления атмосферного воздуха в селитебной зоне.

Указанные мероприятия должны предусматривать:

совершенствование технологических процессов, изменение вида топлива или режима работы технологических агрегатов и т.д. в целях снижения объемов, концентрации выделения вредных веществ;

снижение неорганизованных выбросов за счет технологических мероприятий, герметизации и т.д.;

обеспечение надежной и высокоэффективной работы имеющихся установок газоочистки;

рациональное размещение производственных мощностей и населенных массивов (вахтовых поселков), сооружение санитарно-защитных зон между ними, благоустройство территории, ее озеленение и т.д.;

закрытие или ввод в установленном порядке из населенных пунктов отдельных предприятий (цехов, агрегатов) или изменение профиля их производства в случае, когда невозможно осуществить другими способами необходимое уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

3.33. При неблагоприятных метеорологических условиях в кратковременный период загрязнения атмосферы, опасного для здоровья населения, предприятия должны обеспечить снижение выбросов вредных веществ вплоть до частичной или полной остановки предприятия. Неблагоприятные метеоусловия определяются органами Госкомгидромета и доводятся до сведения предприятий.

4. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

4.1. Юридической основой регулирования деятельности предприятий в области охраны водных объектов являются "Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик", утвержденные 10 декабря 1970 года.

4.2. Основными нормативно-техническими документами по охране водных объектов являются:

4.11. Предприятия-водопользователи должны соблюдать предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ в водные объекты с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливается с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) в местах водопользования с учетом разбавления () на основании "Методических указаний по установлению предельно допустимых сбросов веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами", утвержденных Минводхозом СССР от 11.02.82 г.

4.12. Сброс (спуск) вредных веществ из оборудования, аппаратов в канализационные системы, даже в аварийных случаях запрещается. Для этих целей необходимо предусматривать аварийные емкости.

4.13. Во время очистки нефтеловушки, имеющей только одну секцию, спуск сточных вод, содержащих нефть и нефтепродукты, должен производиться в аварийную емкость.

4.14. Загрязненные воды из аварийных емкостей после восстановления технологической цепочки должны направляться на вход очистных сооружений.

4.15. Жидкость при дренировании емкостей (аппаратов), резервуаров от пластовой (попутной) воды необходимо направлять в систему очистки. Не допускается сброс вместе с водой нефти и нефтепродуктов.

4.16. Обваловка скважин (куста скважин), резервуаров (группы резервуаров) должна быть всегда в исправном состоянии. При нарушении обваловки и гидроизоляции они должны быть восстановлены, особенно на территории, где существует угроза затопления их паводковыми водами.

4.17. Приготовление и дозировку химических реагентов необходимо производить только в специально оборудованных местах, исключающих попаданию их в водные объекты.

4.18. При использовании химреагентов в процессах очистки сточных вод на промыслах (на НПС) необходимо руководствоваться РД 39-0147103-303-88 "Руководство по применению очистки нефтепромысловых сточных вод с использованием химреагентов".

4.19. Установление водоохранных зон и прибрежных водоохранных полос, комплекс мероприятий по поддержанию благоприятного водного режима и надлежащего санитарного состояния малых рек и предложения по хозяйственному использованию земель в пределах водоохранной зоны проводится согласно "Рекомендаций по установлению водоохранных зон малых рек".

4.20. На малых реках ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 500 м от среднемноголетнего меженного уровня воды. В общем случае в состав водоохранной зоны включаются: пойма реки, надпойменные террасы, крутые склоны коренных берегов, овражно-балочные системы в пределах водоохранной зоны.

4.21. На территории водоохранной зоны вдоль берегов рек и их притоков следует выделять от уреза меженного уровня воды прибрежные водоохранные полосы, основным назначением которых являются санитарно-защитные функции. Ширина прибрежной водоохранной полосы принимается для рек длиною:

до 50 км - не менее 20 м;

св. 50 до 100 км - около 50 м;

св. 100 до 200 км - около 100 м.

Вдоль ручьев ширину прибрежной водоохранной полосы следует назначать не менее 10 м.

4.22. В пределах водоохранной зоны запрещается размещение и строительство складов нефтепродуктов, пунктов технического обслуживания и мойки техники и автотранспорта.

4.23. В пределах прибрежной водоохранной полосы запрещается распашка земель, организация стоянок автомобилей, зданий и сооружений и т.п., кроме водозаборных, других гидротехнических сооружений и причалов.

4.24. На малых реках и ручьях, протекающих через промплощадки (нефтепромыслы), должны быть сооружены простейшие нефтеловушки (пруды-отстойники) с водопропускной трубой. Уловленную нефть с нефтеловушек периодически необходимо собирать в транспортные емкости и далее закачивать в сборные коллекторы.

4.25. На линиях вероятного стока нефти при авариях коллекторов, магистральных нефтепроводов (ложбины, лощины) должны быть созданы запасы сыпучих материалов (грунт, гравий) для создания нефтеловушек с учетом объема потенциального стока.

4.26. Все ведомственные дороги к различным объектам (внутрипромысловые, вдольтрассовые) на линии стока вод (в том числе и болотах) должны иметь водопропускные устройства.

4.27. Для сохранности подводных переходов на судоходных реках и сплавных водных путях в местах расположения подводных переходов предусматриваются информационные знаки ограждения охранной зоны. Знаки должны освещаться в ночное время в течение всего периода навигации и должны быть занесены в лоцманские карты.

4.28. Необходимо проявлять особое внимание к целостности грунтового покрытия подводного трубопровода и предотвращению оголения труб при размыве рек в соответствии с РД 39-30-1060-84 "Инструкция по обследованию технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов".

4.29. На случай аварийных ситуаций на подводных (воздушных) переходах через судоходные реки ниже по течению на расстоянии 2-часового стока необходимо создать запас средств по локализации нефтяного разлива и сбору ее с поверхности.

4.30. Гидравлические испытания участков нефтепровода на герметичность необходимо производить водой в соответствии с РД 39-30-859-83 "Правила испытания линейной части действующих магистральных нефтепроводов".

4.31. При гидравлических испытаниях в целях уменьшения смесеобразования (сокращения объемов водонефтяной эмульсии) на границах контакта воды с нефтью необходимо применять разделители.

4.32. Для приема опрессовочной воды из нефтепровода после окончания испытаний необходимо предусматривать котлованы, пруды-накопители, а также необходимые устройства и системы для отделения нефти от воды и последующей ее утилизации.

4.33. При разливе нефти и попадания ее в водный объект в результате нефтегазового выброса, открытого фонтанирования скважин или аварии трубопровода необходимо сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за состоянием водных объектов, в течение не более трех часов с момента обнаружения, прекратить забор поверхностных и подземных вод для питьевого водоснабжения и принять экстренные меры, обеспечивающие предотвращение дальнейшего распространения загрязнения. Эти действия должны быть регламентированы в планах ликвидации аварий.

4.34. Разлившаяся на поверхности водного объекта нефть должна быть локализована, собрана техническими средствами*) и способами, безвредными для обитателей водных объектов и не оказывающего вредного влияния на условия санитарно-бытового водоснабжения, и отправлена на установки подготовки нефти или очистные сооружения.

*) Можно использовать технические средства, разработанные ВНИИСПТнефть:

ограждение 0-100 "Уж": ТУ 39-1115-86;

нефтесборщик НВ-1. ТУ 39-1208-87.

4.35. Доочистка водного объекта от пленки нефти, оставшейся на поверхности после механических или других видов сбора основной массы, в исключительных случаях проводится согласно РД 39-30-1206-84 "Технология применения диспергента для очистки поверхности внутренних водных объектов от пленки нефти" и при условии соблюдения ПДК диспергента в воде объектов хозяйственно-питьевого назначения или используемых для рыбохозяйственных целей в зависимости от вида водоиспользования данного водного объекта.

4.36. Сбор и удаление разлившейся нефти с поверхности болот необходимо проводить в соответствии с РД 39-30-581-81 "Инструкция по ликвидации аварий, повреждений на магистральных нефтепроводах, проложенных на болотах".

4.37. Основными объектами охраны подземных вод являются эксплуатационные водоносные горизонты и водозаборы хозяйственно-питьевого назначения.

4.38. В соответствии с "Положением об охране подземных вод", утвержденным Мингео СССР 15.08.84, ответственность за охрану подземных вод от истощения и загрязнения промышленными и бытовыми отходами, за соблюдение установленного режима эксплуатации подземных вод несут предприятия и организации, использующие подземные воды.

4.39. Использование глубоких горизонтов подземных вод для подземного захоронения (сброса) особо вредных промышленных стоков в соответствии с вышеупомянутым Положением допускается только в исключительных случаях и при соблюдении специальных требований и условий.

4.40. Подземное захоронение промстоков запрещается во всех случаях, когда закачиваемое в глубокие горизонты стоки могут явиться источником загрязнения водоносного горизонта, используемого или могущего быть использованным для хозяйственно-питьевого водоснабжения, бальнеологических и промышленных целей.

4.41. На полигонах подземного захоронения промстоков оборудуются наблюдательные скважины для контроля за перемещением закачиваемых стоков по пласту и вышележащие горизонты.

Режимная сеть наблюдательных скважин разрабатывается предприятием совместно с территориальными НИПИ на основе РД 39-3-354-83 "Методика заполнения наблюдательных скважин на пресноводные горизонты в нефтедобывающих районах", и согласуется с территориальными геологическими управлениями Мингео СССР на основе "Положения об охране подземных вод".

5. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

5.1. Юридической основой регулирования деятельности предприятий по использованию и охране земель являются "Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик", введенных в действие с 1 июля 1969 года.

5.2. Основными нормативно-техническими документами по охране земель (почв) являются:

(утв. Минприроды РФ 15.07.94)

Редакция от 15.07.1994 — Документ не действует

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю
Заместитель Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
А.А.АВЕРЧЕНКОВ
15 июля 1994 года

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий природоохранный нормативный документ Российской Федерации разработан в развитие Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (статьи 7 , 44, 45 , ), Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов", Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды".

2. Подготовлен Управлением охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Минприроды России (Мамин Р.Г., Иванов В.А., Аронсон Т.А., Васин В.Я., Гоголев И.Я., Ляшенко А.В.), с участием специалистов Кировского (Бурков Н.А.), Нижегородского, Омского (Миронова Н.А.) областных комитетов экологии и природных ресурсов, Воронежского (Стороженко Н.В.) городского комитета экологии и природных ресурсов.

4. Разработан впервые.

5. Введен в действие со II полугодия 1994 года.

1. Общие положения

1.1. Временные правила (далее - Правила) распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.

Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", настоящих Правил, а также решений исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

1.3. Правила обязательны для использования в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды.

1.4. В Правилах применяются единые термины и определения (Приложение 1).

1.5. Правила действуют до 01.01.95 и утверждения нормативно - методических документов, разрабатываемых в составе Федеральной целевой программы "Отходы".

1.6. На период действия Правил следует руководствоваться нормативно - методическими документами, указанными в Приложении 2.

2. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления

2.1. Природопользователь обязан:

принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами (Приложение 2, п. 1);

соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами (Приложение 2, п. п. 1, 4);

осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения) (Приложение 2, п. 26);

обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов (Приложение 2, п. 1);

оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.

2.2. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно - технической документации.

2.3. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя.

2.5. Предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждаются республиканским, краевым, областным, окружным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее - территориальным органом Минприроды России) по согласованию с территориальными органами других специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

2.6. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам (Приложение 2, п. п. 41 - 46, 58, 62). Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим инструкциям.

2.7. Специализированные предприятия и установки по переработке отходов проектируют и эксплуатируют в соответствии с нормами технологического проектирования, строительными и санитарными нормами и правилами и действующим законодательством (Приложение 2, п. п. 23, 30, 31, 38, 39).

2.8. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов (Приложение 2, п. 1).

2.9. Разрешение на размещение отходов выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствии технологии, оборудования и др.).

2.10. Выбор места для строительства объекта по размещению отходов определяется решениями органа исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, г. г. Москвы и Санкт - Петербурга по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно - геологических и гидрологических исследований (Приложение 2, п. п. 1, 2, 3, 4). При необходимости проводится государственная экологическая экспертиза.

2.11. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами (Приложение 2, п. п. 23, 30, 31, 38, 39).

2.12. Строительство и эксплуатация подземных сооружений для захоронения отходов производства осуществляется в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с территориальными органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомвода (Приложение 2, п. 14).

2.13. Отходы I, II, III, а при необходимости и IY классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП (Приложение 2, п. 28).

2.14. Не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

2.15. Природопользователь в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и природоохранными нормативными документами Российской Федерации ведет учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны.

2.16. На основании Постановления Госкомстата России от 14 сентября 1993 г. N 180 природопользователь представляет ежегодный отчет "Об образовании и удалении токсичных отходов" по форме N 2тп-(токсичные отходы) в территориальные органы Минприроды России.

2.17. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя (Приложение 2, п. 29).

2.18. Передача (или получение) отходов от одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения на размещение отходов.

3. Нормирование размещения отходов производства и потребления

3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов. Организация разработки и утверждения нормативов объемов образования и размещения отходов осуществляется Минприроды России совместно с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.

3.2. Для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.

3.3. Методические документы по определению нормативов предельного размещения отходов производства и потребления утверждаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов <*>.

<*> В настоящее время Управлением охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Минприроды России организована работа по подготовке методических документов по нормированию размещения отходов.

3.4. Нормативы предельного размещения отходов производства и потребления утверждаются территориальным органом Минприроды России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России.

3.5. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения в территориальный орган Минприроды России согласованные с территориальным органом Госсанэпиднадзора России проекты нормативов предельного размещения отходов на основании методических указаний Минприроды России.

3.6. Для проектируемых объектов нормативы предельного размещения отходов устанавливаются проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Требования к составу проектных материалов определяются СНиП, ГОСТ и нормативными документами Минприроды России.

4. Порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления

4.1. На период разработки методических документов по нормированию размещения отходов действует система установления лимитов размещения отходов производства и потребления.

4.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. N 545 лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

4.3. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.

4.4. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов для размещения отходов.

4.5. Лимиты размещения отходов утверждаются территориальным органом Минприроды России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России по типовой форме (Приложение 3).

Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.

4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях и т.п., результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению (Приложения 4, 5, 6, 7).

4.7. Планы мероприятий по достижению природопользователем лимитов размещения отходов должны содержать конкретные мероприятия по снижению объемов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степени их опасности, а также строительству, реконструкции и повышению эффективности эксплуатации действующих объектов для размещения отходов.

При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Указанные планы утверждаются руководителем предприятия и должны быть обеспечены финансовыми, материально - техническими ресурсами, проектными и строительно - монтажными работами (Приложение 7).

4.8. Территориальный орган Минприроды России рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение об утверждении лимитов размещения отходов или отклонении их на доработку. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок рассмотрения материалов может быть продлен до двух месяцев.

Проекты лимитов размещения отходов, представленные после доработки, рассматриваются в те же сроки.

В случаях повторного отклонения материалов представленные после доработки проекты лимитов размещения отходов направляются на государственную экологическую экспертизу.

4.9. Лимиты размещения отходов производства и потребления устанавливаются сроком на один год.

4.10. Порядок пересмотра лимитов размещения отходов до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей среды отходами в связи с расширением (сокращением) производства, ликвидации (вводе в эксплуатацию) общерегиональных объектов для размещения отходов, отсутствии у природопользователя возможностей для обеспечения дальнейшего безопасного хранения отходов на промышленной площадке и по другим причинам устанавливается территориальным органом Минприроды России.

Пересмотр установленных лимитов размещения отходов осуществляется природопользователем в соответствии с п. 4.6.

4.11. Сверхлимитное количество размещения отходов - это масса размещаемых отходов, которая превышает установленный лимит.

5. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов производства и потребления

5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме (Приложение 8).

5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.

5.3. При размещении объемов (массы) отходов, превышающих установленный лимит, а также при отсутствии на территории республики, края, области объектов для размещения отходов, оборудованных в соответствии с природоохранными требованиями, территориальный орган Минприроды России выдает разрешение на временно согласованное размещение отходов.

5.4. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год.

5.5. Для получения разрешения на размещение отходов природопользователь обязан представить в территориальный орган Минприроды России следующие документы по установленной форме:

Заявку на размещение отходов (Приложение 9);

Лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период;

Перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению (Приложение 6);

Плановые мероприятия по достижению лимитов размещения отходов (Приложение 7);

Характеристику объектов, на которых предполагается размещение отходов. Представляется на каждый объект (собственный или арендуемый), в т.ч. расположенный на территории предприятия (Приложение 10);

Копию (по рекомендуемой форме) договора с администрацией объекта для размещения отходов в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю. Владелец объекта, кроме того, представляет копии договоров с природопользователями, месторасположение которых находится за пределами территории, подведомственной территориальному органу Минприроды России (Приложение 11).

Кроме этого, природопользователь должен иметь:

обоснование условий и сроков временного накопления отходов на промышленной площадке до момента их использования или направления на объект для размещения отходов;

заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр (базирующееся на результатах геологических, инженерно - геологических и гидрогеологических исследований), Роскомвода; Госатомнадзора России (при необходимости); копии актов, удостоверяющих горный и земельный отвод;

плановые мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов;

заключение государственной экологической экспертизы территориального органа Минприроды России на размещение отходов. При этом устанавливается возможность размещения опасных отходов на конкретном объекте с учетом полного предотвращения их вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения, а также возможности природопользователя по сокращению объемов образования отходов и их использованию, а также внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов производства, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.

5.6. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации природопользователь несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в материалах, обосновывающих размещение отходов.

5.7. Выдача разрешения не освобождает природопользователя от поиска потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами, или технологий, сокращающих объемы образования отходов, а также выполнения мероприятий по организации, строительству и повышению эффективности эксплуатации объектов для размещения отходов.

5.8. Разрешение (отказ) на размещение отходов выдается природопользователю территориальным органом Минприроды России в месячный срок, считая с момента получения всех документов от природопользователя. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок может быть продлен до двух месяцев.

5.9. Аннулирование разрешения на размещение отходов осуществляется по решению территориального органа Минприроды России, выдавшего данное разрешение, или вышестоящего органа системы Минприроды России в случаях угрозы загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации объекта для размещения отходов, выхода из строя объекта или его сооружений (механизмов), нарушающих нормальный режим его эксплуатации.

6. Экологический контроль в системе обращения с отходами

6.1. Экологический контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения с отходами осуществляется на основе ст. ст. 68, 69, 70, 71

6.2. Экологический контроль производится территориальным органом Минприроды России, осуществляющим государственный контроль, а также экологической службой предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют производственный экологический контроль (Приложение 2, п. 13).

6.3. Экологический контроль в области обращения с отходами включает:

анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

проверку порядка и правил обращения с отходами, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;

определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов;

анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.

6.4. Служба производственного экологического контроля согласует с территориальным органом Минприроды России места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.

6.5. Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (Приложение 12).

6.6. Территориальный орган Минприроды России осуществляет государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.

6.7. При контроле за размещением отходов производится измерение объемов (массы) отходов, определение концентраций содержащихся в них веществ и установление по этим данным массы отходов в период времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными в разрешении на размещение отходов.

6.8. Исходными данными для определения фактической массы размещаемых отходов служат:

Данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;

Нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;

Данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год.

6.9. Фактическая масса отходов, принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале (Приложение 13). Выписка из журнала ежеквартально передается территориальному органу Минприроды России.

При необходимости пересчета объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода.

6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен. В этих случаях природопользователь должен обратиться в территориальный орган Минприроды России за получением соответствующего разрешения для размещения отходов.

6.11. При превышении природопользователем количества отходов, установленных в разрешении на размещение для данного объекта, владелец этого объекта обязан в месячный срок представить выписку из журнала территориальному органу Минприроды России.

6.12. При невыполнении в нормативные сроки планов мероприятий или отдельных этапов этих планов, в случаях превышения количества размещения отходов, установленного в разрешении на период выполнения указанных планов, а также при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.

6.13. Должностные лица территориального органа Минприроды России в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

проводить проверки предприятий и объектов по всем видам деятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения;

давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасного обращения с опасными отходами; в случае необходимости приостанавливать работы;

аннулировать при согласовании этой акции с органами, участвующими в оформлении разрешения, или приостанавливать действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случае нарушений условий его действия, а также при возникновении опасности аварий, причинения вреда окружающей природной среде;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в народный суд, предъявлять иски в арбитражный суд о возмещении ущерба и убытков, причиненных окружающей природной среде.

6.14. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определяется территориальным органом Минприроды России расчетно или инструментальным замером.

Регистрация фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведется территориальным органом Минприроды России в специальном журнале (Приложение 14).

Территориальный орган Минприроды России решает вопрос о приостановке самовольно размещенных отходов и применяет по отношению к виновным соответствующие санкции.

7. Административная ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами

7.1. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно - правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в:

осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения;

нарушении правил сбора и временного накопления отходов на производственной площадке;

перевозке опасных отходов в неисправных либо не оборудованных для этих целей транспортных средствах;

размещении отходов в несанкционированных либо не оборудованных для этих целей местах;

нарушении учета, норм и правил образования, переработки, использования, размещения отходов;

получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации;

отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами;

подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в размерах, установленных ст. 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".

8. Возмещение вреда, причиненного нарушением требований обращения с отходами

8.1. Причиненный вред должен быть возмещен в установленном порядке или на основе расчетов по методикам исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом понесенных убытков (Приложение 2, п. 63).

ПЕРЕЧЕНЬ
РОССИЙСКИХ (СОЮЗНЫХ) НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Законы Российской Федерации

1. "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 N 2060-1

2. "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1

3. "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1

4. "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 N 1034-1

2. Директивные Постановления

5. СМ СССР от 03.05.84 N 394 "Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов"

6. СМ РСФСР от 12.06.84 N 250 "Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов"

7. СМ РСФСР от 30.01.85 N 46 "О серьезных недостатках в использовании ВМР в народном хозяйстве РСФСР"

8. СМ РСФСР от 18.03.88 N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР"

9. СМ РСФСР от 16.03.90 N 93 "О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990 - 1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года"

10. ВС СССР от 27.11.89 "О неотложных мерах экологического оздоровления страны"

11. Правительства РФ от 03.08.92 N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов"

12. Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды воздействия"

13. Правительства РФ от 23.04.94 N 375 "Положение о Минприроды России"

14. ВС РФ от 15.07.92 N 3314-1 "Положение о порядке лицензирования пользования недрами"

3. ГОСТы и ОСТы

18. ГОСТ 12.0.003 "Опасные и вредные факторы"

19. ГОСТ 17.4.3.04 "Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения"

20. ГОСТ 25916-83 "Ресурсы материальные, вторичные. Термины и определения"

25. Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации). Москва, 1985, Минздрав СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР

26. Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ). Москва, 1985, Минздрав СССР, Минжилкомхоз РСФСР

27. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах в накопителях, расположенных вне территории предприятия 3 (организации). Москва, 1985, Минздрав СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР, Минсельхоз СССР, Госкомгидромет СССР

28. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов. Москва, 1987, Минздрав СССР, ГКНТ СССР

29. Строительные нормы и правила СНиП 2.01.28-85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. Москва, 1985, Госстрой СССР

30. Пособие по проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (к СНиП 2.01.28-85). Москва, 1990, Госстрой СССР

31. Санитарные правила работы при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, 1988

32. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве. Москва, 1988, Минздрав СССР, СанПиН 42-128-4433-87

33. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве. СанПиН 6229-91, Минздрав СССР, 1991

34. Правила по охране труда при работе со ртутью. ПоТ-РМ-001-93, Минтруд России, 1993

35. Правила разработки схем санитарной очистки городов РСФСР, 1986, АКХ6 ЖКХ

36. Санитарные правила содержания территорий населенных мест. Москва, 1988, Минздрав СССР. (СанПиН 42-128-4690-88)

37. Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья. Москва, 1982, Минздрав СССР

38. Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Москва, 1986, Минздрав СССР

39. СНиП П-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий (с изм. 1985, 1986, 1987 и 1990 гг.)

42. Правила перевозок грузов. Минречфлот РСФСР от 14.08.78 N 114

44. Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов. Минморфлот СССР от 02.04.81 N НТУ-3-48/586

45. Правила перевозки опасных грузов. Сборник правил перевозки и тарифов железнодорожного транспорта, N 392. МПС СССР, 1987

46. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной дороге. Утв. МПС СССР 10.12.83

5. Методические указания

47. Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией заводов биотермической переработки ТБО. Москва, 1979, Минздрав СССР

48. Методические указания для органов и учреждений санитарно - эпидемиологической службы по контролю за реализацией мероприятий, направленных на санитарную охрану окружающей среды от загрязнения твердыми и жидкими токсичными отходами промышленных предприятий. Москва, 1985, Минздрав СССР

49. Методические указания по определению низких концентраций токсичных и особо токсичных веществ в различных средах и степени миграции (в различных формах) этих веществ в окружающей среде. Москва, 1986, АН СССР, Минздрав СССР

50. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. Москва, 1987, Минздрав СССР

51. Инструктивно - методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Минприроды России, 26.01.93

53. Методика по оценке экономической эффективности использования твердых отходов производства и потребления, 1986

54. Методические указания по контролю за реализацией мероприятий, направленных на санитарную охрану окружающей среды от загрязнения отходами промышленных предприятий. Москва, 1985, Минздрав СССР

55. Методические указания по определению низких концентраций токсичных и особо токсичных веществ в различных средах и степени миграции (в различных формах) этих веществ в окружающей среде. Москва, 1985 (утв. Минздравом СССР от 06.06.85 N 3901-85)

56. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. Москва, 1987, Минздрав СССР от 13.03.87 N 4266-87

57. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. Ленинград, 1990, ГГО им. А.И. Воейкова Госкомгидромета СССР

6. Инструкции

58. Инструкция о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждена МВД СССР 20.11.80 N 371

59. Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Москва, 1983, Минжилкомхоз РСФСР, АКХ им. Памфилова

60. Инструкция по методике и планированию использования отходов жилищно - коммунального хозяйства. Москва, 1986, АКХ

61. Временная инструкция по подготовке к захоронению запрещенных и непригодных к применению в сельском хозяйстве пестицидов и тары из-под них. Рязань, 1989, ВНИПИагрохим

62. Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждена МВД СССР 23.09.85

75. Положение о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт и импорт промышленных отходов. 1993, Минприроды России

Приложение 3

ЛИМИТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

установлены на 199_ год
(наименование предприятия, организации)
Лимит размещения отходов (тонн)
N Наименование
п/п отходов Всего в том числе на:
объектах общегородского (регионального) назначения специализированных объектах (собственных или арендуемых)
1 2 3 4 5
А. Промышленные отходы по классам опасности
Б. Отходы потребления

Подпись уполномоченного работника территориального органа Минприроды России

Внесено в книгу регистрации лимитов на размещение отходов территориального органа Минприроды России за N _______ от "__" ______________ 199_ г.

Подпись должностного лица

Приложение 4


_______________________ республики в составе

автономного образования

ЗАЯВКА
НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИМИТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Наименование предприятия его ведомственная принадлежность
2. Адрес предприятия
3. Наименование объектов, на которых предполагается размещение отходов, их ведомственная принадлежность
4. Месторасположение (адрес) объектов
Подпись руководителя предприятия

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ЛИМИТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей проекта лимитов размещения отходов и оформляется в соответствии с ГОСТом.

2. Аннотация

Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием наименований и объема (массы) отходов, сроки реализации плана мероприятий по снижению объемов образования отходов и степени их опасности.

4. Введение

Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан проект лимитов размещения отходов. Основание для проведения работ по нормированию.

5. Общие сведения о предприятии

5.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение промплощадок и граничащих с ними характерных объектов - жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей. Наличие объектов для размещения отходов (площадок временного хранения, полигонов промышленных отходов).

5.2. Карта - схема промплощадок с нанесением на нее объектов для временного размещения отходов.

5.3. Ситуационная карта - схема района расположения объекта для размещения отходов с указанием на ней границ санитарно - защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и др. в радиусе не менее 2 километров.

6. Характеристика предприятия как источника загрязнения

6.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, при использовании которых образуются отходы (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, нормы расхода его, нормы образования отходов и др.).

6.2. Перечень, характеристика и объем (масса) отходов, подлежащих размещению на специально предназначенных для этого объектах (по форме Приложения 6 к Правилам).

6.3. Правила экологической безопасности и техники безопасности при сбросе, транспортировке и хранении отходов. Действия в аварийных ситуациях.

6.4. Плановые мероприятия по снижению количества образования отходов, степени их опасности (по форме Приложения 7 к Правилам).

6.5. Характеристика мест временного накопления отходов на территории промплощадок предприятия. Обоснование основных производственных показателей: объемов, номенклатуры, способа хранения, сроков реализации и др.

7. Характеристика объектов размещения отходов

7.1. Наличие объекта (собственного или арендуемого) для размещения отходов. Его основные характеристики: мощности, обоснование способов размещения отходов, наименование отходов и другие показатели (по форме Приложения 10 к Правилам).

7.1.1. Наличие перерабатывающих технологий, мощностей. Способы переработки, объемы, глубина, возможная реализация продукции.

7.1.2. Оценка воздействия на окружающую среду. Наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (объемы, концентрации, расчет рассеивания) по результатам анализов. Влияние на подземные и поверхностные воды по результатам контрольных анализов. Обоснование сети и программы контроля качества окружающей среды в районе объекта.

8. Предложения по лимитам размещения отходов (по форме Приложения 3 к Правилам).

Место печати

Подпись руководителя предприятия

ПЕРЕЧЕНЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА И МАССА
ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗМЕЩЕНИЮ НА 199_ ГОД

________________________________________________________
(наименование предприятия)

Наименование отходов Код отходов Технология производства, где образуются отходы Класс опасности отходов Физико - химическая характеристика отходов Нормативный объем образования отходов т
агрегатное состояние содержание основных компонентов, % массовый растворимость в воде г/100 г воды летучесть
1 2 3 4 5 6 7 8 9

(продолжение таблицы)

Получено от других предприятий, т Использовано отходов, т Передано отходов другим предприятиям, т Размещение отходов Предельное количество временного накопления отходов на территории предприятия, т Наличие отходов на предприятии в местах организованного размещения на конец года, т Причины неиспользования отходов (код)
код операции по размещению объем, подлежащий размещению, т
10 11 12 13 14 15 16 17

Подпись руководителя предприятия

ПОЯСНЕНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 6 "ПЕРЕЧЕНЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА И МАССА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗМЕЩЕНИЮ"

Графа 1 - указывается полное наименование отхода согласно технической документации, образующегося как при производстве основной продукции, так и в результате вторичного использования отходов.

Графа 2 - указывается код отхода <*>.

<*> Классификатор отходов с кодами в настоящее время разрабатывается.

Графа 3 - указывается наименование производства или стадии технологического процесса, в ходе которого образуется отход.

Графа 4 - указывается класс опасности отхода, который определяется в соответствии с "Временным классификатором токсичных промышленных отходов и методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов" (Минздрав СССР, 1987).

Графы 5 - 8 - указывается физико - химическая характеристика отходов:

Агрегатное состояние (твердые, жидкие, пастообразные, газообразные);

Состав отхода в процентах по 3 - 4 основным компонентам согласно технической документации. Первым указывается тот компонент, по которому данный вид отхода отнесен к соответствующему классу опасности;

Растворимость в воде для многокомпонентных смесей показывается для 3 - 4 основных компонентов, имеющих наибольшие показатели по классу опасности. При отсутствии справочных данных допускается указание растворим / нерастворим;

Летучесть; в данном случае под термином "летучесть" принимается давление насыщенного пара индивидуальных компонентов при температуре 25 град. C (справочные данные для 3 - 4 наиболее токсичных компонентов). При отсутствии справочных данных допускается указание летуч / нелетуч.

Графа 9 - указывается масса отходов, рассчитанная исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции.

Графа 10 - указывается количество отходов, которое поступит от других предприятий и будет использовано в виде сырья и материалов.

Графа 11 - указывается количество отходов, которое будет использовано (переработано) в виде сырья и материалов. Например, использование в виде топлива (кроме прямого сжигания) или иным образом для получения энергии, утилизация / восстановление растворителей, кислот и оснований, рециркуляция металлов и их соединений, других неорганических соединений, рекуперация компонентов катализаторов, повторная перегонка нефтепродуктов или иное повторное применение ранее использованных нефтепродуктов.

Графа 12 - указывается количество отходов, которое будет передано другим предприятиям для складирования, уничтожения, обезвреживания или переработки (при наличии подтверждающих документов).

Графа 13 - указывается код операции по размещению отхода:

"01" - размещение на общегородском полигоне ТБО;

"02" - размещение на собственном специализированном полигоне, в шламонакопителе, хвостохранилище, отвале и другом объекте для размещения отходов, принадлежащем предприятию;

"03" - размещение на большую глубину (например, в скважины, соляные купола и т.д.);

"04" - размещение на специализированном арендованном полигоне;

"05" - временное накопление отходов на специально оборудованной для этих целей территории предприятия в ожидании операций "01" - "04";

"10" - временное накопление отходов на специально оборудованной для этих целей территории предприятия в ожидании операций по их использованию (графа 11);

"11" - размещение отходов на специализированном полигоне, в шламонакопителе, хвостохранилище, отвале и другом объекте для размещения отходов в ожидании операций по их использованию (графа 11);

Графа 14 - указывается количество отходов, предназначенное для размещения. Если размещение отхода осуществляется несколькими операциями (графа 13), то указываются все операции и соответствующие им объемы.

Графа 15 - указывается максимально возможное количество единовременного накопления отходов на специально оборудованной для этих целей территории предприятия в ожидании использования их в технологическом процессе, передачи на переработку другому предприятию или на объект для размещения отходов.

Графа 16 - указывается фактически имеющееся (накопленное) количество отходов на объектах для размещения отходов, принадлежащих предприятию, расположенных как на территории предприятия, так и за ее пределами, по состоянию на конец предшествующего года.

Графа 17 - указываются причины (коды) неиспользования отходов на предприятии:

"1" - отсутствие технологии переработки;

"2" - отсутствие перерабатывающих мощностей;

"3" - отсутствие специального оборудования;

"4" - высокая стоимость транспортировки;

"5" - токсичность отхода;

"6" - причины организационного характера (не требующие капитальных вложений, дополнительных затрат и пр.);

"7" - отсутствие транспортных средств;

"8" - малое содержание полезных компонентов;

"9" - отсутствие потребителей;

"10" - отсутствие площадей для хранения;

"11" - загрязненность отхода (маслами и др.);

"12" - износ оборудования (устаревшее, маломощное);

руководителя предприятия

МИНПРИРОДЫ РОССИИ

_____________________________________________________
(территориальный орган Минприроды России)

РАЗРЕШЕНИЕ
НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ НА 199_ ГОД

Выдано
(наименование и адрес природопользователя)
Всего _________в______том______числе____________
1 класса 2 класса 3 класса 4 класса
1 2 3 4 5 6

1. Объекты, отвечающие требованиям экологической безопасности:

2. Временно согласованное разрешение на размещение отходов в объемах, превышающих установленный лимит на объектах, отвечающих требованиям экологической безопасности:

Специализированный полигон для токсичных промышленных отходов

Общегородской (районный) полигон ТБО (санкционированная свалка)

Специализированный полигон, шламонакопитель, свалка, отвал и др., принадлежащие предприятию

Размещение на длительный срок на объектах, расположенных на территории предприятия

Временное накопление на промышленной площадке

(продолжение таблицы)

N объекта, категория, адрес, ведомственная принадлежность Наименование отходов, объем, класс опасности (тонн)
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего
1 2 3 4 5 6

3. Временно согласованное разрешение на размещение отходов на объектах, не отвечающих требованиям экологической безопасности:

Специализированный полигон, шламонакопитель, свалка, отвал и др., принадлежащие предприятию

Размещение на длительный срок на объектах, расположенных на территории предприятия

Временное накопление на промышленной площадке

4. Передано другим предприятиям, )
организациям, населению ) Разрешение выдается
) отдельно на каждую
) операцию
5. Получено от других предприятий, )
организаций, населения )

Настоящее Разрешение составлено в двух экземплярах и внесено в книгу регистрации разрешений территориального органа Минприроды

России за N __________ от "__" _____________ 199_ г.

Подпись руководителя территориального органа Минприроды России

Приложение 9

Комитету охраны природы и природных ресурсов
_____________________ республики в составе
Российской Федерации, края, области, округа,
автономного образования

Тема 13 Экологические преступления

Вовлечение в занятие проституцией

Объектом преступления является общественная нравственность, в том числе нормы морали в сфере половой жизни.

Объективная сторона преступления состоит в вовлечении в занятие проституцией или принуждении к продолжению занятий проституцией.

Под занятием проституцией понимается неоднократное вступление в половую связь со случайными сексуальными партнерами за денежное или иное вознаграждение.

Вовлечение в занятие проституцией состоит в склонении или понуждении лица к постоянному оказанию сексуальных услуг на основе их оплаты. Способы вовлечения в занятие проституцией в ч. 1 ст. 240 не называются.

Принуждение к продолжению занятием проституцией состоит в том, что лицо, оказывающее сексуальные услуги за плату, подвергается психологическому давлению, что препятствует оставлению им этого занятия.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции статьи, независимо от того, стало лицо заниматься проституцией или нет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы преступления, как правило, носят корыстный характер. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Квалифицированные составы этого преступления указаны в ч. 2 ст. 240:

Совершение преступления с применением насилия или угрозой его применения;

Совершение преступления с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ или с незаконным удержанием его за границей;

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Особо квалифицирующим признаком преступления является его совершение организованной группой или в отношении заведомо несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 240). Получение доходов от проституции составляет один из видов деятельности, контролируемых организованными преступными группами.


Объектом преступления являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, а также экологическая безопасность.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие экологической безопасности как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Предмет преступления составляют компоненты природной среды: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.



Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Проектирование промышленных и иных объектов подразумевает разработку перечня технологических процедур, необходимых для их последующего строительства и ввода в эксплуатацию.

Строительство промышленных и иных объектов означает возведение соответствующих сооружений, а равно их реконструкцию.

Ввод в эксплуатацию - это процедура сдачи построенного объекта исполнителем и его приемка заказчиком и иными лицами, включающая проверку документации и фактического состояния объекта, его испытание и введение в действие.

Эксплуатация промышленных или иных объектов предполагает их использование в соответствии с целевым назначением: для изготовления продукции и пр.

Правила охраны окружающей среды в сфере проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов установлены в гл. VII Закона «Об охране окружающей среды».

Государственная экологическая экспертиза проводится в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Специальные требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации установлены Законом «Об охране окружающей среды» для объектов энергетики, военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники, объектов сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель, городских и сельских поселений, производстве транспортных средств, объектов нефтегазодобывающих производств.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может быть совершено путем действия (отступление от этих правил) или бездействия (их неисполнение).

Обязательным элементом объективной стороны является наступление последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных или иных тяжких последствий.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона «О радиационной безопасности» установлены следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения.

Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 2 июля 1999 г.

Существенное изменение радиоактивного фона подразумевает его ухудшение по сравнению с естественным радиационным фоном, то есть дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Причинение вреда здоровью подразумевает легкий, средней тяжести или тяжкий вред.

Массовая гибель животных возможна в результате их отравления загрязненной водой, распространения эпизоотии и пр.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» к иным тяжким последствиям отнес существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Преступление считается оконченным с момента наступления вышеперечисленных последствий. При этом необходимо установить причинную связь между нарушениями правил охраны окружающей среды при производстве работ и наступившими последствиями.

Субъективная сторона преступления может характеризоваться как неосторожной, так и умышленной виной по отношению к нарушению правил охраны окружающей среды. По отношению к последствиям преступления вина является неосторожностью в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности.

Субъект преступления - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. Среди таких лиц можно назвать ответственных за осуществление отдельных видов работ, а также за организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений предприятия.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


В ч. 1 ст. 246 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Указанное деяние наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Правила охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов установлены в законах и специальных нормативных правовых актах. Требование о соблюдении указанных требований также продублировано в главе VII Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей среды регулируются большим количеством законов. Например, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в ред. от 25.06.2012); Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»; Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»; Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Для привлечения к ответственности за совершение преступления, указанного в ст. 246 УК РФ, необходимы следующие условия:

1) субъект преступления - специальный (лицо, ответственное за соблюдение правил при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов), достигший 16 лет.
2) нарушение правил как действием, так и бездействием
3) наступление любого последствия в связи с нарушением таких правил, указанных в статье:
- существенное изменение радиоактивного фона,
- причинение вреда здоровью человека,
- массовую гибель животных,
- иные тяжкие последствия.
4) субъективная сторона - умысел или неосторожности.
О том, что преступление, указанное в ст. 246 УК РФ, может совершаться, как умышленно, так и по неосторожности, указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Существенным изменением радиоактивного фона является изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21). Под причинением вреда здоровью человека при совершении данного преступления понимается причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21).

Под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21).

Состав преступления, указанный в ст. 246 УК РФ, следует отграничивать от других смежных составов. Так ст. 215 УК РФ (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики) и ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) являются по отношению к ст. 246 УК РФ более специальными (т.е. именно они будут применяться при конкуренции норм). Например, если виновное лицо осуществляло производство запрещенных видов опасных отходов, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то применяться будет именно ст. 247 УК РФ, а не ст. 246 УК РФ.

Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней