Социальный туризм как разновидность туризма и его государственное регулирование. Курсовая работа: Система социального туризма в РФ: история и современность Первые упоминания о социальном туризме появились

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Современное развитие делового туризма в России и за рубежом. Проблемы в области обеспечения безопасности туров и правовое регулирование вопроса. Анализ развития делового туризма в Москве и Санкт-Петербурге, меры по усовершенствование безопасности туров.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Особенности развития социального туризма в РФ - туризма, расходы на который полностью или частично оплачиваются из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Рекреационный потенциал и социально-экономические предпосылки развития туризма в Полесско-Туровской культурно-туристской зоне. Агро-эко- и фольклорно-этнографический туризм. Центры активизации спортивного туризма. Объекты санаторно-курортной индустрии.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Правовое регулирование сферы туризма. Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. Реализация курортно-рекреационного потенциала Дагестана. Анализ продвижения туристского продукта России на международном и внутреннем туристских рынках.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2010

    Развлекательный, познавательный, оздоровительный и спортивный туризм, его познавательно-развлекательные элементы. Основные этапы в истории развития туризма. Зависимость туризма от уровня развития цивилизации и сервиса, существующих средств передвижения.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Туристские ресурсы Украины и их классификация. Природно-географические, культурно-исторические и социально-экономические факторы развития туризма в Украине. Украинские туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туризм в Приморских зонах.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Социально-экономические основы туризма, классификация, функции. Анализ и оценка туристских ресурсов, инфраструктуры и индустрии туризма в России, их состояние: кадастры аттрактивных туристских зон. Разработка прогнозов развития отрасли, факторы риска.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2011

    Проблемы и перспективы развития туризма в Беларуси. Создание туристических комплексов в Новогрудской культурно-исторической зоне: географическое положение, природные и познавательные ресурсы, инфраструктура. Формирование тура "Замки Новогрудчины".

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

Закон об основах туристской деятельности определяет социальный туризм как туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

Определение социального туризма в таком виде появилось в указанном законе после внесения поправок в 2007 г.

Закон провозглашает поддержку и развитие социального туризма приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. Однако указанные нормы носят декларативный характер, поскольку за время действия Закона об основах туристской деятельности на федеральном уровне не было принято практически ни одного нормативного акта, направленного на развитие социального туризма.

Следует подчеркнуть, что в некоторых субъектах Российской Федерации были предприняты попытки урегулировать данные вопросы.

Так, Законом Краснодарского края от 15 июля 2005 г. № 888-ФКЗ «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» 1 Кубанские новости. 2005. 21 июля. установлены нормы о финансовой поддержке социального туризма. В соответствии с ними такая поддержка за счет средств краевого бюджета оказывается в форме субсидий на частичную оплату путешествий проживающих на территории Краснодарского края:

  1. детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. детей из многодетных и неполных семей;
  3. инвалидов и пенсионеров;
  4. лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф (ст. 15).

Аналогичные нормы закреплены в Законе Санкт-Петербурга от 9 июля 2003 г. № 409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге». В указанном нормативном акте перечень лиц, которые могут рассчитывать на частичную оплату путешествий, расширен за счет учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Однако порядок реализации приведенных норм пока не определен.

В мировой практике социальный туризм представляет собой эффективный инструмент социальной политики. Основной целью развития данного вида туризма является предоставление широкому кругу лиц, в том числе с низким уровнем доходов, возможности пользоваться туристскими услугами. А.Ю. Александрова отмечает, что «концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества, субсидирование туризма малоимущих, а также активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии».

Социальный туризм, активно развивающийся в некоторых европейских странах, не имеет социально-обеспечительного характера. Граждане этих стран получают возможность пользоваться туристскими услугами при реализации программ социального туризма, прежде всего через систему отпускных чеков, которые представляют собой средство расчета за туристские услуги. Отпускные чеки выпускаются специализированным органом и распространяются среди оптовых покупателей чеков, которыми чаще всего выступают организации-работодатели или общественные организации. Затем чеки реализовываются физическим лицам - работникам со значительной скидкой (до 80%). В свою очередь, обладатели отпускных чеков расплачиваются ими с организациями, предоставляющими туристические услуги и заключившими договор со специализированным органом, эти чеки выпускающим. Указанный орган возмещает денежные средства поставщикам туристских услуг.

Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Граждане получают возможность путешествовать, посещать экскурсионные и массовые мероприятия, полноценно отдыхать с наименьшими затратами для семейного бюджета. Оптовые покупатели чеков могут эффективно влиять на кадровую политику своих предприятий; кроме того, они получают определенные налоговые льготы; поставщики туристских услуг имеют гарантии стабильного развития своего бизнеса. Специализированный орган, выпускающий отпускные чеки, кроме возможности действенного регулирования туристской деятельности, получает вознаграждение по договорам, заключенным с покупателями отпускных чеков и поставщиками туристских услуг.

Из сказанного следует, что реализация программ социального туризма практически не требует бюджетных затрат и представляет собой грамотно организованную и самоокупаемую систему. Основная роль государства в таком случае сводится лишь к созданию благоприятных экономических и правовых условий для ее функционирования.

Определение социального туризма, закрепленное в Законе об основах туристской деятельности, обозначает иную позицию Российского государства в его организации.

Отличительной чертой социального туризма является источник его финансирования. Определение рассматриваемого понятия позволяет выделить несколько таких источников: бюджет, государственные внебюджетные фонды и средства работодателей. Однако такая дефиниция содержит лишь общие положения и не позволяет конкретизировать права граждан в сфере социального туризма.

Определение понятия «социальный туризм» основано на использовании легальной дефиниции туризма. Следовательно, социальный туризм преследует те же цели, что и обычный, хотя законом это прямо не оговаривается.

Для того чтобы определить объем финансирования мероприятий, связанных с социальным туризмом, следует установить, что собой представляют временные выезды (путешествия). Стоимость поездок зависит от того, какие именно услуги включены в содержание туристского продукта. Законодательство не дает ответа на вопрос о пределах финансового участия субъектов, на которые возложена обязанность по финансированию социального туризма, о том, какие конкретно услуги должны быть оплачены.

Из определения социального туризма также не понятно, кто может быть социальным туристом, каковы условия и порядок реализации прав граждан в этой сфере.

Поскольку закон называет только финансовые источники рассматриваемого вида туризма, попытаемся конкретизировать эти положения.

Итак, закон устанавливает, что социальный туризм оплачивается за счет средств бюджета .

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. бюджеты городских и сельских поселений.

Средства, заложенные в бюджеты различных уровней, расходуются на реализацию полномочий соответствующих государственных или муниципальных образований. В законодательных актах, определяющих компетенцию указанных образований, прямо об обеспечении финансирования социального туризма не говорится.

Социальный туризм связан с санаторно-курортным лечением (оздоровлением), предусмотренным законодательством о социальной защите граждан. Эта связь выражается в следующем. Одним из видов туризма является лечебно-оздоровительный, или медицинский, туризм. Данный вид туризма обусловлен потребностью лечения различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климато-, грязе-, бальнеолечение и др.). Также отметим оздоровительную направленность такого вида туризма, под которой обычно понимают восстановление физических и духовных сил человека, поддержание его работоспособности с использованием природно-климатических туристских ресурсов. Кроме того, объекты санаторно-курортного лечения отнесены Законом об основах туристской деятельности к объектам туристской индустрии.

За счет средств бюджета финансируется санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, а также в некоторых других случаях.

Так, ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. В Положении о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-Р, аналогичная льгота предусмотрена и в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Указанные нормы получили развитие в ведомственных нормативных актах: приказе МВД России от 25 июля 2002 г. № 701 «Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха», приказе МВД России от 22 февраля 2007 г. № 188 «О некоторых вопросах организации и развития социального туризма в системе МВД России и ФМС России», а также приказе Минобороны России от 3 октября 2001 г. № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу».

Иные условия направления граждан на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Категории граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение в составе набора социальных услуг, перечислены в ст. 6.1 указанного закона (это ветераны и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, а также инвалиды).

Еще одной особенностью данного вида отношений является ограниченный перечень санаторно-курортных объектов туристской индустрии, который устанавливается Минздравсоцразвития РФ 2 Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2008 г. № 33-н // Российская газета. 2008. 27 февр. .

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. 3 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 7. путевки приобретаются Фондом социального страхования РФ и выдаются гражданам, имеющим право на набор социальных услуг, вместе со специальным талоном на право получения бесплатных проездных документов. Таким образом, но формальным признакам санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, можно отнести к социальному туризму.

Второй источник финансирования социального туризма - это государственные внебюджетные фонды .

Статья 13 Бюджетного кодекса РФ определяет государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Отметим, что реализация указанных конституционных прав осуществляется прежде всего в рамках социального страхования.

Статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон об основах обязательного социального страхования) определяет обязательное социальное страхование как систему создаваемых государством различного рода мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иных категорий граждан вследствие признания их безработными 4 С 1 января 2001 г. страхование на случай безработицы не осуществляется, однако соответствующие изменения в закон внесены не были. , трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Основной целью обязательного социального страхования является компенсация утраченного дохода застрахованного лица. Причины, повлекшие изменение материального положения застрахованного, перечисленные в определении, являются страховыми случаями (в законе они не совсем правильно названы страховыми рисками).

Характеризуя значение санаторно-курортного лечения в системе социального страхования, можно выделить три подхода.

  • Во-первых, санаторно-курортное лечение можно рассматривать как основание дополнительных расходов, вызванных временной нетрудоспособностью лица, т.е. оно является следствием наступления такого страхового случая как временная нетрудоспособность или инвалидность.
  • Во-вторых, с учетом определения обязательного социального страхования, приведенного выше, необходимость санаторно-курортного лечения можно классифицировать как самостоятельный страховой случай. Данная позиция наиболее уязвима, поскольку необходимость получения санаторно-курортного лечения не всегда связана с утратой заработка. Это подтверждается и тем, что среди страховых случаев, перечисленных в ст. 7 Закона об основах обязательного социального страхования, санаторно-курортное лечение отсутствует.
  • В-третьих, учитывая принцип сочетания компенсации социального риска с его профилактикой, санаторно-курортное лечение можно определить как меру, направленную на восстановление и поддержание здоровья, а значит, и возможность застрахованного лица полноценно трудиться и материально себя обеспечивать. Таким образом, необходимость санаторно-курортного лечения не всегда вызвана расстройством здоровья.

Среди видов обеспечения по социальному страхованию названы пособие на санаторно-курортное лечение и оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Анализируя вопросы, связанные с предоставлением такого вида обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, М.Ю. Федорова справедливо отмечает, что не вполне понятно, какому виду риска соответствует это социально-страховое обеспечение.

В законодательстве также отсутствуют четкие условия, при которых у застрахованного лица возникает право на данный вид социально-страхового обеспечения. Рассмотрим далее соотношение этих видов предоставления обеспечения по социальному страхованию с социальным туризмом.

Туристская поездка минимально должна включать в себя услуги по перевозке и размещению. Пособие на санаторно-курортное лечение призвано компенсировать утраченный заработок в период долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения, т.е. это не предполагает оплату туристских услуг, а значит, и к социальному туризму имеет весьма отдаленное отношение. Если же в дальнейшем функцией данного пособия будет частичная компенсация расходов на проезд к месту лечения и обратно, то его можно будет рассматривать в системе социального туризма.

Более близким к понятию социального туризма является такой вид обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей . В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристская путевка - это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. Вероятнее всего, оплата путевок на санаторно-курортное лечение будет включать в себя оплату проживания, питания, а также определенного набора медицинских услуг. Несмотря на то, что в некоторых случаях действующим законодательством предусмотрена полная оплата путевок, можно вести речь только о частичной оплате туристической поездки, так как по общему правилу проезд должен оплачиваться застрахованным лицом самостоятельно.

Круг лиц, имеющих право на обеспечение данного вида, обозначен законодателем как «работники и члены их семей». Анализ Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. № 309 позволяет сделать вывод, что к членам семьи в данном случае относятся только дети работников.

Еще одним условием для получения социально-страхового обеспечения такого рода является наличие медицинского заключения, выданного соответствующим учреждением здравоохранения.

Более четкие нормы о предоставлении санаторно-курортного лечения содержит Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»1. Застрахованным лицом в данном виде страхования является физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Одним из видов социально-страхового обеспечения является также оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания за страхованного , а в необходимых случаях - оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. В данном случае мы можем констатировать полную оплату поездок такого вида.

Третьим источником финансирования социального туризма Закон об основах туристской деятельности называет средства работодателей .

Среди обязанностей работодателей, закрепленных ст. 22 Трудового кодекса РФ, финансирование социального туризма не числится. Статья 41 Трудового кодекса РФ предусматривает, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников; условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Вероятно, в Законе об основах туристской деятельности говорится о возможном финансировании туризма для работников крупными предприятиями. Однако отсутствие стимулирующих условий такой деятельности, например, правовых мер, выражающихся в предоставлении налоговых льгот, не позволяет социальному туризму развиваться на должном уровне.

Таким образом, анализ действующего законодательства в сфере социального туризма позволяет сделать следующие выводы.

Услуги по проживанию, питанию, получению медицинской помощи и проезду, которые составляют санаторно-курортное лечение, нельзя признать туристским продуктом. Также в этих правоотношениях отсутствует субъект, выполняющий функции туроператора, поскольку путевки приобретает Фонд социального страхования РФ или работодатель, а проезд граждане организуют самостоятельно.

Между потребителем санаторно-курортных услуг и их поставщиком (санаторно-курортным учреждением) не возникает договорных отношений. Это означает, что лицо, имеющее право на санаторно-курортное лечение, не может воспользоваться правами туриста, вытекающими из договорных правоотношений. Кроме того, социальные туристы фактически лишаются статуса потребителей услуг, что не позволяет им защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.

Сточки зрения законодательства в сфере туризма более правильным является компенсация определенных расходов, которые произвел социальный турист. В этом случае он является субъектом туристских правоотношений с той лишь разницей, что оплату предоставленных ему услуг осуществит другое лицо либо будет произведено возмещение затрат социального туриста.

Закон об основах туристской деятельности определяет, что условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Очевидно, что санаторно-курортная путевка не отвечает таким требованиям. Отсутствие четко закрепленных условий лечебно-оздоровительных поездок не позволяет определить критерии качества предоставленных туристских услуг.

Определение социального туризма, в частности конкретизация источников его финансирования, обуславливает необходимость применения как законодательства о туризме, так и законодательства о социальном обеспечении граждан. Но сделать это достаточно сложно в силу множества различий между правоотношениями в рамках обычного туризма и социального туризма. Эти правоотношения различаются по отраслевой принадлежности, субъектному составу, основаниям их возникновения и т.д. Однако, на наш взгляд, такое обособление социального туризма не способствует его эффективному развитию.

Средства на финансирование социального туризма выделяются преимущественно из Фонда социального страхования РФ и федерального бюджета. Единственная цель социальных туристских поездок в нашей стране - лечебно-оздоровительная. Однако ограничение целей социального туризма необоснованно, поскольку суть социального туризма заключается прежде всего в вовлечении в туристские отношения как можно большего числа граждан, предоставлении им возможности полноценно отдыхать, познавать новое, знакомиться с памятниками истории, культуры, искусства и т.д.

В соответствии с действующем законодательством круг субъектов социального туризма весьма неоднороден, их можно объединить только по одному признаку необходимость получения санаторно-курортных услуг.

В международных правовых актах в качестве социальных туристов чаще называются студенты, инвалиды, пенсионеры. Эти категории граждан, как правило, не обладают достаточными средствами для путешествий. Но определять круг социальных туристов только по признаку финансовой состоятельности не совсем правильно. Ограничение возможности путешествовать может быть связано не только с отсутствием денег, но и с определенным состоянием здоровья (инвалиды, лица преклонного возраста). В связи с этим можно сказать, что выделение денежных средств на социальный туризм не решит проблему. Необходимо создание соответствующих условий для туристических поездок различных категорий граждан. Например, в Германии существуют отели, специально приспособленные для обслуживания лиц с ограниченной подвижностью. Другим примером может служить действующая в мире система молодежных хостелов - дешевых гостиниц по типу студенческих общежитий.

В настоящее время в нашей стране отсутствует надлежащее правовое регулирование социального туризма. Однако развитие данного вида туризма представляется перспективным и необходимым направлением деятельности в Российской Федерации.

К началу ХХ века фактически формируются два основных направления развития туризма. Это - коммерческий туризм, организаторами которого являются туристские фирмы и бюро путешествий, делавшие бизнес на потребности, и общественное Движение с целью использования туризма для воспитания необходимых социальных качеств, которое поддерживалось различными добровольными общественными клубами и организациями.

Соответственно, определилась "оппозиция" двух направлений развития туризма: на одном "полюсе" находился коммерческий туризм, организаторами которого были турбюро, делавшие бизнес на потребности в путешествиях; на другом - туризм как средство воспитания определенных социальных качеств. Такой туризм развивался на некоммерческой основе как составная часть деятельности добровольных общественных союзов обществ и клубов. В перспективе это создавало возможности для использования туризма в целях тех или иных социально-политических движений.

К началу века практически все промышленные страны были охвачены в той или иной форме движениями за народный туризм , которые, собственно, стояли у истоков современного социального туризма. Различие между первым и вторым состоит в следующем: народный туризм предполагает участие в туризме представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма, соответствующие их финансовым возможностям; социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные), субсидируемые из государственного бюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами, представителей «социально уязвимых» слоев общества (учащихся, безработных, низкооплачиваемых категорий работников и т.п.).

Исторически социальный туризм адресовался в первую очередь к рабочим и был связан с рабочим движением конца 19-нач. 20 в.в . Потребность в туризме как в рекреационно-познавательной деятельности в свободное время носила объективный характер для индустриального городского пролетариата. Проблема свободного времени рабочего была одной из приоритетных для рабочих организаций и профсоюзов, В то же время туризм рабочих как вид рекреационно деятельность и рабочий туризм - это не одно и то же. Под рабочим туризмом здесь понимаются такие виды туризма, которые рассматривались их организаторами как часть международного рабочего движения, служили его целям и задачам и ориентировались на организованные группы рабочих (профсоюзы и рабочие партии).

В конце 19 - нач. 20 вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений помимо курсов кройки и шитья и распространения литературы занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу.

В 1895 г. в столице Австрии Вене при участии видного деятеля социал-демократического движения Карла Реннера (1870 - 1950, первый президент Австрийской республики после Второй мировой войны) был основан один из самых массовых туристских союзов, связанный с целями рабочего движения, союз "Друзья природы " (Naturfreunde). С 1905 г. движение "друзей природы" распространяется на Германию и Швейцарию, а позже охватывает Францию, Бельгию и Голландию, ряд стран Восточной Европы и даже Испанию. Цели этого союза, который организовывал познавательные экскурсии «выходного дня», пикники на природе, а позже и многодневные поездки, в которых принимали участие сотни людей, перекликались с задачами рабочего движения, которое набирало силу по всей Европе. Именно отсюда берет начало традиция рабочих «маевок», которая со временем органично вошла в социалистическое движение.

В Германии в 1901 г. возникает молодежное движение «Перелетные птицы », цель деятельности которого - привлечение к активным видам туризма, которые понимаются как средство физической закалки и самоутверждения в духе определенных нравственных принципов. Члены этого общества увлекались длительными пешеходными походами с познавательными целями изучения немецкого фольклора.

Международный рабочий туризм, даже если речь шла о поездках в отпуск, рассматривался не только как вид отдыха, но и в первую очередь как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также как средство духовного и интеллектуального развития рабочих . Надо сказать, что в то время представления о пацифистском потенциале международного туризма разделяли представители самых разных слоев общества и носители самых разных политических взглядов. Так, английскому военному министру Томасу Шоу приписывалось известное высказывание: "Войны в прошлом возникали из-за того, что рабочие разных стран не были лично знакомы со своими коллегами по ту сторону границы". Многие рабочие туристские союзы важнейшим направлением своей деятельности считали организацию общения между рабочими разных стран. Для этого открывались курсы иностранных языков, организовывалась переписка; поездки обязательно предусматривали встречи между участниками рабочих союзов.

Вместе с тем, такой туризм имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны.

Серьезным препятствием для вовлечения в туризм широких масс населения были бедность и отсутствие оплачиваемых отпусков. Практически до 30-х гг. 20 века ни в одной из стран не существовало законодательства об отпусках для лиц наемного труда или государственных служащих. Вопросы отпуска регулировались на основе сложившихся традиций или по договоренности между работодателем и работником. Это объясняет преобладание первое время краткосрочных поездок и экскурсий (на выходные дни, пасхальные или рождественские каникулы). Кроме того, подавляющее большинство лиц физического труда в европейских странах жило в крайне стесненных материальных условиях, и свободное время часто использовалось не для отдыха, а для дополнительного заработка. Еще одной причиной, сдерживающей вовлечение в туризм широких слоев населения, было отсутствие привычки к путешествиям, равнодушие к туризму в силу недостатка образования или информации.

Наиболее благоприятные предпосылки для становления широкого социального туризма существовали в Англии, где довольно рано сложилась устойчивая традиция отпусков ("holidays"). Как с завистью писал журнал немецких социал-демократов "Социальная практика" ("Soziale Praxis") в 1903 г., "от владельца фабрики и его жены до самого последнего чернорабочего, горничной и прислуги - у всех есть свои holidays; каждый отправляется за город или на море, в близкие или дальние поездки, в зависимости от того, насколько ему позволяют средства". В некоторых графствах Великобритании существовала система взносов в "отпускную кассу", которая позволяла собирать суммы, достаточные для финансирования поездок в отпуск рабочих и служащих крупных предприятий. На период отпусков на 1-2 недели закрывались фабрики. Государственным служащим с 1908 г. предоставлялся отпуск продолжительностью 6 дней после 3-х лет службы.

Важнейшей проблемой рабочего туризма была необходимость поддержания низкого уровня стоимости туров, приемлемого для рабочих. Любая рабочая туристская организация должна была тем или иным способом добиваться удешевления туристских услуг без существенного снижения их качества. Как правило, это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны.

Размещение в семьях было оптимальным решением, оно значительно удешевляло стоимость поездки (участникам приходилось оплачивать только транспортные услуги, а валютные затраты турбюро сводились практически только к выдаче весьма скромных сумм на карманные расходы). Кроме того, такая форма размещения соответствовала идеологическим целям международного рабочего призма - сближению народов через межличностное общение. Но самое главное - эта форма туризма оказалась наиболее приемлемой для самих участников поездок Многие участники организованных туристских поездок в составе групп, завязав личные контакты с коллегами за границей, потом предпочитали ездить на индивидуальной основе (семья к семье).

Другим способом снижения стоимости туристских услуг стало приобретение или аренда дешевых помещений с последующим их переоборудованием под средства размещения. Так, в Вене уже в 1900 г. был построен так называемый приют друзей природы, а в 1930 г. Друзья природы в одной Германии располагали более чем 200 «приютами».

Правда, такие средства размещения могли располагаться не в самых привлекательных с точки зрения рекреационно-познавательного туризма районах, но это скорее соответствовало политическим целям рабочего туристского движения, которое мыслилось как часть международного рабочего движения и противопоставлялось буржуазному туризму как части буржуазного образа жизни.

В 1910 г. по инициативе общества «Перелетные птицы » была открыта простейшая и дешевая молодежная ночлежка - хостель , которая получила большое распространение в европейских странах уже после 1 мировой.

Введение


Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.

Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.


1. Основные понятия и виды социального туризма


В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ сказано: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Процитированная из федерального закона формулировка - пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели.

Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан - обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.

Так, например, в Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться инвалиды. Большое внимание «доступному» культурно-познавательному туризму уделяется и в Испании. Британские турфирмы, предлагающие социальные туры провели инспекцию в Барселоне и признали ее одним из лучших туристских направлений в мире с этой точки зрения. Недавно был создан специальный сайт «Доступный туризм», содержащий все сведения о соответствующих поездках в Каталонию. Там можно найти подробную информацию о 19 турмаршрутах, на которых созданы необходимые условия для приема инвалидов и людей пожилого возраста.

В Финляндии находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации водного туризма для инвалидов на прогулочных судах, куда могут подняться люди на инвалидных креслах.

Во Франции, наибольшее распространение получила такая форма социального туризма, как сельский туризм . Ассоциация социального туризма, развивающая это направление, владеет объектами отдыха и, предлагает их за небольшую плату своим пайщикам. Недорогой отдых на природе востребован круглый год, в том числе и молодёжью.

В Австрии наибольшее развитие получил спортивно-развлекательный туризм . Горный курорт Тироль вошел в число самых приспособленных для инвалидных колясок районов Европы. Люди, нуждающиеся в специальных средствах передвижения, получили возможность не просто беспрепятственно гулять по улицам Тироля и осматривать достопримечательности, но и подниматься на определенные горные высоты и, что самое ценное, заниматься всеми, доступными для них активными видами спорта на базах отдыха. Те, кто уже опробовал новую технику, утверждают, что инфраструктура Тироля действительно стала доступной и благоприятной для всех категорий туристов.

Мировой опыт убеждает - массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой.

В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. Социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма.

В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. Лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями. В перспективе - создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах.


2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Его роль и значение

социальный транспортный туризм инвалид

Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм. Это самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ (СМИ, Интернет, реклама) сформировали у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам. Об этом свидетельствуют результаты зарубежного исследования, проведенного Open Doors Organization.

Так, в 2006 г. инвалиды совершили 32 млн. туристских поездок, потратив на путешествия более $13,6 млрд. ($4,2 млрд. на проживание в гостиницах, $3,3 млрд. на авиаперелеты, $2,7 млрд. на еду и напитки и $3,4 млрд. на покупки, транспорт и прочее). Такие показатели достигнуты не только благодаря созданным инфраструктурным возможностям, но и финансовой доступности социальных туров, в частности инвалидного туризма.

Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило - наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.

В этой связи субъектам российской туриндустрии следует обратить внимание на туристов-инвалидов, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествия и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать номера в гостиницах, подготовить соответствующий персонал, организовать услугу сопровождения, создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и пользования комнатами гигиены, приобрести специализированный транспорт. А самое главное разнообразить туристские предложения, применив мягкую ценовую политику.

Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.), к которой Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель - подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими.

В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.

Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности.

Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступности для людей со специальными нуждами - все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям.


3. Основные аспекты в формировании социального туризма


На рынке туристских услуг потребителям предлагается так называемый туристский продукт (турпродукт). Комплексное понятие турпродукта включает услуги, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Турпродукт имеет цену и, по сути, является товаром, имеющим потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта.

Формируя социально ориентированный турпродукт, туроператор должен создать такой турпродукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. привлекать массового потребителя. Принцип формирования такого турпродукта практически не отличается от формирования любого другого турпродукта. Его основу составляют: выбор туристского центра, услуги по перевозке и трансферу, услуги по размещению и питанию, экскурсионному обслуживанию. Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно.

В то же время в процессе подготовки тура учитывается ряд дополнительных факторов в соответствии с пожеланиями и уровнем дееспособности людей. При организации туров для инвалидов во внимание принимаются факторы, относящиеся к их субкультуре, а именно - совокупность стереотипов поведения и ценностных ориентаций инвалидов, формы и способы их коммуникации. Важным является и степень тяжести заболевания, уровень физического состояния этих людей, что также должно учитывается и при работе с лицами пожилого возраста.

Особое внимание необходимо проявить к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, использующим различные ортопедические механизмы и технические приспособления для передвижения (кресла-коляски). Собственную специфику имеют и методы работы с инвалидами по зрению и слуху.

Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании турпродукта.

Выбор туристского центра - является необходимым условием при формировании турпродукта. Выбор туристского центра, как правило, обусловлен либо потребительским спросом, имеющимся на рынке туруслуг, либо индивидуальным пожеланием клиента. Это обязательный элемент турпакета, так как без объекта интереса невозможно организовать путешествие.

При выборе туристского центра для лиц с ограниченной физической способностью, особенно для инвалидов, необходимо предусмотреть рекомендации врачей (обычно это указывается в медицинском заключении или санаторно-курортной карте), учесть климатические условия и наличие медицинских учреждений в случае необходимости оказания им экстренной медпомощи. Также необходимо учитывать протяженность маршрута, если это однодневная экскурсионная программа, или протяженность и условия переезда, если это полноценный тур. Предлагая клиенту или группе клиентов выбрать тот или иной турцентр, обязательно следует обращать его или их внимание на все вышеперечисленные факторы.

Услуги по перевозке - составляют большую часть затрат, обусловливающих стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия и наоборот. В случае формирования социально ориентированного турпродукта средство передвижения должно не только отвечать правилам (требованиям) безопасности и удобства туристов, но гарантировано предоставлять льготы по стоимости перевозки.

В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок различают перевозки общего назначения, специального назначения и туристско-экскурсионные перевозки. К туристско-экскурсионным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы. Туристско-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне их.

Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в туристском центре (аэропорт, гавань, вокзал), к месту размещения (гостиница), где он будет проживать, и обратно. Трансферы могут осуществляться автобусами, иногда такси, если такие услуги включены в турпакет. Поездки из гостиницы, например, в театр, в музей и обратно обычно не включаются в турпакет, если только это не предусмотрено договором обслуживания.

Услуги размещения - это услуги по обеспечению проживания в конкретном коллективном средстве размещения, которое предлагается туристским центром на время путешествия. К коллективным средствам размещения относятся гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, пансионаты, санатории и т.д.

Услуги питания чаще не являются отдельным элементом туристского пакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения. Общепринятые комбинации размещения и питания таковы:

  • размещение + завтрак (ВВ);
  • полупансион: размещение + завтрак + ужин (НВ);
  • полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин (FP).

В обычной практике туристу предоставляется возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций. Подробнее рекомендации по предоставлению услуг питания и размещения будут рассмотрены ниже.

Экскурсионное обслуживание - комплекс услуг, которые входят либо в обязательную составляющую, либо являются частью дополнительных услуг на маршруте. Это так называемая вторая составляющая тура, включающая обзорные экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей туристского центра, прогулки на теплоходе и т.д. Если экскурсионное обслуживание является обязательной программой тура, то оно оформляется в виде туристической путевки (или ваучера) - документа, в котором гарантированы все обязательные для турфирмы и клиента услуги.

Здесь уместно напомнить, что экскурсантом является лицо, временно посетившее туристский центр на период менее 24 часов без ночевки, используя услуги экскурсовода (гида).

Безопасность туристов и экскурсантов - это важный аспект, который необходимо предусмотреть при формировании турпродукта или организации экскурсии. В туризме под безопасностью туристов понимается, прежде всего, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

В соответствии с российским законодательством Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует об угрозе безопасности туристов в стране или месте их временного пребывания. В то же время туроператорам и турагентам, а также организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание, рекомендуется предварительно выяснять, какие могут возникнуть угрозы безопасности туристов и экскурсантов во время тура или экскурсии (эпидемия, существенные повреждения трассы, угроза террористических актов, неблагоприятный прогноз синоптиков, например, штормовое предупреждение и т.п.).

Важным моментом является вопрос страхования . Несмотря на то, что в России страхование носит добровольный характер, рекомендуется в обязательные туристские услуги включать страхование туристов, прежде всего, страхование жизни. Любой вид страхования оформляется страховым агентством.

В случае чрезвычайных происшествий , которые произошли с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов по территории Российской Федерации, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), туроператоры и турагенты, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно проинформировать заинтересованные лица (членов семьи туриста или экскурсанта) и следующие организации:

  • федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Для соблюдения этого требования, предусмотренного Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», организатору тура (экскурсии), рекомендуется иметь номера телефонов вышеперечисленных организаций и контактные телефоны родственников туристов (экскурсантов).


4. Транспортное обслуживание в сфере социального туризма


В целом для социального туризма может применяться любой вид транспорта, отвечающий требованиям комфортности и безопасности. В зависимости от программы тура, используются различные его виды: автобусы туристского класса, железнодорожные и авиационные средства передвижения, речные и морские виды пассажирского транспорта, а также виды легкового автотранспорта.

В соответствии с гражданским законодательством перевозки пассажиров транспортом, предоставляемым организациям и гражданам, осуществляются по договорам или отдельным заказам. Туроператоры осуществляют перевозки по договорам.

Автобусы экскурсионного класса должны быть оснащены системой кондиционирования воздуха, аудио- и видеосистемой, анатомическими сидениями с регулируемой спинкой и отвечать самым строгим требованиям для комфортного и безопасного путешествия.

При этом необходимо учитывать, что инвалиды, которые имеют явно выраженные физические ограничения (нарушения функций опоры и передвижения, ориентации, координации), порой не могут самостоятельно пользоваться средствами технического оснащения. В этой связи рекомендуется водителю или экскурсоводу перед началом маршрута в обязательном порядке провести инструктаж о правилах безопасности во время движения автобуса, проинформировать о наличии средств его технического оснащения и проинструктировать по их применению и использованию. В случае если турист (экскурсант) не может самостоятельно использовать техническое средство, например, отрегулировать спинку пассажирского сидения или включить / выключить систему кондиционирования, его следует предупредить о том, что он может обратиться за помощью к соседу или к лицу, сопровождающему группу инвалидов.

Водитель обязан иметь аптечку, о чем также необходимо проинформировать туристов (экскурсантов).

Другую проблему составляют высокие подножки транспортных средств, узкие двери, а также отсутствие дополнительных средств безопасности и конструкций - пандусов, поручней и подъемников, что создает антикомфортные условия путешествия для лиц с ограниченной физической способностью (инвалидов и людей пожилого возраста). При посадке в автобус, выходе из него, а также при ускорении и замедлении движения транспорта, отсутствие таких средств или ограничение в оснащении ими автобуса, может привести к несчастному случаю.

Помня об этом, организаторам тура (экскурсии) при выборе автобуса следует обращать внимание на его конструкцию и оснащенность средствами безопасности.

В России на выпуске транспортных средств специального назначения для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе инвалидов в креслах-колясках, специализируются предприятия ООО «Самотлор - НН» и Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).

Маршрут автобуса во время проведения тура (экскурсии) должен соответствовать заранее разработанной и утвержденной схеме движения транспортного средства. Схема маршрута - это графическое изображение маршрута посредством условных обозначений, согласованное с местным или региональным (областным) отделом ГИБДД УВД.

Схема проезда по маршруту разрабатывается организатором тура (экскурсии). При этом необходимо учесть и также согласовать с ГИБДД УВД остановки автобуса вблизи объектов показа и санитарных зон, что в соответствии с Федеральным законом «Об инвалидах» является обязательным требованием.

Водитель, отправляясь по маршруту, обязан иметь путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы его транспортного средства.

Теплоходные экскурсии очень популярны в летний период времени и в отличие от автобусных и пешеходных, не вызывают особых проблем. Ровный, неторопливый темп движения, даёт достаточно времени и возможности для хорошей атмосферы общения, в том числе возможность для разнообразия программы тура, дополнив ее культурным мероприятием с участием самих инвалидов (самодеятельный концерт или кукольный спектакль, конкурс на лучшее исполнение стихотворения или рассказа и т.п.).

Для людей с ограниченными возможностями передвижения проблему на пассажирском судне могут составлять крутые трапы, тесные гальюны (туалеты), узкие проходы. Во избежание экстремальных ситуаций не рекомендуется участвовать в теплоходных экскурсиях лицам с серьезными нарушениями ориентации, инвалидам по зрению.

При осуществлению водных прогулок и круизов следует предусмотреть, чтобы посадка на теплоход и схождение с него осуществлялись при помощи трапа, оборудованного поручнями как для левой, так и для правой рук.

Перед началом путешествия необходимо для туристов (экскурсантов) провести инструктаж по технике безопасности и ознакомить с правилами нахождения пассажиров на борту судна. Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных услуг.

Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц.


Заключение


В представленном материале акцентировано внимание туроператоров на специфику организации туров для инвалидов и лиц пожилого возраста, с учетом особенностей туристов с ограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то же время, следует понимать, что этой категорией людей состав туристов социальных туров не ограничивается.

Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека.

Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют чёткую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный», можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.


Список литературы

  1. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4. II Всероссийская конференция «Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России».
  5. Беспрепятственный туризм; Инватуризм: что это такое?/Социальный информационно-аналитический журнал «Страна и мы вместе», №3 2008 г.
  6. Зуева Г.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Управление культуры администрации Белгородской области. - М.: ООО «Издательство ИМХО» 2006.
  7. Ломакин В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ, Российский институт культурологии - М., 2008.
  8. Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма».
  9. Практическое руководство по организации сельского туризма: Методическое пособие для хозяйствующих субъектов (на примере Подольского района Московской области). - М.: Международная Туристская Академия, 2009.
  10. Чурбанова Т. Интеграция инвалидов в общество: Опыт Великобритании и США. Кубанская государственная академия физической культуры. 2008.
  11. Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. М., 2008. - 132.
  12. Андреева Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития // Вестник С
  13. ГТУ/ №2 (13) 2006. С. 120-124.
  14. Ганапольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование, М.: Физкультура и спорт, 2007 - 240 с.
  15. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2008.
  16. Юркина Н.А. Введение в специальность «Социально - культурный сервис и туризм». - М.: Инфо, 2001.
  17. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М., СПб.: Невский фонд, 2006.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лекция ректора РМАТ Трофимова Е.Н. в новом учебнике "Основы туризма"

Сегодня интересный опыт реализации программ социального туризма накоплен по семейному туризму в Австрии, Португалии, Греции, Чешской Республике, Словакии, Венгрии, Великобритании, по туризму для старшего поколения в Испании, Франции, Болгарии, по молодежному туризму во Франции, по туризму для инвалидов в Чешской Республике, Болгарии, по «многоцелевым» формам социального туризма — чекам на отдых и отпускным ваучерам в Венгрии, Румынии, Швейцарии, Мальте.

Как уже отмечалось выше, социальный туризм в Европе ориентирован на четыре основные целевые группы граждан: пенсионеры, молодые люди, семьи и инвалиды. Исследования показывают, что эти целевые группы более или менее постоянны во всех европейских странах (некоторые нацелены строго на конкретную группу граждан, другие специализируются на проблемных категориях, но исключительно на одной из упомянутых целевых групп). Эти целевые группы составляют сторону спроса, общим признаком которой является лишение возможности путешествовать, при этом существуют различия между странами лишь в отношении к данным группам. Например, в Великобритании требуется предоставление документов, подтверждающих, что семья действительно испытывает недостаток финансовых средств, чтобы заплатить за отпуск самостоятельно. А во Франции нет никаких определенных демографических или финансовых критериев. Сторона предложения в социальном туризме, включающая транспорт, размещение и услуги туристской дестинации, напротив, чрезвычайно разнообразна с точки зрения структуры и организации. В некоторых странах услуги социального туризма оказывает коммерческий (частный) сектор, например, в Великобритании и Бельгии. В других странах, например, в Германии есть специальные центры социального туризма для отдыха семей. Во Франции сектор социального туризма конкурирует с сектором коммерческого туризма.

Третий аспект — это наличие финансовых структур для поддержки социального туризма. В зависимости от интерпретации социального туризма в данной стране финансовые структуры и механизмы могут быть адресованы определенным целевым группам и состоять из:
■ прямого государственного финансирования на различных политических уровнях (местном, региональном, национальном и межнациональном) с учетом степени интеграции туризма в политику государственного благосостояния;
■ косвенного финансирования через страхование здоровья и благотворительность;
■ профсоюзов или организаций социального туризма;
■ самофинансируемых благотворительных учреждений и религиозных организаций.

Финансирование может быть направлено на поддержание определенного человека (сторона спроса) или на предоставление условий или других аспектов стороны предложения (например, размещение).

Социальный туризм и социальная экономика

Важными участниками сектора социального туризма в Европе являются некоммерческие и социальные организации, волонтерский сектор, общественные ассоциации, экономические сообщества, социальные кооперативы, социальная и солидарная экономика, то есть производственные структуры, не являющиеся ни государственными, ни частными компаниями, но ориентированными на индивидуальные и социальные цели, а не на получение прибыли. Во Франции, Бельгии, Португалии и Испании для организаций такого типа часто используется термин «социальная и солидарная экономика», поскольку они, как правило, характеризуются пятью принципами: бесплатное членство, ограниченная рентабельность, демократическое и активное управление, коллективная или социальная цель и финансирование общественными и частными фондами. Например, устав Национального союза туристских ассоциаций (UNAT) во Франции предусматривает следующие задачи:
■ гарантировать доступ к туризму и отдыху большого количества людей из разных социальных слоев;
■ подчеркивать гуманистические и коллективистские ценности туризма для общества и роль туризма в росте личного благополучия и социального единства;
■ добиваться экономической выгоды через поддержку социальных организаций, молодежных и семейных ассоциаций, работающих в социальной и солидарной экономике;
■ поддерживать устойчивое развитие туристской дестинации с уважени -ем экологических и социально-культурных особенностей дестинации.

Выводы

России нужна своя программа по развитию социального туризма. У нас имеется накопленный опыт в вопросах поддержки прав социально незащищенных слоев населения. Богатое природное и культурно-историческое наследие страны составляет основу для устойчивого развития въездного и внутреннего туризма вообще и для социального туризма тем более.

Необходимо изучать и применять европейский опыт развития социального туризма (отпускные чеки во Франции и платформа «eCalipso» Международной организации социального туризма (ОИТС), так как Европа — самая близкая для нас заграница. Мы станем намного ближе к ней культурно и социально, если совместно будем развивать социальные проекты в туризме.

Активное внедрение социального туризма в России будет содействовать повышению качества жизни и оздоровлению российской нации, способствовать устойчивому социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.

В ред. Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ.
2. См. п. 5.4 данного учебника.
3. http://www.bits-int.org
4. Social Tourism in Europe: Theory and Practice/Edited by Scott Me Cabe, Lynn Minnaert and Anya Diekmann. Great Britain: Short Run Press Ltd., 2012.
5. По материалам отдела туризма XXIII Генеральной дирекции промышленности и предпринимательства Европейской комиссии.