Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с использованием опорных картинок

Совершая воздушное путешествие над тайгой, я слышал от летчиков много интересных рассказов о лесных и охотничьих приключениях. Летчики рассказывали, как доводилось им наблюдать зверей в тайге. На лесном аэродроме мне показали маленького медвежонка. Доставленный из тайги на самолете, лохматый авиатор чувствовал себя с людьми прекрасно. Он жил в клетке, устроенной на аэродроме. Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь, как бы выполняя роль строгой охраны, он гонялся за козами, забиравшимися в запрещенную для посторонних посетителей зону… Кроме авиатора-мишки жила в штате лесного отряда, пользуясь общим дружеским расположением, маленькая белочка Дуся, пойманная летчиками в реке (белки во время своих кочевок нередко переплывают широкие реки). Но самой большой любовью и почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович. Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. Казалось, он наблюдал за общим порядком, и можно было подумать, что без Василия Ивановича не может отправиться ни один самолет. Денно и нощно присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью в свете фар въезжавшей на аэродром машины стоявшую на одной ноге его высокую, сторожевую фигуру.

Живя с летчиками в лесном отряде, наблюдая и знакомясь с жизнью людей, запомнил я рассказ о Василии Ивановиче.

Однажды летчику Ермакову пришлось лететь над лесами. Над тайгой мотор закапризничал, летчику пришлось спускаться на лес. Садиться в сплошном лесу особенно трудно и опасно. С высоты летчик разглядел внизу большое открытое болото и стал планировать. С остановившимся мотором он скользил по воздуху все ниже и ниже…

В болоте ему удалось благополучно сесть между деревьями, не повредив машины. При посадке самолет зарылся в болото и «скапотировал» - перевернулся вверх колесами. Летчик благополучно выбрался из перевернувшейся машины и огляделся.

Болото было большое, чистое - на много десятков километров. На карте летчик определил место и, отправив за помощью бортмеханика, решил терпеливо дожидаться людей, не покидая своей машины. «Наверное, меня скоро хватятся и начнут искать», - думал он, приготовляясь к ночлегу.

К своей неудаче летчик отнесся спокойно. Он хорошо знал, что товарищи его не оставят и непременно скоро разыщут. Провизии с ним было немного, но у летчика было с собой охотничье ружье и патроны. Он не боялся погибнуть.

На болоте летчику пришлось прожить больше недели. Каждый день он ходил на охоту, а ночью спал на крыле самолета.

Бродя по болоту, он однажды поймал журавленка. Это был длинноногий, уже оперившийся птенец, не умевший хорошо летать.

Пойманного журавленка летчик привязал за ногу к опрокинутому самолету.

«Я не знал, чем питаются журавли, и стал приносить из болота лягушек, собирал ягоды» - так рассказывал потом о своих заботах летчик.

Больше недели летчик и журавль жили одни в лесу. А через несколько дней летчика нашли. Прилетевший самолет сбросил ему записку, пакет с продовольствием и ружейными патронами. Скоро к самолету вместе с бортмехаником пришли люди.

Работы было много. Нужно было расчистить в болоте место для взлета, сделать настил из бревен, чтобы не завязла машина. Когда все было готово, летчик посадил в кабину своего журавленка, дал газ и благополучно взлетел.

С ближайшего пункта, где ему пришлось заправлять бензином машину, он послал в свой отряд такую телеграмму:

«Все благополучно, вылетаю журавлем. Встречайте».

Непонятная телеграмма наделала много хлопот в штабе лесного авиационного отряда. Там никто не знал Журавлева (на телеграфе переделали слово «журавлем» в «Журавлева»). «Наверное, это приехало наше новое начальство, - сказал начальник штаба. - Нам нужно его встретить».

Самолет летчика Ермакова на аэродроме встречали по форме. Едва показалась в небе машина, на аэродром вышел дежурный начальник. Почтительно подбежал он к приземлившейся у старта, еще катившейся по земле машине. Из кабины виднелось знакомое лицо Ермакова. Пассажиров в самолете не было видно. Закинув на лоб очки, Ермаков приветливо улыбался.

Здравствуйте, товарищи! - сказал он, останавливая мотор.

Держа под козырек, дежурный начальник осторожно спросил:

А где же товарищ Журавлев?

Журавлев?.. Товарищ Журавлев со мной, в кабине.

Дежурный осведомился тревожно:

Может быть, товарищу Журавлеву дурно?

Быть может…

Лицо летчика сияло. Обеспокоенный дежурный заботливо заглянул в кабину. Там, на сиденье наблюдателя, прихлестнутый поясным ремнем, спокойно сидел… журавль. Увидев нежданного гостя, дежурный рассмеялся:

Так вот ты какого нам Журавлева доставил! А мы тут головы ломали - думали, новое наше начальство летит.

Прибывшего журавля поселили на аэродроме. Скоро он привык к людям и, важно выступая, ходил возле поднимавшихся и садившихся крылатых машин. На аэродроме новый гость чувствовал себя как дома.

Новая жизнь очень понравилась журавлю. Он стал брать из рук угощение и совсем перестал бояться людей. Днем и ночью он был с людьми, работавшими на аэродроме.

Осенью, в положенный срок, журавль начал учиться летать. Вытянув шею, он брал разбег против ветра и, как разбежавшийся самолет, отделялся от земли. Сделав круг над аэродромом, журавль благополучно и аккуратно приземлялся.

Следя за его полетом, летчики с уважением говорили:

Здорово летает наш Василий Иванович!

Однажды, особенно увлекшись, Василий Иванович улетел на соседнее болото и пробыл там почти весь день.

Под вечер, когда в отряде начинались учебные полеты, он услыхал звук запускаемых моторов и тотчас вернулся.

С тех пор он часто улетал на болото, но каждый раз возвращался на звук мотора. Присутствовать на аэродроме при вылете самолета он как бы считал своей служебной обязанностью.

Поздней осенью, когда потянули на юг журавли, Василий Иванович, говорят, порядочно заскучал. Курлыкавшим в небе крылатым землякам он отвечал своим журавлиным приветствием и, подняв крылья, тревожно носился по аэродрому.

Светлана Тимофеева
Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с использованием опорных картинок

Задачи :

Образовательные : Активизировать словарь по лексической теме «Перелётные птицы » . Расширить знания об осени, о птицах. Установить связи между изменениями в природе и отлётом птиц. Уточнить понятие «перелётные птицы » .

Развивающие : Развивать связную речь детей, учить пересказывать текст , опираясь на графические символы, используя опорные картинки . Развивать мелкую моторику, ориентировку на плоскости.

Воспитательные : Формировать интерес к живой природе. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Оборудование : конверты с символами времён года, картинки перелётных птиц , силуэты журавлей , запись курлыканья журавлей , опорные картинки к рассказу И . Соколова-Микитова «Улетают журавли » , клетчатые доски, маркеры.

Орг. момент. Какое время года?

1. Конверт с символами времён года.

Разложите символы времён года, начиная с осени.

Дефектолог называет приметы времён года, а дети когда слышат примету осени, поднимают символ :

Желтеют листья

Расцветают цветы

Собирают урожай

Метёт метель

Люди загорают и купаются

Собирают грибы

Идут частые дожди

Распускаются почки

Птицы улетают в тёплые края

2. Сегодня мы поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?

– Они улетают в тёплые края .

Становится холодно, исчезает пища.

Все ли птицы улетают ?

Нет, только перелётные ?

Назовите перелётных птиц .

3. Загадка : «Лист желтеет тополиный,

Улетают птицы клином .

След теряется вдали.

До свиданья, … (журавли ) .

4. Чтение рассказа И . Соколова-Микитова «Улетают журавли » .

«Улетают журавли »

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли . Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли ! До радостной встречи весной.

Вопросы :

В какие дни собрались к отлёту журавли ?

Над чем они покружились?

Куда потянулись косяки птиц?

Откуда мы слышим их прощальные крики?

Что кричат люди журавлям ?

Как летят журавли ? (клином, косяком)

Кто летит первым? (самый сильный, мудрый,опытный журавль , вожак)

Давайте составим журавлиный клин на полу . Звучит курлыканье журавлей .

Физминутка :

Журавлики- журавли (кисти рук в замок)

Оторвались от земли, (раскрыть замок)

Крылья к небу вскинули, (взмахнули кистью)

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали (пальцы сложились «в клюв» )

Журавлики- журавли .

4. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание и выставлением опорных картинок к каждому предложению.

5. Пересказ рассказа детьми . Сначала по одному предложению, а затем весь текст.

6. Рисование по клеточкам журавля .

Итог : - О каком времени года мы сегодня говорили?

Как называются птицы, которые улетают в тёплые края ?

Как называется рассказ , который мы сегодня пересказали ?

Публикации по теме:

«Четыре желания» (пересказ рассказа К. Д. Ушинского) Конспект НОД по развитию речи Тема недели: Наш город. Моя улица. Дата:22 декабря Тема: «Четыре желания» (пересказ рассказа К. Д. Ушинского).

Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Цель: обучать детей пересказу литературного текста с помощью серии картинок Задачи: Образовательные: - учить сравнивать курицу с цыпленком.

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Конспект фронтальной КРД «Дифференциация звуков [ч]-[т`]. Пересказ рассказа «Синичка» Цель: 1. Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ч] - [т`] в слогах, словах и фразах. 2. Закрепление навыка пересказывания.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Профессии». Составление рассказа по серии сюжетных картинок по ТРИЗ Целевые ориентиры: - уточнить знания детей о различных профессиях; - закрепить названия профессий; - продолжать совершенствовать умение.

Конспект ООД в подготовительной группе Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Программное содержание Расширять представления детей о жизни растений. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный.

Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов. Использование презентаций и мнемотаблиц при заучивании стихов с детьми старшего возраста способствует пониманию, осмыслению ребенком непонятных.

В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Со­брались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Че­рез леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ран­няя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.

Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весною!

(И. Соколов-Микитов) (110 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Назовите признаки, по которым этот отрывок можно на­звать текстом.
  2. Каковы средства связи предложений в тексте?
  3. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфем­ный, морфологический, синтаксический).

Комплексная работа для 1 класса

Прочитай текст

Улетают журавли

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружили они над родным болотом, над рекой и потянулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились они на отдых.

Чуть брезжит над рекой ранняя зорька. Журавли поднимаются с болота. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет и перемениться в осеннем лесу. С высокого ясного неба мы услышим прощальные голоса журавлей. До свидания, журавли! До радостной встречи весны!

И. Соколов - Микитов

Выполни задания

    Отметьте, в какое время года происходит действие в рассказе

Весна

Лето

Осень

Зима

2. Вставьте пропущенное слово. Покружили они над родным болотом, ____________________________ и потянулись в дальние теплые страны.

3. Отметьте, где журавли остановились на отдых.

На краю болота

В шумном городе

В заповеднике

На реке

4. Выпишите восклицательное предложение

____________________________________________________________________________

5. Слово журавли разделите на слоги и для переноса.

6. Выберите группу слов, в которой нет ошибок.

Залотые, города, болота, скоро

Золотые, города, болота, скоро

Залатые, гарада, балота, скора

Золотые, горада, балота, скоро

7. На болоте остановились 10 журавлей. Улетели 3 журавля. Сколько журавлей осталось на болоте? Запиши пример, с помощью которого ты ответил на вопрос.

8. К кормушке прилетели 9 синиц. Это на 3 больше, чем снегирей. Сколько снегирей прилетело к кормушке? Запиши решение задачи.

_____________________________________________________________________________

9. Журавли летели в теплые страны 1 неделю и 3 дня. Сколько дней птицы были в пути? Запиши ответ.

_____________________________________________________________________________

10. Подчеркни красным карандашом зверей, а зеленым птиц.

Заяц, цапля. Ёж, куропатка, аист, белка, ворона, акула.

11. Отметьте, в какой строчке правильно перечислены перелетные птицы.

Аист, цапля, журавль

Аист, воробей, голубь

Снегирь, цапля, ворона

Утка, дятел, сорока

12. Запиши приметы осени, используя слова для справок.

Температура _________________________________________________________________

Осадки ______________________________________________________________________

Природные явления ____________________________________________________________

Слова для справок: град, дождь, повышается, снег, листопад, понижается.

Повышенный уровень сложности

13. Установи последовательность событий, происходящих в рассказе.

    Птицы остановились на отдых

    В осенние дни журавли готовились к отлету

    До радостной встречи весной

14. Напиши, каких птиц можно встретить зимой в наших краях. Как ты помогаешь им в зимнюю стужу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использован текст из книги Г. Н. Сычевой «Диктанты для 5 – 9 классов»

Пояснительная записка.

Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 1 классов по итогам освоения программы за 1 класс начальной школы. Можно использовать в работе по любому УМК.

Задачи комплексной работы – установить уровень сформированности навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции.

1 – 3 задания проверяют сформированность читательских умений, навыки работы с текстом, понимание прочитанного текста.

4 – 6 задания направлены на проверку навыков освоения програмного материала по русскому языку – нахождение в тексте предложения по цели высказывания, умение делить слова на слоги, анализ написания словарных слов.

7 – 10 задания проверяют сформировнность математических умений и навыков. Проверяем умение решать задачи на нахождение неизвестной части, задачи на сравнение, записанные в косвенной форме, умение ориентироваться в величинах времени.

10 – 12 задания проверяют знания детей по окружающему миру: умение различать зверей, птиц, рыб, приводить примеры перелетных птиц, называть времена года и их признаки.

13 задание – задание повышенного уровня сложности. Проверяет умение на основе прочитанного текста устанавливать последовательность событий.

14 задание носит творческий характер и имеет практическое значение.

Задания 1 – 12 оцениваются 1 баллом за каждое. 13 – 14 задание – по 2 балла.

Максимальное количество баллов – 16 баллов.

Менее 8 б. – низкий уровень сформированности метапредметных УУД

9 – 13 б. б. – средний уровень сформированности метапредметных УУД

14 – 16 б. – высокий уровень сформированности метапредметных УУД

Цели:

коррекиионно-образовательная:

- обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

коррекционно-развиваюшие:

Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

Закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;


коррекиионно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к окружающей

природе и ее обитателям.

Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы {подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Паршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы - ...

У грача черные крылья - ...

У аиста тонкая шея - ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».


26

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полета?

Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно?

4.Физкультминутка. «Кукушка».

5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).


Конспекта/ занятий по развитию связной речи ____________________ 27_

в. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

Полет каких птиц был описан в рассказе?

Как выстраиваются журавли для полета?

Занятие 7. Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

Цели:

коррекиионно-обоазовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту с помощью сюжетных картин;

коррекиионно-развиваюшие:

Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

Упражнять в согласовании числительных с существительными;

Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

коррекиионно-воспитательная:

- воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4-7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка; «Грибы в лукошке».


28 Конспекты занятий по развитию связной речи

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2.Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.

Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?



Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

Как вы оцениваете их поступки?

Кто больше насобирал грибов?

Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

Что увидела мама в ее корзинке?

Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111-112).


Конспекты занятий по развитию связной речи ____________________ 29

4.Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

5.Физкильтминитка, «По грибы».

Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

Куда ходили дети?

Кто был самым лучшим грибником?

Какие грибы нельзя класть в корзинку?