Волков космонавт краткая биография. Космонавт Волков

  • 60-й космонавт СССР, позывной «Чегет-3», «Донбасс-1»,
  • Длительность полета 1985 г.: 64 суток 21 час 52 минуты 08 секунд
  • Длительность полета 1988-1989 гг.: 151 суток 11 часов 08 минут 24 секунды
  • Длительность полета 1991 г.: 175 суток 02 часа 51 минута 44 секунды

Краткая биография

Александр Александрович был рожден 27 мая 1948-го года в г. Горловка, Донецкая обл. УССР. По завершению местной школы в 1966-м году был зачислен в авиационное военное училище в городе Харьков, которое окончил в 1970-м году. Дальнейшее обучение Александра проходит заочно в Военно-политической академии имени В.И.Ленина, в столице РССР. За время его проведения, Александр Волков участвует в нескольких космических миссиях. Закончив с отличием академию в 1991-м году, космонавт получил также медаль, квалификацию офицера и право вести лекции по предмету истории.

Служба и космическая подготовка

С 1970-го года Александр Александрович совмещает учебу в академии и воинскую службу в роли летчика-инструктора в Харькове. В 1973-м году у будущего космонавта родился сын Сергей, который позже пойдет по стопам отца. В апреле 1976-го года будущий космонавт, Волков Александр успешно прошел медицинское обследование. Желая принять участие в космической миссии «Буран», в сентябре 1976-го года Александр отправился в Центр подготовки летчиков-испытателей, в Астраханскую область. Как результат длительных тренировок и образовательных семинаров Александру присвоили космонавта-испытателя в 1978-м году. Дальнейшее обучение с 1979-го по 1981-й год позволила Александру Волкову освоить 24 самолета разного типа. Общее время полетов составило 1150 ч., кроме того космонавт совершил 101 прыжок с парашютом. Также в 1979-м году у космонавта родился второй сын – Дмитрий.

В январе 1982-го года был принят в группу, которую готовили для программы «Буран». В 1984-м году был принят в основной состав экипажа космического аппарата «Союз Т-14».

Космические полеты

Первый полет Александр Александрович совершил 17 сентября, который длился по 21 ноября 1985 года. Цель миссии – проведение 5-й экспедиции на ОКС «Салют-7». Спустя 2 месяца пребывания на станции, за 4 месяца до окончания работ, команда была вынуждена досрочно завершить миссию и вернуться на Землю из-за возникших проблем со здоровьем командира В. В. Васютина. Доставка космонавтов осуществлялась посредством КК «Союз Т-14».

Второй полет космонавта Волкова длился с 26.11.1988 по 27.04.1989 г., почти полгода. На этот раз Александр Волков проводил исследования на новом орбитальном комплексе «Мир». За это время Александр вместе с космонавтом из Франции, Ж-Л. Кретьеном, совершил выход в космос, где пробыл 5 часов 57 минут.

175 суток продлился третий полет Александра Волкова, который начался 2 октября 1991-го года. За время 10-й экспедиции на орбитальной космической станции космонавт осуществил 4-хчасовой выход в отрытый космос.

Сергей Александрович (01.04.1973 г.)

Краткая биография

Родился 1 апреля 1973 года в г. Чугуев, Харьковская обл., УССР. Провел детство в Звездном городке, значительная часть которого представляет собой центр подготовки космонавтов. СПосле получения среднего образования в том же городке в 1990-м году, поступил в Тамбовское авиационное училище. После завершения обучения, в течение 1996-го года служил летчиком.

В 1997-м году Александр Волков обнаружил рапорт, написанный его старшим сыном Сергеем, с просьбой о зачислении последнего в отряд космонавтов. Несмотря на недовольство опытного космонавта подобным выбором сына, Сергей Александрович летом того же года был зачислен в отряд космонавтов. Таким образом образовалась первая в мире династия космонавтов.

Космическая карьера

Спустя два года после поступления в отряд космонавтов, в 1999-м году, Сергей Александрович получил квалификацию космонавта-испытателя. Отдав большую часть времени тренировкам, космонавт Волков совершил три полета в космос с 2008-го по 2016-й:

  • В 2008-м году в составе 17-й экспедиции на . За это время дважды выходил в космос (6 ч 18 мин. и 5 ч 54 мин.) для проведения работ. Общая длительность миссии составила 198 суток и 16 часов.
  • 7-го июня 2011-го года в роли командира экипажа корабля Сергей Волков вновь отправился на космическую станцию, где выполнял обязанности бортового инженера 28/29-й экспедиции МКС. В третий раз вышел в открытое пространство на 6 часов 22 минуты. В этот раз миссия космонавта Волкова продлилась больше 167-ми суток.
  • Третий полет Сергей Александровича начался 2 сентября 2015 года и закончился приземлением в Казахстане совсем недавно, 2 марта 2016 года. За время миссии принимал участие в работах на борту МКС, а также совершил свой четвертых выход в скафандре, продолжительностью почти 5 часов. Общее время проведения миссии почти 182 суток.

В 2009-м году, за успешное проведение своей первой космической миссии Сергей получил звание героя Российской Федерации. Космонавт во 2-м поколении, Волков Сергей преуспевает в своей профессиональной деятельности. В свои 43 года на счету космонавта 547 суток и 22 часа, посвященных пребыванию в космосе с целью поддержки и проведения научных исследований.

Родился в 1919 году в деревне Хомяково Тульской области.

С 1939 года Алексей Волков в рядах Красной Армии. В том же году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 158-м ИАП. Перед началом войны полк, имея на вооружении самолёты И-16, базировался в Пскове (Веретенье).

С Июня 1941 года Младший лейтенант А. А. Волков на фронтах Великой Отечественной войны. По Февраль 1942 года служил лётчиком в составе 158-го ИАП; по Январь 1943 года - в 485-м ИАП, был командиром звена и заместителем командира эскадрильи; по Июнь 1943 года - в Управлении ИА ГУБП ФА; по Декабрь 1943 года - в Управлении 265-й ИАД; по Июнь 1944 года - в 402-м ИАП; с Марта по Май 1945 года - командиром эскадрильи в 812-м ИАП.

К концу войны Гвардии капитан А. А. Волков совершил 219 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 20 самолётов противника лично и 5 - в составе группы.

Демобилизован в 1946 году, проживал с семьёй (дочь - Надежда, сын - Валерий, четверо внуков) в посёлке Николо - Прозорово Мытищенского района Московской области, затем в городе Мытищи. Работал заведующим библиотекой дома отдыха "Марфино".

Умер в 1996 году, похоронен на кладбище посёлка Николо - Прозорово Мытищенского района Московской области.

Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.

* * *

Информации о боевой деятельности этого лётчика имеется мало...

В воспоминаниях Маршала авиации Г. В. Зимина есть упомянания о Волкове в период его службы в составе 485-го истребительного авиаполка. В известной книге "Шестнадцатая воздушная..." также есть краткое упомянания о Волкове уже в составе 402-го истребительного авиационного полка.

21 Мая 1942 года командир 485-го ИАП (6-я Ударная авиационная группа СВГ, Северо - Западный фронт) Майор Г. В. Зимин вынужден был послать на задание только тройку лётчиков на "Харрикейнах": Майора Б. П. Кондратьева, Старшего лейтенанта К. М. Крикунова и Лейтенанта А. А. Волкова. Им пришлось иметь дело с 10 Ме-109. Увидев, что к линии фронта приближаются 3 "Харрикейна", немецкие лётчики, пользуясь своим подавляющим численным превосходством, сразу пошли в атаку. Советские авиаторы вовремя их заметили и первую атаку противника сумели сорвать. А дальше, используя индивидуальное мастерство и всё время подстраховывая друг друга, они вели бой ещё 40 минут!

Схватка проходила на малых высотах. Советские пилоты снижались до 30 метров и ниже с целью обезопасить себя от атак снизу. Немцы атаковали с разных ракурсов, но никак не могли добиться успеха. Тогда они стали допускать ошибки. Боевой порядок "Мессеров" распался, их атаки стали разрозненными и беспорядочными. Советские истребители воспользовались этим и от обороны перешли к решительным контратакам. И тут на глазах пехотинцев, наблюдавших за этим боем, произошло нечто невероятное: один за другим 6 Ме-109 из 10 были сбиты! А тройка "Харрикейнов" благополучно вернулась на свой аэродром.

Спустя несколько дней 6 "Харрикейнов", в составе которой был и А. А. Волков, дрались с 15 Ме-109. Истребители вогнали в землю 5 "Мессеров", не потеряв ни одной своей машины.

16 Июня 1942 года 7 "Харрикейнов" из состава 485-го ИАП (239-я ИАД, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт) атаковали группу из 12 Ju-87, сопровождаемых 4 Ме-109. Вскоре к немцам подошло подкрепление: ещё 11 Ме-109. В ходе 45-минутного боя советским пилотам удалось сбить 7 Ju-87 и 4 Ме-109, а также повредить ещё 3 Ju-87 и Ме-109. В этом бою Майор Г. В. Зимин сбил 2 "Юнкерса" и 1 "Мессер", Лейтенант А. А. Волков - 1 "Юнкерс" и 1 "Мессер", Старший лейтенант Локтионов - 1 "Юнкерс", Старший политрук И. М. Опалев - один "Мессер" и Старший лейтенант В. Д. Едкин - один "Мессер". Немцам удалось повредить машину Лейтенанта Н. Н. Безверхнего, который сумел посадить самолёт на болото, но затем утонул. Остальные "Харрикейны" вернулись на базу на последних каплях горючего.


Лётный состав 485-го истребительного авиационного полка. Осень 1942 года.

Приказом по войскам Северо - Западного фронта № 0705 от 4 Июня 1942 года командир звена 485-го ИАП Лейтенант Волков Алексей Андреевич награждён орденом Красного Знамени.

19 Июня 1942 года сообщение об этом воздушном бое появились в утренней сводке Совинформбюро, на следующий день - в "Правде" и "Красной звезде", ещё раньше - во фронтовой газете "За Родину".

В сводке Совинформбюро сообщалось только о самом факте:

"Семь советских истребителей под командованием майора Зимина встретились в воздухе с 12 немецкими бомбардировщиками и 4 истребителями. Наши лётчики смело атаковали врага. В это время к немецким самолётам присоединилось ещё 11 "Мессершмиттов-109". 45 минут продолжался этот неравный воздушный бой, в котором наши лётчики показали высокое мастерство. В результате боя сбито 10 немецких самолётов. Кроме того, 3 немецких самолёта были повреждены. Наши потери - один самолёт".

Чтобы подробнее ввести читателей в курс дела, я позволю себе привести здесь корреспонденцию из "Красной звезды". Вот она:

"БОЙ ОТВАЖНОЙ СЕМЁРКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ"

Позавчера на одном участке Северо - Западного фронта наши 7 лётчиков на "Харрикейнах" выдержали длительную схватку с 12 "Юнкерсами" и 15 "Мессершмиттами-109", которые неприятель вводил в бой последовательпыми группами. Бой закончился победой наших истребителей. Сбиты 10 фашистских самолётов. Кроме того, 3 машины повреждены. Наши потери - один самолёт. Расскажем, как протекал этот бой.

7 наших истребителей под общей командой майора Зимина летели двумя группами на прикрытие своих наземных войск. Первую группу возглавлял майор Зимин, вторую - капитан Лазарев. При подходе к месту назначения лётчики увидели несколько "Юнкерсов", готовившихся к бомбёжке. Зимин немедленно дал по радио сигнал атаки. Он сам, старший лейтенант Локтионов и лейтенант Волков выбрали цели и с ближних дистанций открыли огонь из пушек и пулемётов. [ Здесь корреспондентом допущена неточность: на тот момент на "Харрикейнах" пушек ещё не было. ] Сразу же все 3 атакованных "Юнкерса" были сбиты.

Этой молниеносной атакой враг был деморализован и стал бросать бомбы куда попало, большей частью в реку и на противоположный берег. Во время повторной атаки майор Зимин сбил ещё один "Юнкерс". Одновременно завязался бой с "Мессершмиттами". Начала его группа капитана Лазарева, атакованная 4 вражескими истребителями, патрулировавшими в этой зоне. Вскоре вся семёрка занялась "Мессершмиттами", поскольку к ним подоспели на помощь ещё 7 вражеских истребителей, видимо вызванные по радио. Тем временем "Юнкерсы", освободившись кое-как от груза, поспешно скрылись.

Разгорелся яростный воздушный бой, в котором семёрка наших маневренных истребителей стремилась оттянуть немцев в глубь нашей территории ибо горючее уже было на исходе. Благодаря этой тактике бой стал отодвигаться от линии фронта, часть немецких самолётов отрывалась и уходила, видимо, израсходовав горючее и боеприпасы. Но зато враг ввёл в действие ещё четвёрку "Мессершмиттов".

Однако семёрка майора Зимина умело отбивала атаки и сама непрерывно наносила удары, сбив в течение 45 минут 4 "Мессершмитта". В этом бою майор Зимин сбил два "Юнкерса" и один "Мессершмитт", лейтенант Волков - один "Юнкерс" и один "Мессершмитт", старший лейтенант Локтионов - один "Юнкерс", старший политрук Опалев - один "Мессершмитт" и старший лейтенант Едкин - тоже один Ме-109. Кроме того, было сбито ещё два немецких самолёта. Врагу удалось подбить машину лейтенанта Безверхнего, героически сражавшегося, как и вся семёрка. Лётчики видели, как его самолёт снизился и прополз по земле. Судьба Безверхнего пока неизвестна".

В передовой статье фронтовой газеты "За Родину" давался следующий разбор этого боя.

"Семёрка славных лётчиков победила в бою своим изумительным мастерством, прекрасным знанием военного дела. Храбрость здесь была соединена с опытом. Участник этого боя майор Зимин сбил уже 11 самолётов врага, лейтенант Волков - 10, Локтионов - 7, Едкин - 5 и старший политрук Опалев - 4. Мужеством и умением, искусством и отвагой добыли наши лётчики эти боевые успехи.

Они победили в тяжёлом, неравном бою потому, что были слиты воедино волей и приказом командира... Несмотря на длительность боя и его сложность, командир всё время осуществлял по радио чёткое руководство всей группой... В этом подвиге нашли своё яркое выражение слова русского полководца Суворова, который говорил, что "воюют не числом, а умением".

Наши лётчики заслуженно пользуются любовью и уважением народа. Этот всенародный почёт и славу они заслужили своими замечательными делами. Но впереди ещё много больших и тяжёлых сражений, в которых потребуется и мужество, и умение, и доблесть.

Пусть замечательный подвиг участников этого боя послужит примером для всех лётчиков нашего фронта, примером того, как надо драться с врагом, как надо выполнять боевой приказ".

Приказом по 6-й Воздушной армии № 01 от 3 Января 1943 года заместитель командира эскадрильи 485-го ИАП Старший лейтенант Волков Алексей Андреевич награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

* * *

11 Февраля 1945 года РЛС (радиолокационная станция) обнаружила немецкие самолёты, идущие на переправы у Кюстрина. Для отражения налётов с аэродрома Морин вылетела дежурная шестёрка Як-3 из состава 402-го ИАП (265-я ИАД, 3-й ИАК) под командованием Капитана А. А. Волкова. Встретив над территорией противника на высоте 4000 метров 10 FW-190 и 4 Ме-109, ударная четвёрка Волкова атаковала группу "Фокке - Вульфов", а прикрывающая пара Лейтенанта К. В. Подбуртного сковала боем "Мессеров". В завязавшемся бою Лейтенанты К. В. Подбуртный и Н. П. Прядко сбили по одному самолёту. Боевой порядок немецких самолётов расстроился, и они, не дойдя до цели, вышли из боя.

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. А. Волкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 12.05.1942 г. 1 Ме-109 Сомшино - Васильевщина И-16, "Харрикейн",

Як-1, Як-9, Як-3.

2 21.05.1942 г. 2 Ме-109 Соболево - Бель-2 - Молвотицы
3 16.06.1942 г. 1 Ju-87 Ершино - Редцы
4 1 Ме-109 Ершино - Редцы
5 04.07.1942 г. 1 Ме-109 Глебовщина - Пески
6 19.07.1942 г. 1 Ме-109 Васильевщина
7 27.02.1944 г. 1 Ju-87 Сиваш
8 14.03.1944 г. 1 Ju-87 Чучак
9 10.04.1944 г. 1 Ju-87 аэр. Райзендорф
10 12.04.1944 г. 1 Ме-109 совхоз Китай - Могут
11 15.04.1944 г. 1 Ме-109 сев - вост. аэр. Херсонес
12 09.05.1944 г. 1 FW-190 м. Херсонес
13 16.08.1944 г. 1 FW-190 юго - зап. Расейняй
14 1 FW-190 сев. аэр. Немокшты

Всего сбитых самолётов - 20 + 5 [ 15 + 0 ]; боевых вылетов - 219.

* * *

Фотографии А. А. Волкова (предоставлены его сыном).

* * * * * * * * * * * * * * *

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Волков, Александр. Волков, Александр Александрович (генерал лейтенант) (1779 1833) генерал лейтенант, начальник 2 го (Московского) округа Корпуса жандармов. Волков, Александр Александрович… … Википедия

    - (1905 1965) советский конструктор авиационного автоматического оружия, лауреат Сталинской премии (1942). В начале 40 х годов вместе с С. А. Ярцевым разработал пушку ВЯ. Волков, Александр Александрович (род. 27.05.1948) военный летчик 1 класса,… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1948), российский космонавт, летчик космонавт СССР (1985), полковник, Герой Советского Союза (1985). Полеты на «Союзе Т 14» и орбитальной станции «Салют 7» (сентябрь ноябрь 1985), на «Союзе ТМ 7» и орбитальном комплексе «Мир» (ноябрь 1988… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1948) российский космонавт, летчик космонавт СССР (1985), полковник, Герой Советского Союза (1985). Полеты на Союзе Т 14 и орбитальной станции Салют 7 (сентябрь ноябрь 1985), на Союзе ТМ 7 и орбитальном комплексе Мир (ноябрь 1988 апрель 1989) … Большой Энциклопедический словарь

    Волков фамилия, образованная как отчество от нецерковного мужского личного имени Волк. На Руси такое прозвище часто давали, дабы уберечь человека от хищников. По древним повериям, получавший имя соответствующих животного или стихии вступал с ними … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Волков. Волков, Александр: Волков, Александр Александрович: Волков, Александр Александрович (генерал лейтенант) (1779 1833) генерал лейтенант, начальник 2 го (Московского) округа Корпуса… … Википедия

В 1953 окончил среднюю школу ¦201 (на территории Северного АО). В 1959 году окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-электромеханик".

В 1959-1961 работал инженером ОКБ-1 (ныне - РКК "Энергия"); был конструктором-компоновщиком. В 1961-1966 - заместитель ведущего конструктора кораблей "Восток" и "Восход"; участвовал в проектировании, разработке, отработке при испытаниях и пусках космических кораблей. В 1968 окончил Коломенский аэроклуб по курсу летчика-спортсмена.

С 1966 года - в отряде космонавтов (Группа гражданских специалистов ¦ 2). Выполнил 2 космических полета.

12-17 октября 1969 года совершил космический полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз-7" продолжительностью 4 суток 23 часа. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полете трех космических кораблей (совместно с "Союз-6" и "Союз-8"), во время которого проводилось их сближение и маневрирование.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владиславу Николаевичу Волкову присвоено 22 октября 1969 года за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм.

В дальнейшем продолжил подготовку в отряде космонавтов к полетам на космических кораблях Союз и орбитальной космической станции Салют. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года).

6-30 июня 1971 года совершил второй космический полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз-11" и первой в мире орбитальной станции "Салют" продолжительностью 23 суток 18 часов. 30 июня 1971 года при возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата, экипаж корабля (Добровольский Георгий Тимофеевич, Волков Владислав Николаевич, Пацаев Виктор Иванович)погиб.

За мужество и героизм, проявленные при испытании нового космического комплекса, 30 июня 1971 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Лучшие дня

Жил в Москве. Похоронен на Красной площади, в Кремлевской стене.

Летчик-космонавт СССР (1969), младший лейтенант запаса. Награжден 2 орденами Ленина. Почетный гражданин городов Калуга и Киров. Удостоен золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР.

Бронзовый бюст установлен в Москве на улице, носящей его имя (на территории Северного АО). Его именем названа также улицы в Владивостоке, Ростове-на-Дону, Мариуполе (Украина). Его имя носит кратер на Луне, малая планета 1790 Volkov. На территории МАИ в 1974 был создан музей В.Н.Волкова.

В олков Сергей Александрович – лётчик-космонавт РФ, 101-й космонавт России и 475-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», подполковник; первый в мире космонавт во втором поколении.

Родился 1 апреля 1973 года в городе Чугуев Харьковской области (Украина) в семье будущего лётчика-космонавта СССР Героя Советского Союза Александра Александровича Волкова (р. 1948) и библиотекаря Анны Николаевны Волик (р. 1950). Русский. В 1990 году окончил 11 классов средней школы имени В.М.Комарова в Звёздном городке, в 1995 году – Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М.М.Расковой по специальности «Командная тактическая бомбардировочная авиация».

С 5 марта 1996 года служил лётчиком, с 30 апреля 1996 года и до зачисления в отряд космонавтов – старшим лётчиком, помощником командира корабля Ил-76 авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 353-го авиационного полка особого назначения 8-й авиационной дивизии особого назначения (посёлок Чкаловский Московской области). Освоил самолёты Л-29, Л-39, Ту-134, Ил-22, Ил-76, имеет налет более 500 часов.

28 июля 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (НИИ ЦПК). 26 декабря 1997 года приказом министра обороны РФ зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов НИИ ЦПК. С 16 января 1998 по 26 ноября 1999 года проходил общекосмическую подготовку. 1 декабря 1999 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя.

С 5 января 2000 года по июль 2001 года проходил подготовку по программе полётов на Международную космическую станцию (МКС) в составе группы космонавтов. С сентября 2001 года по февраль 2003 года проходил подготовку в качестве командира корабля «Союз ТМА» и пилота МКС в составе дублирующего экипажа МКС-7 вместе с С.К.Крикалёвым и Полом Уильямом Ричардсом (США; в марте 2002 года его заменил Джон Линч Филлипс). После катастрофы шаттла «Колумбия» с февраля по октябрь 2003 года готовился вместе с С.К.Крикалёвым и Д.Л.Филлипсом в составе основного экипажа на МКС, который должен был стартовать на шаттле STS-114. В сентябре 2003 года в связи с изменением программы полета STS-114 экипаж прекратил подготовку.

В феврале 2004 года был включён в основной экипаж МКС-11 и вновь приступил к подготовке. Предполагалось, что на МКС он будет доставлен на шаттле STS-121. Однако в январе 2005 года было принято решение о включении в экипаж МКС-11 космонавта Европейского космического агентства Томаса Артура Райтера (Германия). Вследствие этого был выведён из экипажа МКС-11 и прекратил подготовку.

В конце июля 2005 года был включён в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение «МКС-15/16/17», из состава которой предполагалось сформировать экипажи 15-й, 16-й и 17-й экспедиций на МКС. 15 августа 2005 года приступил к подготовке в составе этой группы в НИИ ЦПК. С 13 февраля 2006 года проходил подготовку в качестве 2-го бортинженера корабля в НИИ ЦПК по программе дублирующего экипажа 10-й экспедиции посещения МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-8» 30 марта 2006 года был дублёром участника космического полёта.

В мае 2006 года решением Российского космического агентства (Роскосмос), ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен командиром корабля в основной экипаж МКС-17, вместе с О.Д.Кононенко. В период с 2 по 10 июня 2006 года проходил в Севастополе (Украина) тренировки по работе в случае нештатной посадки спускаемого аппарата на воду в составе условного экипажа вместе с О.Д.Кононенко и Дэниелом Митио Тани (США). В августе 2006 года совместным решением Роскосмоса и Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) в предварительном порядке был назначен командиром МКС-17 и корабля «Союз ТМА-12», старт которого был запланирован на апрель 2008 года.

13 февраля 2007 года решением НАСА был утверждён в качестве командира 17-й экспедиции на МКС (МКС-17) и командира корабля «Союз ТМА-12». 6 ноября 2007 года на заседании Межведомственной комиссии Роскосмоса по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций был утверждён в качестве командира МКС-17 и командира корабля «Союз ТМА-12», планирующегося к запуску 8 апреля 2008 года. 17-18 марта 2008 года в составе основного экипажа корабля «Союз ТМА-12» и экспедиции МКС-17 успешно прошёл двухдневную экзаменационную тренировку (предполётный экзамен), который экипаж завершил с оценкой «отлично». 21 марта 2008 года на заседании коллегии Роскосмоса был утверждён в качестве командира основного экипажа МКС и корабля «Союз ТМА-12».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-12» и 17-й основной экспедиции на МКС с 8 апреля по 24 октября 2008 года. Стартовал вместе с О.Д.Кононенко и Ли Со Ён (первый космонавт Южной Кореи, вторая азиатская женщина-космонавт). 10 апреля 2008 года «Союз ТМА-12» успешно пристыковался к МКС, а 24 октября отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 89 км севернее города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 20 минут 11 секунд. Во время полёта совершил два выхода в открытый космос, общей продолжительностью 12 часов 12 минут.

У казом Президента Российской Федерации № 118 от 5 февраля 2009 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении космического полёта на Международной космической станции, подполковнику Волкову Сергею Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

В апреле 2009 года появились сообщения о возможности его назначения в дублирующий экипаж корабля «Союз ТМА-20». В июле 2009 года появились сообщения о назначении его в основной экипаж 28-й экспедиции на МКС (МКС-28, старт на корабле «Союз ТМА» 31 мая 2011 года). 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено НАСА. В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с Рональдом Джоном Гараном и Майклом Эдвардом Фоссумом (США) участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу.

На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда НИИ ЦПК. 14 сентября 2010 года в ЦПК вместе с О.Д.Кононенко и Р.Д.Гараном сдал предполётную экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ № 4 (тренажёр корабля «Союза ТМА»). 15 сентября 2010 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 17 сентября 2010 года Межведомственной комиссией утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-М». 21 сентября 2010 года назначение было подтверждено на заседании коллегии Роскосмоса. Во время старта корабля «Союз ТМА-М» 7 октября 2010 года был дублёром командира корабля.

12-13 мая 2011 года вместе с М.Э.Фоссумом и Сатоси Фурукава (Япония) успешно провёл экзаменационную тренировку на тренажёре российского сегмента МКС. 16 мая 2011 года был утверждён Межведомственной комиссией в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-02М». 23 мая 2011 года это назначение было подтверждено на заседании коллегии Роскосмоса.

Свой второй полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-02М» и бортинженера 28-й и 29-й основных экспедиций на МКС с 7 июня по 22 ноября 2011 года. Стартовал вместе с М.Э.Фоссумом и С.Фурукава. 9 июня 2011 года «Союз ТМА-02М» успешно пристыковался к МКС, а 21 ноября отстыковался от МКС и 22 ноября спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в районе города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 167 суток 6 часов 12 минут 5 секунд. Во время полёта совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 22 минуты.

Общая продолжительность двух полётов в космос – 365 суток 22 часа 32 минуты 16 секунд. Суммарная продолжительность трёх выходов в открытый космос – 18 часов 34 минуты.

С 2012 года полковник С.А.Волков ‒ в запасе. Командир отряда космонавтов ЦПК имени Ю.А. Гагарина с января 2012 до апреля 2014 года, затем - инструктор-космонавт-испытатель.

5 декабря 2012 года в ходе пресс-конференции по представлению экипажа годичного полёта был назван дублёром российского члена экипажа М.Б.Корниенко, старт которого запланирован на март 2015 года.

Полковник (2009), лётчик-космонавт РФ (5.02.2009), космонавт-испытатель 1-го класса (15.02.2012), военный лётчик 3-го класса (21.10.1995), инструктор парашютно-десантной подготовки, офицер-водолаз. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2.02.2013), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Лауреат премии «Человек года» Русского биографического института (2011).