Речевая характеристика персонажей повести л. а

Тема урока: Речевая характеристика-одно из важнейших средств раскрытия характера героя (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Цель урока: углубляя знания учащихся о мастерстве писателя (в частности, одного из элементов-речевой характеристики), развивать исследовательские навыки в работе с художественным текстом, их речевую активность.

Оборудование урока:

1.На доске таблицы «Речевая характеристика Катерины, «Речевая характеристика Кабанихи».

2.На столах учащихся, поделённых на 2 группы, таблицы: «Речевая характеристика Катерины» (1 группа), «Речевая характеристика Кабанихи» (2 группа).

Эпиграф: Нужно, чтобы каждая фигура пьесы говорила своим языком…

М. Горький

Ход урока

I .Слово учителя. Беседа

Одна из тем сочинений связана с мастерством писателя, поэтому наша задача-углубить и расширить знания о мастерстве писателя и научиться писать сочинение типа «Речевая характеристика героя и её роль в художественном произведении».

Речевая характеристика героев-один из составляющих элементов мастерства писателя. Особенно важна она в драматическом произведении. Вот почему объектом нашего исследования станет речь героев драмы А. Н. островского «Гроза»

Какую роль играет речевая характеристика в произведении?

1.Даётинформацию о жизни героя; о социально-бытовой обстановке; информацию о внутреннем мире, характере героя (каждый герой говорит своим я зыком, соответствующим уровню его развития, его характеру).

2. Речевая характеристика даёт авторскую оценку героя. Так. А.М. Горький говорил: «Нужно, чтобы каждая фигура пьесы говорила своим языком». В. Успенский в «Заметках о языке драматургии» отмечал, что «…прямая речь персонажей обязана выразить то, что хотел бы сказать от себя в своей пьесе автор…Она обязана в нужных случаях принимать на себя не только повествовательную, но и описательную функцию косвенной речи. Словом, вдобавок к собственному назначению, прямая драматическая речь героев по необходимости берёт на себя всё то, что в эпосе так естественно выполняет речь авторская».

? – Как сам Островский определял значение речевой характеристики?

А. Н. Островский придавал большое значение речевой характеристике героев: «Мы стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное- мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную подачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которыми определяется тон роли».

? – Скажите, все ли герои говорят всегда одинаково, ровно- независимо от того, с кем они общаются?

Нет. Некоторые из героев в зависимости от собеседника и условий меняют свою речь. Например, Кабанова и в разговоре с Диким, и в разговоре с Катериной ведёт себя совершенно по-разному.

II . Словарная работа

Эта способность приспасабливаться к окружающей среде, к условиям жизни известна у животных (меняют цвет, форму). Об этом говорится в энциклопедическом словаре. Но М. Горький говорит о такой способности и у людей. Называется такая способность мимикрия (англ. mimicri - подражательность, имитирование). Проявляется мимикрия и в речи героев.

? – Кто из героев пьесы обладает такой способностью?

Кулигин, Кабанова.

III .Составление плана сочинения

1.Представление героя. Излюбленные темы для разговора.

2.Особенности речи героя и соответствие её речевой манере данного типа:

а) лексика;

б) разговорно-поэтические средства;

в) синтаксические особенности;

г) интонация;

д) способность к мимикрии.

3. Выводы о характере героя.

IV .Беседа

Начинайте анализ речи героя с самой первой его фразы, так как А.Н. Островский особое внимание уделяет первым репликам героя на сцене. Первые слова действующего лица редко бывают нейтральными. Драматург стремился всегда к тому, чтобы уже в начальной фразе, произнесённой героем на сцене, содержалась своего рода заявка на характер. Вспомним первые реплики, с которыми входят в драму некоторые из действующих лиц.

? – Как эти реплики характеризуют героя? Например, реплика Варвары « Не уважишь тебя, как же!» ?

Эта реплика говорит, что Варвара строптивая и лукавая одновременно, но её слова драматург сопровождает ремаркой- «в сторону».

Или реплика Кабанова « Да что вы, маменька, вас ослушаться !» ?

Безвольный, послушный человек.

Мы можем сделать вывод о том, что каждая первая фраза- заявка на характер, своеобразная визитная карточка действующего лица.

? – О какой ещё функции речевой характеристики говорит Островский?

Речь отражает тип, типичные черты определённой общественной группы (купцов, мещан и т. п.). Из всего богатства языка, из россыпи живого говора Островский сплетает художественную ткань пьесы, и каждое действующее лицо обретает свой характер, свою индивидуальность и в то же время- типические черты определённой общественной группы.

? – Какие общественные группы представлены в «Грозе»?

Купцы, мещане, городской люд.

? – Каковы темы их разговора?

Семейно-бытовые.

Следовательно, чтобы реально изобразить героя, Островский использует речь не книжную, а разговорную. Она и станет объектом нашего наблюдения и исследования.

V . Интегрирование с уроком русского языка

? – Каковы особенности народно-разговорного стиля речи?

Разговорно-бытовая лексика включает в себя:

    Общенародную лексику;

    разговорно-литературные слова, например, церковнославянизмы;

просторечные слова, среди которых: а) вульгаризмы; б) ругательства; в) искажения слов; г) слова, создающие естественность свободного разговора; д) эмоционально-оценочные слова; е) отступления от морфологических норм;

    профессионализмы;

    фольклорные образные средства, например: а) фразеологические обороты; б) сравнения; в) постоянные эпитеты; г) повторения слов.

? – Необходимо обратить внимание и на синтаксические особенности речи героев. Назовите их.

В разговорной речи это обилие преимущественно неполных предложений, сложносочинённых предложений.

? – Речевая характеристика будет неполной, если мы не определим интонацию речи героя. Какие интонации можно отметить в речи героев?

Радостные, печальные, восторженные, грустные, тревожные, трагические, интонации холодного издевательства и т.п.

VI . Работ а в группах

Аудитория предварительно разделена на 2 группы. Первая будет заниматься исследованием речевой характеристики Катерины, вторая- Кабанихи. В каждой группе есть главный аналитик, который делает выводы о характере героя по собранному материалу, и главный эксперт, который отмечает активность работы учащихся. Каждый заполняет соответствующую таблицу. Затем главный аналитик защищает работу группы.

Таблица «Речевая характеристика героя»

Стр.37

VII . Выводы

Таким образом, мы доказали, что речевая характеристика- одно из важнейших средств раскрытия характера, и подготовились к сочинению по теме «Роль речевой характеристики в произведении».

VIII . Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Роль речевой характеристики в пьесе Островского. 1 группа- на примере речевых характеристик Кулигина, Варвары, Тихона (по пьесе «Гроза»0; 2 группа- на примере речевых характеристик героев пьесы «Бесприданница».

Тема урока – Речь персонажей как средство их характеристики

(по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»).

ФИО – Новикова Анна Петровна

Место работы – ГОУ РК «Республиканский центр образования», г. Сыктывкар

Должность - учитель русского языка и литературы

Предмет - литература

Класс – 5 класс

Базовый учебник - Литература, 5 класс, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., 2013

Цель урока - формировать умение анализировать художественный текст (речевую характеристику героя)

Задачи урока:

обучающие:

- создать условия для проблемного анализа художественного текста.

развивающие:

- способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования; развитие речевых навыков.

воспитательные:

- воспитывать культуру слушания, общения (диалога), уважение к родной литературе.

Тип урока - урок приобретения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Метод: урок – исследование.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

Предмет исследования учащихся - текст художественного произведения с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку – речевой портрет героя.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный этап

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

    Эмоциональный настрой

Читает притчу.

Притча «Тройное сито нашей речи»

Зачем говорить это?

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

О чём эта притча?

Важно ли то, о чём и как мы говорим?

Можно ли по речи судить о человеке?

Возможные ответы:

О пользе того, что мы говорим кому-то; о смысле наших слов; о том, что надо следить за тем, что ты говоришь; о том, что не надо говорить плохо о других людях и т.п.

Да/нет

Да/нет

Запись в тетрадь темы урока и осмысление.

    Выбор эпиграфа.

Перед каждым из вас есть карточка с вариантами эпиграфов к уроку. Выберите тот, который, по вашему мнению, наиболее подходит к теме урока. Сделайте запись в тетради.

Пословицы и поговорки, высказывания о речи:

    Мал язык, да всем телом владеет!

    Лучше не договорить, чем переговорить.

    Чем завираться, лучше молча почесаться.

    Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель).

    Каков человек, такова его речь (Сократ).

    Правдивая речь проста (Сенека).

    Речь - убранство души (Сенека).

Запись эпиграфа в тетрадь.

    Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, какую работу мы сегодня будем выполнять?

Попробуйте сформулировать главный вопрос, на который нам следует дать ответ в конце урока.

Проблемный вопрос: Можно ли по речи судить о характере героя?

Сделайте запись в тетради.

Будем анализировать речь героев.

Предлагают варианты вопросов.

Запись в тетрадь проблемного вопроса.

    Исследование.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым художественным средством создания образов. Это речевая характеристика героя.

Запишите в тетрадь определение речевой характеристики.

Речевая характеристика героя – это средство художественного изображения персонажей

Запись в тетрадь определения.

- Речевая характеристика может осуществляться разными способами: через монолог, диалог и внутреннюю речь героя.

Совместите типы речевой характеристики с соответствующими определениями.

    Монолог

    развёрнутое высказывание персонажа или повествователя.

    Диалог

    речь персонажа, обращённая к себе и не произнесённая вслух.

    Внутренняя речь

    обмен репликами, сообщениями, живой речью двух и более лиц.

Как вы думаете, какой тип речевой характеристики представлен в рассказе «Хирургия»?

Почему диалог?

(мотивирует развитие сюжета)

Давайте вспомним, кто герои этого рассказа?

(дьячок Вонмигласов и фельдшер Курятин)

Что такое говорящая фамилия?

Говорящая фамилия - это художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера.

Как известно, этот приём был использован Чеховым при создании рассказа «Хирургия».

«Вонми гласу»

Рассмотрим схемы :

Вонмигласов

Как курица лапой

Курам на смех

Курятин

Как вы думаете, почему при создании фамилии дьячка Чехов обращается к христианской религии?

(указывает на бездуховность героев, герой рассказа Вонмигласов нужен для выражения основной мысли рассказа)

Фамилия фельдшера восходит к слову «курица». Может быть, вы вспомните другие фразеологизмы с этим словом?

(мокрая курица, слепая курица и т.п.)

На что указывает фамилия Курятин?

(на то, что он не умеет лечить людей)

Для дальнейшей работы учащиеся делятся на 2 группы.

    Задание для I группы: составить речевую характеристику Вонмигласову.

    Задание для I I группы: составить речевую характеристику Курятину.

Алгоритм работы групп:

Тема: речевая характеристика персонажа.

Задание: докажите, что по речи героя можно составить его характеристику.

Результаты исследования оформите в таблицу:

критерий

характеристика

    Общая характеристика героя

    Объём речи героя (много или мало говорит, почему)

    Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.)

    Лексические особенности (использование профессиональных выражений, ругательств и т.п.)

    Как изменяется речь от начала повествования к концу (о чём говорит в начале и в конце рассказа, повторяющиеся выражения)

    Синтаксические особенности, пунктуация (короткие/длинные фразы использует в речи)

Сделайте вывод о взаимосвязи характера и поступков героя с его речью.

Выполняют задание на карточках.

Запись определения в тетради.

Оформляют схемы в тетради

    Представление групповых исследовательских работ учащихся с комментариями.

Как вы думаете, есть ли положительные герои в рассказе?

Как сам Чехов относится к каждому из них?

Посмотрите в словаре определение слова «юмор». Что смешного в этом произведении?

Почему рассказ называется «Хирургия»?

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Нашли мы ответ на него? Озвучьте.

Представляют таблицы, характеризующие главных героев, делают выводы.

    Рефлексия

Перед каждым из вас лежат карточки. Попрошу ответить на вопросы, подчеркнув тот вариант ответа, который наиболее подходит для каждого вас.

    На уроке я работал

активно / пассивно

    Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

    Урок для меня показался

коротким / длинным

    За урок я

не устал / устал

    Мое настроение

стало лучше / стало хуже

    Материал урока мне был

понятен / не понятен

Оформляют индивидуальные карточки-рефлексии

    Выставление оценок.


Источники:

    Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с.

    Текст притчи «Тройное сито нашей речи»:

    Пословицы и поговорки о языке и речи:

41 42 43 44 45 46 47 48 49 ..

Речевая характеристика персонажей

Нам осталось сказать несколько слов о речевой характеристике персонажей, но этот вопрос для учителя-практика не представляет обыкновенно большой сложности. Единственно от чего следует предостеречь, так это от смешения понятий при анализе речи героев. Зачастую под речевой характеристикой персонажа подразумевают содержание его высказываний, то есть то, что персонаж говорит, какие мысли и суждения высказывает. На деле же речевая характеристика персонажа – это нечто совсем другое. Как писал Горький, «не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят». Речевая характеристика персонажа и создается именно этим «как» – манерой речи, ее стилистической окрашенностью, характером лексики, построением интонационно-синтаксических конструкций и т.п.

Общие свойства художественной речи

Какие же наиболее общие характеристики присущи художественной речи в том или ином конкретном произведении? Таких характеристик шесть – три пары. Во-первых, речевая форма произведения может быть прозаической или стихотворной – это понятно и не требует комментариев. Во-вторых, ее может отличать монологизм или разноречие. Монологизм предполагает единую речевую манеру для всех героев произведения, совпадающую, как правило, с речевой манерой повествователя. Разноречие представляет собой освоение разнокачественности речевых манер, в нем речевой мир становится объектом художественного изображения. Монологизм как стилевой принцип связан с авторитарной точкой зрения на мир, разноречие – с вниманием к разнообразным вариантам осмысления действительности, так как в разнокачественности речевых манер отражается разнокачественность мышления о мире. В разноречии целесообразно выделять две разновидности: одна связана с воспроизведением речевых манер разных персонажей как взаимно изолированных («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, очерки Н. Успенского, рассказы Чехова и т.п.) и случай, когда речевые манеры разных героев и повествователя определенным образом взаимодействуют, «проникают» друг в друга (романы Толстого, Тургенева и в особенности Достоевского). Последний тип разноречия в работах М.М. Бахтина получил название полифонии.
В-третьих, наконец, речевая форма произведения может характеризоваться номинативностью или риторичностью. Номинативность предполагает акцент прежде всего на точности художественного слова при использовании нейтральной лексики, простых синтаксических конструкций, отсутствии тропов и т.д. Риторичность, напротив, использует в большом количестве средства лексической выразительности (возвышенную и сниженную лексику, архаизмы и неологизмы и проч.), тропы и синтаксические фигуры: повторы, антитезы, риторические вопросы и обращения и т.п. В номинативности акцентируется прежде всего сам объект изображения, в риторичности – изображающее объект слово. Номинативна, в частности, стилистика таких произведений, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Отцы и дети» Тургенева, «Дама с собачкой» Чехова. Риторичность наблюдается, например, в лирике Лермонтова, в рассказах Лескова, романах Достоевского и т.д.
Рассмотренные свойства называются речевыми доминантами произведения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие лексические средства применяет писатель для большей выразительности художественной речи?
2. Назовите известные вам тропы (с примерами из художественной литературы). На одном-двух примерах покажите их художественную функцию.
3. Что такое синтаксическая организация и зачем ее нужно анализировать?
4. Что такое темпоритм художественного произведения? На одном-двух примерах покажите значение темпоритма для создания определенного эмоционального рисунка произведения или его фрагмента.
5. В чем различие между прозой и стихом? Назовите известные вам стихотворные размеры в русском стихосложении.
6. Какие художественные функции имеет речевая характеристика персонажа? С помощью каких приемов индивидуализируется речь каждого из персонажей?
7. Что такое повествование? В чем своеобразие образа повествователя? Какие бывают типы повествования? Почему нужно анализировать характер повествования и речевую манеру повествователя в художественном произведении?
8. В чем состоит различие между монологизмом и разноречием? Какие разновидности разноречия вы знаете и чем они различаются между собой?
9. В чем состоит различие между номинативностью и риторичностью?

Полное название: Речь как средство создания образа персонажа в настольных ролевых играх.

Речь - один из способов выражения мыслей и описания действительности. По поводу значения речи сказано и написано множество трудов, но ни один из них не сказал большего, чем то, что именно речь сделала человека человеком и во многом определила как способ развития разума, так и основные способы взаимодействия между людьми.

В нашем случае речь – основной способ описания и передачи образов, как от мастера к игрокам, так и для игроков. В настольных играх, в силу их особенностей, речь остается практически единственным способом изображения действительности. Поэтому очень важным становится искусство владения речевыми приемами и знания о том, как лучше пользоваться этим инструментом для создания нужного впечатления у окружающих. Создание образа через речь не подразумевает описательных картинок «взгляда со стороны», как основного средства изображения. Несомненно, описание внешности и манер персонажа, как и его имя, например, достаточно важны, но мы будем рассматривать ниже исключительно использование особенностей речи персонажа для отражения его образа и характера. Создавая образ персонажа в его речи, мы всегда передаем его манеру общаться, степень использования жестов, особенности построения и содержания предложений – мы используем его речь для создания его образа, для подчеркивания определенных черт его личности, для выделения особенностей его характера, степени образованности, вписанности в окружающую его действительность.

Самый яркий пример использования речевых особенностей для создания образа: образ иностранца. Если нам необходимо изобразить, скажем, немецко говорящего персонажа, то мы будем:

  • составлять длинные предложения и уснащать их сложными словами;
  • будем тщательно проговаривать окончания, и при этом приглушать звук «р»;
  • будем вставлять в речь артикли: «Это есть очень красивый город.»

По сути, для того, чтобы изобразить иностранца, нам необходимо проделать некую предварительную работу по сбору информации: как именно говорят иностранцы, приезжающие из нужной нам страны, какие особенности языка будут у них, будут ли отличаться основные лексические понятия, будет ли отличаться жестикуляция…

Обычно вся эта работа проделывается бессознательно: мы смотрим фильмы, передачи, ролики, читаем книги, статьи – и все это время мозг аккумулирует необходимую нам информацию, которую после можно использовать для создания нужного образа.

Много ли людей сознательно задумывается о том, какие особенности речи будут сопровождать депрессию? Хотя если попросить определить настроение текста, в котором будут превалировать холодные цвета, несложные предложения с небольшим количеством глаголов, односоставные предложения – настроение такого текста будет очень большим количеством людей воспринято, как имеющее четкий негативный оттенок.

Несомненно, не стоит забывать о том, что восприятие любого художественного текста (в том числе и тех описаний, которые рождаются за игровым столом) зависит от того, насколько близки особенности восприятия действительности у того, кто говорит и у слушателей. Чем ближе картина мира говорящего к картинам мира слушающих, тем лучше его понимают.

Для начала стоит сосредоточиться на составных частях создания образа персонажа – будь это персонаж игрока, или же мастерский, элементы будут одними и теми же. Они могут быть использованы все вместе или частично в процессе игры, но использование списка при создании образа, который будет позже проявлен через речь, стоит делать полным.

При создании образа, все речевые особенности будут либо играть на создаваемый поступками образ, либо разрушать его (что тоже вполне может быть целью игрока или мастера). Но важно представлять себе, из каких кирпичиков будет строиться речевой образ и как каждый из них может влиять на конечную «картинку» персонажа.

Используя эти кирпичики, не стоит забывать о том, что один из них будет краеугольным камнем, а остальные – лишь оттенять его и поддерживать основное, создаваемое основной особенностью, впечатление о персонаже.

Для создания яркого образа нет необходимости использовать множество составных частей с одинаковой интенсивностью. Более того, если у персонажа будет хоть одна ярко выделяющаяся речевая характеристика, все остальные стоит сделать подчеркнуто усредненными, чтобы не создавать впечатление «каши» у слушающих.

Например, если представляемый персонаж заикается, это естественным образом окажет воздействие на его громкость речи, ее объем и сложность предложений, но это уже будет означать отсутствие практически любых других серьезных смысловых дефектов речи или же ярких акцентов. При создании образа всегда стоит сосредоточиться на одном главном элементе речи, и выделить те, на которые главный элемент непосредственно влияет. Остальными можно пренебречь.

И в этом месте мы подходим к следующему важному моменту: откуда брать сведения о том, как взаимосвязаны элементы речи, какие более важны, какие менее, и какие элементы будут влиять на восприятие персонажа окружающими более других.

Специальных знаний по психолингвистике не требуется – достаточно простой наблюдательности и внимания. Наблюдать можно за:

  • персонажами кино и телевидения;
  • окружающими людьми;
  • публичными личностями.

Без таких наблюдений сложно будет сформировать достоверные образы – ведь важно, чтобы не просто все аспекты речи «работали на образ», но и слушателям этот образ казался реалистичным в рамках представляемой модели мира. Достаточную помощь оказывают книги, хотя образы в художественных произведениях - худшее подспорье, чем кино и реальная жизнь. В книгах у автора достаточно времени и места для более длительного развертывания характера героя и для подробных описаний его речи. За игровым столом, как правило, время ограничено – и стоит выбирать эффектность и эффективность воздействия взамен педантичной детализированности.

Помимо этого есть еще один немаловажный фактор, не все игроки и мастера могут «сыграть» особенности речи от первого лица. Как правило, такое представление используется один или два раза, чтобы сформировать первоначальный образ, а в последующих сценах все описывается от третьего лица. В этом случае акцент на одну важную особенность становится еще более важным: одна особенность запоминается сразу и игроки (мастер) невольно «достраивают» образ с учетом этой особенности, а в случае «распылениия» - вместо образа остается невнятный отпечаток, который гораздо сложнее связать с определенным характером (в этом случае основную смысловую нагрузку будут нести действия персонажа, а речь вообще уходит со сцены, как выразительное средство).

В общем, для того, чтобы через речь создать яркий образ, который поможет передать особенности характера персонажа, нужно:

  • помнить про составные части;
  • делать упор на одну яркую речевую особенность;
  • «увязывать» речь с характером персонажа;
  • наблюдать, наблюдать и еще раз наблюдать – без материалов наблюдений сформировать необходимое впечатление у слушателей будет практически невозможно.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа – один из способов создания образа человека в эпических и драматиче­ских произведениях. Как правило, каждый персонаж наделя­ется своей речевой манерой, в которой сказывается его харак­тер, индивидуальность. Так, в «Мертвых душах» Гоголя сладкие, пышные, насыщенные «изысканными» оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без вся­кой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. – все это де­лает каждого из героев непохожим на других. Зачастую рече­вая манера отражает социальное положение героя, его образование, уровень культуры и т.п. (например, в поэме Не­красова «Кому на Руси жить хорошо» образцы речи мужиков, попа, помещика, разночинца-демократа). Речевая характери­стика может контрастно противопоставлять героев: например, противоположность Базарова и Павла Петровича Кирсанова в «Отцах и детях» Тургенева находит свое выражение, в частно­сти, в произношении слова «принципы». Особенности речи героев могут также раскрывать их психологические состоя­ния, этим приемом, например, широко пользовался Достоев­ский. Изменения в речи героев также могут быть очень важны, свидетельствуя о развитии характера (например, речь Ионыча в одноименном рассказе Чехова).

Здесь искали:

  • что такое речевая характеристика
  • речевая характеристика