Грех к смерти - это грех который не прощается? Библейский взгляд на единственный "смертный грех".

Вопрос от А. : В моей голове не очень укладывается «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1Ин.5:14-17). Что это значит? 1) Сама формулировка мне кажется не очень понятной. Словно устанавливается градация грехов по их тяжести. За этот смерть, а тот – простительный, то есть покаялся и живи дальше. Жутко звучит. 2) О какой смерти идет речь – духовной и физической? 3) Деяния 5 глава: ложь Анании Духу Святому была расценена как смертельный грех (ср. 1Кор.11:27-30).

Ответ : 1Ин.5:16-17 действительно является непростым отрывком для понимания и вызывает серьезные вопросы. Тем не менее анализ текста в его контексте позволяет из ряда возможных интерпретаций определить наиболее вероятное значение для назидания и укрепления в вере.

Контекст

1-е послание от Иоанна содержит много разъяснительных формулировок «если..., а...», «если..., то...», «всякий...», «кто..., тот...», которые затрагивают вопросы правильной веры (1Ин.2:22; 4:1-3; 5:1), праведной жизни (1Ин.2:29; 3:7) и правильных отношений (1Ин.3:11-15; 4:20-21). Иоанн учит как нужно относиться к проявлениям греха у верующих (1Ин.1:8-10; 2:1-2,4,9; 3:9 и т.д.). Он хочет, чтобы христиане имели абсолютную уверенность в своем спасении, основанную на честном анализе не только того, что они говорят, но и того, что они делают (1Ин.1:6; 2:4-6; 5:13). Для достижения этой цели Иоанн дает верующим инструменты, которые помогут определять, кто среди исповедующих веру во Христа действительно рожден от Бога, а кто не познал Бога вообще (напр. 1Ин.1:6-10, ср. Иак.2:14-26; 2Птр.2:20-22; 1Кор.5:11; 15:34 и др.).

Текст

Теперь посмотрим на отрывок в свете этого контекста (1Ин.5:13-18):

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. 17 Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (букв. неправедность) есть грех; но (букв. и) есть грех не к смерти.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Иоанн уверяет верующих в Сына Божия, что они уже имеют жизнь вечную, и убеждает их в неизменной верности Христа в ответе на молитву, соответствующую Его воле. Стихи 16 и 17 служат одновременно иллюстрацией и разъяснением молитвы, угодной Богу, в отношении согрешающего грехом не к смерти. Автор не дает дополнительных разъяснений о «грехе к смерти», тем самым показывая, что данное понятие не является новым, но известным среди христиан. Хоть не звучит прямого запрета на молитву о согрешающем грехом к смерти, контекстуально фраза «не о том, говорю, чтобы он молился» подразумевает, что на прошение о милости к согрешающему грехом к смерти Бог не даст положительного ответа и не даст ему жизнь, т.е. не спасет от смерти, поэтому такая молитва не угодна Богу (ср. Иер.7:16; 11:14). В заключении Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, хранит себя от греха.

Существующие толкования

Существующие толкования данного отрывка можно разделить на четыре основные позиции, согласно которым речь идет о:

  1. верующем, совершающем смертный грех (который уничтожает Божью благодать),
  2. верующем, совершающем грех к смерти духа (и утрачивает спасение),
  3. верующем, совершающем грех к смерти тела (но сохраняет спасение),
  4. ненастоящем верующем, совершающем грех к смерти вечной (и утрачивает возможность обрести спасение).

1. Первая позиция отражает учение, распространенное в католицизме и православии, о так называемых «смертных (главных) грехах» или «порочных страстях», уничтожающих Божью благодать в человеке и требующих таинства исповеди/покаяния для восстановления в состоянии благодати и надежды на спасение (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех).

Оценка : Это учение возникло в послеапостольское время и не имеет под собой библейского основания. Библия не делит грехи на большие (смертные), требующие покаяния, и малые, покаяния не требующие (ср. Иак.2:10). Серьезный анализ этой позиции требует обращения к истории христианской церкви и лежит за рамками данной статьи. Более того, возможность покаяния и восстановления в состоянии благодати согрешившего смертным грехом противоречит ходу мысли данного отрывка. Напрашивается вопрос, «Почему Бог не хочет, чтобы христиане молились о покаянии и обращении брата, который совершил смертный грех, если покаяние еще возможно?» Ведь по логике – наоборот, следует молиться об их покаянии.

2. Вторая позиция свойственна церквям, которые придерживаются учения о возможности «потери спасения». Подразумевается, что рожденный свыше верующий может посредством сознательного, повторяющегося греха или осознанного отвержения Христа лишиться Божьего дара спасения. В доказательство такой позиции приводится ряд библейских текстов (Рим.8:12-13; Евр.6:4-6; 10:26-29 и др.). Одновременно в таких случаях обычно звучит призыв, что если согрешившие покаются, то Бог обязательно вернет им дар спасения.

Оценка : Эта позиция звучит привлекательно, потому что делает акцент на необходимости практической святости в жизни верующих и провозглашает человеколюбивого Бога, которого нельзя обвинить в посягательстве на свободный выбор человека. Однако она переворачивает библейский причинно-следственный порядок в вопросе спасения/освящения. Опираясь на выборочный подход к Священному Писанию, она игнорирует контекст отрывков, которые приводятся в доказательство того, что можно «потерять» спасение (см. Рим.8:9; Евр.6:7-8; Евр.10:38-29; 2Птр.2:22). Тексты, утверждающие неотступность святых (Ин.5:24; 6:40; 10:27-29; 1Ин.5:13; Рим.8:30-39; Флп.1:6 и др.), признаются ею действенными только при соблюдении верующими определенных условий, подчеркивая, что именно свободный выбор человека имеет определяющее значение в вопросе его спасения, т.к. подразумевается, что человек может в любой момент решить перестать быть христианином и отвергнуть Христа.

1Ин.5:18 однозначно утверждает, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», исключая возможность того, что рожденный от Бога может погибнуть в результате греха. Пребывание в вере и праведная жизнь в Священном Писании являются не столько условием для спасения, сколько его признаком или обязательным следствием рождения свыше (ср. 1Ин.3:9; Мтф.7:15-21; Рим.8:9; Иак.3:11-12; Евр.6:7-8). Иными словами, не люди своими делами гарантируют свое спасение, а Божье дело спасения гарантирует их преображение в праведный образ Христа, что не снимает с них ответственности и необходимости каяться и веровать, бороться и побеждать. Возможность вечной гибели рожденного свыше человека в результате греха противоречит одному из главных утверждений апостола Иоанна, что рожденный от Бога «не грешит» и «не может грешить» (1Ин.3:9; 5:18), т.е. не может жить во грехе. Невозможно человеку, спасенному от греха, погибнуть от греха, и имеющему жизнь вечную умереть духовно. В послании от Иоанна четко прослеживается принцип, что если верующий живет во грехе, то это свидетельствует не о том, что он утратил свое спасение, но что он никогда его не имел (1Ин.1:6; 2:4,9; 4:20). Спасение по своей сути есть изменение природы человека (рождение от Бога), которое обязательно в свое время проявит себя в делах веры и плоде Духа (ср. Мтф.13:33). Приобретение же только внешних признаков христианской жизни не делает человека истинным христианином, и рано или поздно его невозрожденная, жаждущая греха природа должна проявить себя в удовлетворении своих греховных потребностей (1Ин.2:19; ср. Мтф.5:20; 7:23; 23:27; 2Птр.2:22). Это означает, что человек не может, сделав решение, перестать быть христианином (ср. Иер.20:9), так же, как и чем усилием своей воли родиться свыше (ср. Иоан.1:13).

3. Третья позиция заключается в уверенности, что Бог не допустит окончательного отпадения верующего от Христа посредством лишения его возможности грешить, т.е. через его физическую смерть.

Оценка : Эта позиция популярна в западных евангельских церквях и имеет несколько преимуществ перед предыдущими: 1) Именно посредством физической смерти Бог избавляет от осуждения с миром, т.е. от духовной погибели, верующих, которые принимают причастие в состоянии нераскаянного греха (1Кор.11:30,32). История Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11) может быть наглядной иллюстрацией такого строго действия Божия в отношении намеренно согрешающих против Него. 2) Единственное место в Священном Писании, где Иоанн еще раз использует фразу «к смерти», указывает на физическую смерть (см. Иоан.11:4). 3) Слово «брат» при такой интерпретации воспринимается самым естественным образом как «верующий брат», «член тела Христова», т.е. подразумевается возрожденный человек.

Однако никто из придерживающихся этой позиции не может с точностью сказать как определяется грех ведущий к физической смерти. Обычно признается, что т.к. мы никогда не знаем является ли тот или иной грех к смерти, нужно молиться о всех согрешающих братьях и сестрах. При всей привлекательности такое прочтение создает впечатление, что его стараются «запихнуть» в удобную для человеческого восприятия систему. Иоанну не нужно было указывать на разницу между грехами, чтобы научить христиан молиться о согрешающем брате. Что же касается слова «брат», необходимо отметить, что этот термин сам по себе не определяет рожден ли человек свыше или нет (см. Евр.3:12; 2Фес.3:2). Для ясности Иоанн использует уточняющие термины при описании истинно верующих людей (1Ин.2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4,18), чтобы их можно было отличить от верующих лишь на словах. Такое использование полностью согласуется с другими текстами Священного Писания, которые признают, что в числе членов видимой церкви Христовой есть те, кто не знают Господа (2Кор.15:34; ср. Ин.13:10-11; 17:12; Деян.1:16-19). Эта же истина отражается и в притчах Иисуса Христа о царствии Божием (Мтф.13:3-23,24-40).

4. Четвертая позиция отражена в баптистском вероисповедании 1689 года: «Молиться следует о позволительном и о людях, живущих сейчас, а также о тех, которые будут жить в будущем. Нельзя молиться ни за умерших, ни за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (см. ). Грех к смерти в данном случае совершается людьми, которых в одно время по всем внешним признакам можно было назвать «братьями», но которые, несмотря на то, что получили огромные духовные преимущества через познание Слова Божия и причастность к проявлениям Духа Святого, являемого в церкви Христа, осознанно отвергают Господа, в результате чего человек навсегда утрачивает возможность покаяться и обратиться ко Христу (Евр.6:4-6; ср. Мтф.12:31-32).

Оценка : Данная позиция наилучшим образом вписывается в контекст послания и отвечает на возникающие вопросы. Иоанн после многочисленных разъяснений о признаках рожденных от Бога людей уверяет своих возлюбленных детей, что они имеют жизнь вечную по вере во Христа. Бог хочет, чтобы Его дети жили в полной уверенности своего спасения во Христе. Более того, они могут соучаствовать в духовной жизни других братьев и сестер во Христе, согрешающих грехом не к смерти посредством ходатайственной молитвы. Мы знаем, что такие молитвы угодны Богу, потому что заместительная жертва Иисуса Христа, Его смерть и воскресение являются полноценной платой за грехи верующих в Него. Сын Божий умер, чтобы дать вечную жизнь верующим во имя Его. Грех, который всегда несет в себе убийственную силу (Рим.6:23; Иак.1:13-15), не может погубить верующих во Христа потому, что Он уже вкусил смерть за них (Евр.2:9-15). Такая уверенность никоим образом не позволяет верующему «расслабиться» и относиться ко греху беспечно. Поэтому в заключение Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, не грешит, даже когда знает, что «всякая неправедность есть грех, но не грех к смерти (1Ин.5:17-18; ср. 1Ин.1:8-2:3).

Выводы

1. Если Вы, будучи верующим во Христа, согрешили – не отчаивайтесь, покайтесь, примите Божье прощение (1Ин.1:9) и обновите свое хождение пред Господом, принеся достойный плод покаяния, отражающий действенность вашей веры в Иисуса Христа, который пришел, чтобы спасти народ Свой от грехов их (Мтф.1:21; 1Ин.3:3).

2. Если Вы, называясь верующим во Христа, грешите и в Вас нет покаяния, нет внутреннего отвержения греха, то не обманывайтесь, такая жизнь свойственна тем, кто не познал Господа. Бойтесь, чтобы с Вами не произошло полного и необратимого отступления от Христа (Евр.10:26-31; 6:4-6).

3. Если Вы не знаете Христа, уверуйте в Него, примите Божье свидетельство о Своем Сыне, примите жизнь вечную вместе со Христом (1Ин.5:9-13).

4. Если Вы заметили Вашего брата или сестру во Христе согрешающими, молитесь о них, обличайте их, помогайте им достичь покаяния и обновления во Христе. Трудитесь для спасения их души от греха даже если придется прибегнуть к церковной дисциплине (Мтф.18:15-19; 1Кор.5), которая преследует цель покаяния и восстановления человека во Христе.

Да благословит Вас Господь!

Меня один мой друг спросил, — что является смертным грехом? Начав разбираться в этом вопросе, наткнулся на ответ Джона Окса. Делюсь с вами. Мне кажется многим будет интересно.

Вопрос:

Что такое грех, который ведёт к смерти?

Ответ:

Грех, ведущий к смерти – грех человека, когда-то получившего спасение, но затем вновь отвернувшегося от Христа и вернувшегося к наполненной грехом жизнью. Это по разному описывается в Библии, например, как «собака возвращается к своей блевотине» — 2 Петра 2:22. Или где Петр говорит о людях: «Как ни мой свинью, она всегда валяется в грязи». И еще: «И если те люди, кто ушёл от мирской нечистоты, познав Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, теперь покорены и снова запутались в мирской нечистоте, то их положение ещё хуже, чем прежде».

Другое описание этого заявления мы можем найти в книге Евреям 10:26-31:

«Ибо, если мы будем намеренно продолжать грешить, после того как уже познали истину, то нечем больше станет искупать грехи, а останется только со страхом ожидать суда и адского огня, который поглотит тех, кто идёт против Бога. Всякого, кто отрицал закон Моисеев, предавали смерти на основании показаний двух или трёх свидетелей. Подумайте же, насколько более страшного наказания заслуживает тот, кто проявляет ненависть к Сыну Божьему, не признаёт священной Крови нового соглашения, той Крови, что освятила его, и оскорбляет благодатного Духа Божьего! Ибо мы знаем Того, Кто сказал: «Мщение принадлежит Мне Я отплачу.» И ещё сказал Бог: «Господь будет судить Свой народ». Страшнее страшного попасть в руки живого Бога. (Евр. 10:26-31)

Этот отрывок описывает человека, познавшего истину, но вновь отвернувшегося от Бога. Этот человек буквально: «проявляет ненависть к Сыну Божьему, не признаёт священной Крови нового соглашения, той Крови, что освятила его, и оскорбляет благодатного Духа Божьего ».

Евреям 6:4-8 говорит:

«Разве можно обратить к покаянию тех, кто отвернулся от Христа? Я говорю о тех, кто познал истину, получил дар Божий и приобщился Святого Духа. Эти люди слышали слово Божье, видели великую силу нового мира Божьего и удостоверились в том, что всё это добро, а потом отступились от Христа. Их не вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению. Земля, пьющая дождь, который часто проливается на неё, и приносящая урожай на пользу тем, кто её обрабатывает, получает благословение Божье. Земля же, которая приносит только тернии и чертополох, ничего не стоит, и ей грозит быть проклятой Богом. Она будет уничтожена пожаром» . (Евр . 6:4-8)

Я верю, что нет такого особого греха, который ведет к смерти. Грех, который ведет к смерти, это грех, который вновь нас отворачивает от Христа, уничтожая влияние милости Бога в нашей жизни. Хотя мы не можем сказать, когда кто-то достигает точки, когда он отворачивается от Бога, но в итоге Бог забирает Святой Дух у этого человека.

И вновь, нет никакого особого непростительного греха. Если Павлу простились убийства христиан и противостояние Богу, тогда вообще нет непростительных грехов. Есть только один непростительный грех – это когда человек окончательно отпадает от Бога. Когда человек сознательно грешит на протяжении длительного времени, не раскаиваясь.

Основываясь на этом можно сказать, что грех, который не ведет к смерти – есть грех, в котором человек покаялся и был прощен, благодаря крови Иисуса Христа. Вам может быть знакомо учение Римско-Католической церкви об обычных и смертных грехах. Смотрите учение о Чистилище. Это ложная доктрина, не находящая поддержки в Библии.

А вот еще один взвешенный взгляд на этот вопрос:

Иоанн приводит пример, когда верующий может молиться с дерзновением и когда такое дерзновение невозможно. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Это, очевидно, тот случай, когда христианин видит брата участвующим в греховной деятельности. Но это не такой грех, за который человека, совершившего его, надо лишить жизни.

В таком случае верующий может молиться о восстановлении согрешающего человека, и Бог даст просящему жизнь того, кто согрешил грехом не к смерти.

Однако есть грех к смерти , и апостол добавляет: «Не о том говорю, чтобы он молился».

Грех, ведущий к смерти

Нельзя с полной уверенностью сказать, что значит «грех к смерти» , поэтому, вероятно, будет более правильным перечислить различные принятые толкования, а затем сказать, которое из них, на наш взгляд, наиболее верно.

1. Одни считают, что грех к смерти — это совершенный верующим грех, который он не исповедал. В 1Кор 11:30 читаем, что некоторые умерли, потому что участвовали в Вечере Господней и при этом не судили сами себя.

2. Другие считают, что здесь упоминается грех убийства. Если христианин в минуту негодования убьет другого человека, то мы не должны молиться об отмене для него смертной казни, потому что Бог по Своей воле установил, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека».

3. Иные полагают, что грех, упомянутый здесь, — хула на Духа Святого. Господь Иисус сказал, что те, кто приписывал чудеса, сотворенные Им силой Духа Святого, князю бесовскому Веельзевулу, совершили непростительный грех и что нет прощения за этот грех ни в этом веке, ни в грядущем.

4. Некоторые полагают, что это особый грех, похожий на грех, совершенный Моисеем или Аароном, Ананией и Сапфирой, которому Бог выносит окончательный суд.

5. Последнее объяснение отстаивает ту точку зрения, что это грех измены, или отступничества. Мы полагаем, что именно это объяснение лучше всего соответствует контексту. Отпавший — это тот, кто слышал великие истины о христианской вере, своим разумом признавал то, что Иисус есть Христос, даже открыто называл себя христианином, хотя в действительности никогда не был спасен. Вкусив все то лучшее, что несет христианство, он полностью отказывается от него и отрекается от Господа Иисуса Христа. Из Евр 6 мы узнаем, что именно этот грех ведет к смерти.

Совершающие такой грех лишаются пути к спасению, ибо «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Через все Послание Иоанн проводит мысль о гностиках. Эти лжеучителя однажды пребывали в христианском общении. Они утверждали, что были верующими. Они знали истинную веру, но затем отвернулись от Господа Иисуса и придумали учение, полностью отрицавшее Его Божество и достаточность Его искупительной жертвы за наши грехи.

Христианин не может молиться за восстановление таких людей, потому что Бог уже указал в Своем Слове, что они грешат к смерти.

Грех это не перечень поступков. Грех это удаление, отхождение от Бога, а Бог есть любовь и значит любое отхождение от любви есть грех и значит смерть. Но от Павла мы знаем, что есть грехи к смерти, а есть не к смерти. В чем различие? Это позже, а пока вот вопрос: «Вообще есть ли свобода от греха»?

Когда говорим «свобода от греха», то замолкаем о Боге, не так ли? Типа мы главные. Мы сами себя освобождаем. А кто ещё? Ведь мы же совершаем подвиги, кладём поклоны, ставим свечи, постимся, послушаемся, стремимся к праведности, получаем медали от патриарха. А может стоит позаботиться о свободе со Христом?

Но знаем ли мы что это такое? Свобода от греха и свобода от Бога?
В области духовной всё именно так как в детстве. Человек в мире Христовом ничего не доказывает, доказывают только в мире диавола. Всё принимается без барьеров, из души в душу, от Бога к человеку внутрь.
Но разве можно всем и всему верить? Людей много и слов много. И часто они противоречат друг другу. Как тогда верить?

Грех это не тот или иной проступок. Грех на самом деле это состояние души. А грех зримый, поступок или мысль, есть только отображение этого состояния.
И ещё. Один и тот же поступок иногда может являть грех, а иногда праведность. Как отличить? Внешне никак, только через любовь.
Пример? Благотворительность. Внешние признаки праведности ничего не гарантируют судьбе души.
- На самом деле и проступок, и состояние души, и много чего еще. Мы и так грешники в любом случае, изначально. Грех - дословно "промах" или "непопадание в цель" (греч. - амартия). Но это все очень относительно именно потому, что одно и то же действие для одного человека может быть грехом, а для другого нет, в одной ситуации тоже будет грехом, а в другой нет (хотя оценки могут быть неизбежно разными). В общем, все, что по воле Божией, не грех, а что против нее, то грех.
Или - "все, что не по вере - грех" (ап. Павел, к Римлянам).
Другое дело, какова воля Божия в каждый конкретный момент времени и когда время говорить или время молчать, время собирать камни или время их разбрасывать, мало кто из нас может достоверно и всякий раз определить истинность. Потому и грешники, потому и промахиваемся.
- Вот опять повторю. Поступок есть ничего более как только внешнее свидетельство какого-то процесса в состоянии души.
Грех не сам поступок, грех то, что нас толкнуло на него.
-За каждое праздное слово дадут люди ответ на суде, а не за каждую мысль, пусть и греховную.
Но слово-то не само по себе из уст выскакивает. Оно только отражает наше греховное внутреннее состояние. И именно это состояние Господь и будет судить.
Как тут: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». [Мф.5:28] Вот тут и слова нет и поступка, только состояние вожделения, а Христос осуждает.
Иначе впадаем в арифметический подход в общении с Богом, а это уже некий вид торговли. Торговцев же Христос изгоняет из храма.

[Ин.9:39 ] И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Если другой более грешен, то тебя это не спасает. Грех невозможно оплатить, только надеяться на прощение. 31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Сказано «прости нам долги наши». 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

Увы, часто мы оказываем друг другу услуги, расчитывая тем поработить друг друга, сделать должником своим. Так и диавол с нами поступает и не стоит идти нам его путём.

Есть и ещё некие странные слова, на которые мы обычно мало обращаем внимания, а между тем они имеют огромное значение для нас. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь.» (1 Ин. 5:16-21)
В чем странность? В том, что оказывается есть грехи к смерти, а есть не к смерти. И как узнать, что есть что?
В церковной практике принято считать грехами к смерти восемь главных страстей:
1. Чревоугодие
2. Блуд
3. Сребролюбие
4. Гнев
5. Печаль
6. Уныние
7. Тщеславие
8. Гордость.
Однако оказывается это не окончательное мнение, часто считается, что любой нераскаянный грех является грехом смертным.
Итак налицо некоторое разномыслие не позволяющее увидеть истину. Между тем Христос даёт нам путь к точному пониманию сути. Вот эти слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:31,32)

Почему именно так говорит Христос? Ведь вроде-бы и Христос Бог и Дух Святой, а на одного хула простится, на другого нет.
Наверное дело тут в том, что само учение Христа имеет своим содержанием любовь. Но что есть любовь как ни соединение объекта и субъекта? Ведь только при таком условии возникает церковь, где у уверовавших образуется одно сердце и одна душа. [Деян.4:32]

Но как происходит это единение людей и Бога?
Вспоминаем чудесную молитву Святому Духу.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Да, именно Дух Святой связует нас и со Христом и с Отцом нашим Небесным и конечно же исключая Его из своего общения, мы исключаем себя из Книги жизни, ибо никак по иному не можем стать членами семьи Божией.
Неслучайно, когда спросили Серафима Саровского о цели жизни человека, он сказал: «Имать Духа Святаго», то-есть стяжание Его. «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.»
Итак мы уверенно можем сказать себе, что единственным и безусловным критерием грехов к смерти является отрицание, отказ от богообщения Духом Святым.

Анатолий Пеньшин

Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 28.12.2009


Алексей пишет : Скажите, пожалуйста, что Библия имеет ввиду грех который ведет к смерти, и грех не к смерти?

Это один из наисложнейших вопросов, поэтому давайте молить нашего Небесного Отца дать нам разумение этого вопроса прямо от Престола Его благодати, чтобы нам, отвергшись своих плотских мудрствований, исполнить Его волю. Только Его волю. Чтобы нам не предпринимать никаких действий до тех пор, пока мы не имеем полноты открывшейся Истины, чтобы не нанести вред ни своей душе, ни душе своего ближнего. Ведь для нас главное – исполнить наиважнейшие заповеди Христа, на которых основываются Закон и пророки, на которых основывается Царствие Небесное ().

http://www.сайт/answers/r/28/305719
http://www.сайт/answers/r/34/300992

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».

Библия говорит, что любой грех рождает смерть. Любой грех, даже самый малюсенький, преграждает нам свободный доступ в Небесные Обители.

"Ибо если мы, получив познание истины , произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи , но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!"

Заметьте, что речь идёт как раз о том, что Господь будет судить Свой народ , т.е. тех кто уверовал в Него, как Спасителя, и мы видим, что, оказывается, далеко не всякий из Его народа будет спасён. Потому что не всякий решится постоянно принимать от Бога свет, чтобы каждый день становиться всё более и более похожим на Сына Божьего, чтобы возрастать из славы в славу, как об это происходило с первыми уверовавшими:

"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу , как от Господня Духа" ().

Попробую подвести некоторый итог сказанному. В Иоанн рассуждает исключительно о христианах и говорит о том, что среди них будут такие, которые начнут грешить грехом к смерти, т.е. осознанным грехом, ожесточив свои сердца против воздействия Святого Духа. За таковых уже и молиться не надо, "ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]" ().

Давайте рассмотрим это всё на примере Савла.

Всякий не принявший Христа, как Спасителя, мёртв в глазах Бога. Сколько бы он ни грешил, как бы он ни грешил, он просто мёртв во грехах своих. Пока Савл гнал церковь Божию, бросал христиан в тьрьмы, радовался смерти таких, как Стефан - всё это невозможно назвать грехом к смерти, т.к. Савл и так был просто мёртв во своих грехах (). Перед Савлом, как и перед всяким человеком был отрыт путь покаяния и спасения, возможность ожить в глазах Бога, но Савл всё ещё был духовно мёртв.

И вот Савл покаялся, стал христианином, вкусил радость спасения, стал живым в глазах Бога, начал проповедовать Христа... давайте представим, что посреди всей этой своей деятельности он вдруг завёл бы любовницу или начал бы проповедовать спасения не заслугами Христа, а делами, хотя знал бы что и любовница и такая проповедь - грех. Братья постарались бы образумить его, помолиться за него и пр., но он не откликнулся бы и не покаялся бы... вот вам грех христианина к смерти. Братья должны были бы запретить ему проповедовать и исключить его из церкви () и Павел погиб бы в своём ожесточении.

Пусть спасающая сила Всевышнего постоянно пребывавет в вас и с вами, чтобы вам с каждым днём всё ближе подходить в Источнику Жизни и Святости, всё более уподобляясь Спасителю!

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.