Методика незаконченные рисунки л ф тихомировой. Тихомирова Л

Слуховая память. Объем слуховой памяти ребенка 7–10 лет можно определить с помощью методики десяти слов.

Ребенку зачитывается 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

После этого ребенок должен воспроизвести те слова, которые он запомнил. Нормальным считается, если ребенок сумел вспомнить 6 слов.

Смысловая память. Для диагностики смысловой памяти можно использовать следующую методику: медленно зачитывают 10 пар слов, между которыми существует смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитывают лишь первые слова из каждой пары. Ребенок в это время должен припоминать вторые слова. Затем его просят записать на листке бумаги те пары слов, которые он запомнил.

Можно использовать следующие пары слов:

шум - вода

мост - река

лес - медведь

дичь - выстрел

час - время

стол - обед

рубль - копейка

дуб - желудь

рой - пчела

гвоздь - доска

Зрительная память. Ребенку предлагают зрительно воспринять слова, написанные в столбик на листке бумаги:

кустарник

Затем ребенка просят записать те слова, которые он запомнил. 6 воспроизведенных слов свидетельствуют об удовлетворительном развитии зрительной памяти.

Учитель начальных классов МБОУ "СШ № 29"

Полигас Наталья Григорьевна

Диагностика восприятия младших школьников

В данной статье собраны самые распространенные диагностики восприятия младших школьников.

1. «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Цель: диагностировать уровень восприятия у младших школьников.

Ребенку предлагается рассмотреть 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция:

"На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

8-9 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло 26-30 секунд;

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло 31-35 секунд;

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило 36-40 секунд;

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов составило 41-45 секунд;

0-1 балл - время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

2. «ДИАГНОСТИКА ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ»

Цель : диагностировать объема воприятия у детей младшего школьного возраста

На листе крупно написано:

10 слов (из 4-8 букв каждое);

10 трёхзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

ИНСТРУКЦИЯ : Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта

3. ДИАГНОСТИКА Л. Ф. ТИХОМИРОВОЙ

Цель: диагностировать точности и скорости восприятия младших школьников

Инструкция:

Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:

Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

Сколько раз встречается знак деления (:)?

Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

Сколько раз встречается знак умножения (x)?

Сколько раз встречается знак точка (.)?

+

/

-

=

=

-

x

.

.

/

+

:

+

+

-

-

=

=

=

.

x

+

/

/

.

x

-

:

x

x

=

/

:

-

+

.

-

+

.

=

:

/

+

-

/

.

-

.

=

.

-

x

-

.

-

:

+

+

+

x

.

+

:

x

.

x

=

/

:

Математическое определение уровней:

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

0-21- низкий уровень,

22-42 - средний уровень,

42-62- хороший уровень.

4. «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ»

Цель: диагностировать особенностей восприятия младших школьников

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

Оценка результатов: Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием. Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия

5. «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: оценить элементарные образные представления мл. школьника об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Описание: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий

В работе представлены виды интеллектуальных способнойтей обучающихся начальной школы. Даны рекомендации по использовании на уроках материла по развитию внимания, памяти, логического мышления и восприятия обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

«Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало у человека» - так записано в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Учёные трактуют это понятие по своему: «интеллект – это присущий каждому человеку психофизиологический механизм, который постоянно находится в действии и служит условием, предпосылкой приобретения, переработки и применения поступающей информации».

Другими словами: способность – это свойства личности, которые базируются на задатках, развивающихся и обеспечивающих успешность в каком-либо виде деятельности.

Задатки – природные генетические предпосылки способностей, особенность функционирования клеток головного мозга и анализаторов.

Уровень способностей зависит от наличия задатков, которые при определённых условиях преобразуются в способности.

Интеллектуальное развитие происходит на разных этапах становления личности, каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта, которая задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Способности формируются и развиваются при определённых условиях:

  1. Полноценное использование чувствительных периодов развития (музыкальный слух, речь и т.д.).
  2. Высокая познавательная активность.
  3. Демократичная система обучения и воспитания.
  4. Деятельность, направленная на развитие способностей.
  5. Пример родителей и педагога.
  6. Высокая самооценка и ситуация успеха.

Специальные способности есть не у всех, а вот интеллектуальные можно развить в ходе регулярных занятий.

При поступлении в школу, дети имеют разный уровень способностей.

В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся – 65% поступают в школу примерно с одинаковым уровнем психологического развития, 15% детей – в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Уровень развития мыслительных процессов тесно связано с нервной системой обучающихся. Разные сочетания нервной системы могут способствовать или препятствовать развитию интеллектуальных способностей, а также процессу обучения. Поэтому важно, чтобы учитель строил свою работу, учитывая индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка.

По мнению психологов и ведущих педагогов, младший школьный возраст наиболее ответственный и благоприятный период для развития, обучения и воспитания ребёнка.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, так как дети этого возраста доверчиво подчиняются авторитету старших, у них наблюдается повышенная восприимчивость, игровое отношение к деятельности, в том числе и учебной. Именно игра помогает им легко и быстро усваивать не только учебный материал, но и научить их быть внимательными, логично думать, рассуждать, доказывать и изобретать. Главное, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Детям младшего школьного возраста присуща расположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, даже научные. У детей данного возраста сильна направленность на внешний мир, но слабо развито – стремление вскрыть причину и сущность явления, они затрудняются выделять главное и существенное.

У учащихся с низким уровнем развития низкая мотивация обучения и плохо сформированы учебные интересы, что может отразиться на их дальнейшей, взрослой жизни. Низкое качество мыслительных процессов затрудняет обучение. Поэтому важно включить таких детей в дидактическую игру, что поможет им сосредоточиться на задании, а так же будет способствовать их развитию.

Способствуя развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, учитель одновременно формирует у них потребность в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности.

Развитие интеллектуальных способностей к концу младшего школьного возраста обуславливает возникновение способности к самооценке, самонаблюдению, к анализу и сопоставлению своих возможностей и способов деятельности. У детей изменяется отношение к учебной деятельности. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению новых знаний связано с переживаниями школьником чувства удовлетворённости своими успехами. Значит главная задача учителя, создать оптимальные условия для учебной деятельности и включение каждого ученика в процесс обучения, не зависимо от его уровня развития, подбирая подходящие для него задания и упражнения.

Кроме этого за период обучения в начальной школе у детей должны сформироваться следующие качества:

Произвольность внимания и мышления;

Основные компоненты учебной деятельности;

Высокий уровень активности в обучении;

Организованность и целенаправленность.

При направленности на развитие учебный процесс приобретает для ученика личностный характер. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнаёт способы её преодоления, что заставляет его действовать. Другими словами развитие младшего школьника становится более совершенным и облегчает процесс усвоения детьми знаний.

По результатам психолого-педагогического тестирования учащиеся в моём классе, показали разный уровень способностей:

С высокими способностями – 1 ч.;

Выше среднего – 6 ч.;

Средние – 10 ч.;

Низкие –5 ч.

Исходя из этих данных, выше перечисленного, а также из наблюдений за детьми, я выбрала для себя тему по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей учащихся».

Цель моего выступления, показать, что интеллектуальные способности необходимо развивать, так как они являются факторами, определяющими успешность обучения.

Предлагаю, посмотреть, как в ходе тренировочных упражнений и занятий улучшились способности учащихся в моём классе.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Интеллектуальные способности включают в себя: восприятие, память, мышление и внимание. Психологи рекомендуют начинать развитие способностей с восприятия, но не забывать, что одно должно быть связано с другим.

Итак, начнём с восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ – это основной, познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов при воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления. В основе этого процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

В качестве ведущих свойств восприятия учёные выделяют следующие:

  1. Осмыслённость – обеспечивает осознание того, что воспринимается, включает новые знания в систему уже имеющихся знаний;
  2. Обобщённость – отражение единичных объектов как особого проявления объекта общего, обычно сопровождается выводом;
  3. Целостность – позволяет получить целостный образ предмета, отдельные части и соотношения свойств воспринимаются в единстве;
  4. Константность – постоянство форм, величины и цвета предметов при изменяющихся условиях восприятия;
  5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов в сравнении с другими.

Восприятие включает в себя такие показатели, как;

  1. Объём – количество объектов, которые человек может воспринимать одновременно;
  2. Быстрота – время восприятия предмета;
  3. Точность – соответствие образа особенностям объекта;
  4. Полнота – степень этого соответствия;
  5. Надёжность – возможная длительность восприятия.

Кроме этого, восприятие подразделяется на виды:

  1. Простые - восприятие величины, формы, цвета;
  2. Сложные - сочетание простых видов;
  3. Специальные - восприятие пространства, времени и движения.

Как правило, у младших школьников процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, восприятие отличается слабой дифференцированностью.

Дети часто путают сходные по написанию цифры и буквы, используют зеркальное изображение букв, цифр, фигур (9 – 6, з – е, н – к).

В диктантах – пропуск и замена букв в словах, следствие нечёткого восприятие текста на слух. Для того чтобы дети не допускали таких ошибок, необходимы специальные занятия или упражнения на развитие всех видов восприятия.

В течение всего первого года обучения детей в школе я использовала на уроках и на дополнительных занятиях упражнения на развитие восприятия.

Для этого вводила дидактические игры, как одно из эффективных средств развития интереса к изучаемому предмету.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВОСПРИЯТИЯ

«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

На уроках обучения грамоте и письма:

  1. «Элементы» - Выписать буквы, состоящие из двух, трёх, четырёх элементов.
  2. «Найди пару» - Записать буквы сходные по построению; буквы, имеющие зеркальное отношение.
  3. «Строим буквы» - составить ряд букв, которые сделаны из одного материала (одинаковых элементов).
  4. «Дешифровщик» - скопировать узор, выписать буквы, скрытые в узор.
  1. «Сканер» - игра проводится в парах: 1- считает буквы, 2 – засекает время, затем роли меняются. Выигрывает тот, кто меньше допустил ошибок и меньше затратил времени. Эта игра так же развивает скорость восприятия.

На уроках математики, аналогичная работа ведётся с цифрами и геометрическими фигурами:

2. «Пятый лишний» - Найти лишнюю фигуру, объяснить свой выбор.

На уроках окружающего мира:

  1. «Чувства» - Определить по лицам настроение людей.
  2. «Найди животное» - Игра проводится в парах: 1-называет части, признаки животного, 2 – отгадывает, затем роли меняются.

«АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Наборщик» - составление слов из заданного слова по системе.

Например: Гастроном – гам, гром, гомон, гном, астроном и т.д.

  1. «Существенные и несущественные признаки» - анализ предметов

(Н-А, (9-6, П-Т-Г), фигур, рисунков.

  1. «Анаграммы».

Елот – лето, есван – весна, имаз – зима, ормзо – мороз.

На уроках математики:

  1. «Установи закономерность» - Нахождение недостающей фигуры, числа и т. д.
  2. «Заполни домик» - Выяснив, принцип заполнения по образцу, заполнить остальные домики числами, которые получились в результате арифметических действий.

На уроках окружающего мира:

  1. «Угадай-ка» - Называние свойств предмета, не называя самого предмета.
  2. «Чёрный ящик» - Определить на ощупь, что лежит в ящике.

«КОНКРЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

На уроках русского языка:

На уроках математики:

  1. «Сосчитай фигуры»
  2. «Определи последовательность» - Дан ряд чисел, определить правило построения ряд: 2, 4, 6, 7, 8. …

Аналогичная работа проводится с геометрическими фигурами, линиями и выражениями.

«ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Слоги – слова» - Дополнить слоги до слов:

Со – (к, рока, н), - та (кофта, парта, карта), - ра – (барабан, карандаш).

  1. «Фантазёр» - Дополнить предложение, используя разные варианты окончания: реальный, юмористический, фантастический, абсурдный конец.
  1. «Найди слова» - Выписать слова, спрятанные в строчках.

Например: ирепадсзалмт акозазснегмач

Кроме этого на развитие точности и скорости восприятия, на уроках математики, использую таблицы – матрицы, заодно отрабатываются вычислительные навыки, навыки счёта и знание последовательности натурального ряда чисел, как в порядке возрастания, так и в порядке убывания.

Для развития целостности восприятия на уроках изобразительного искусства, использую игру «Меткий глаз» в разных вариациях:

  1. по фрагменту узнать картину, которую раньше уже видели;
  2. рассмотреть картину (2-3 мин), описать её по вопросам взрослого;
  3. через окошечко рассмотреть незнакомую картину и попытаться представить, что на ней нарисовано.

Восприятие времени очень трудная задача, большая часть учащихся преувеличивает реальную длительность промежутков времени, или наоборот преуменьшают, так как у них не выработан рефлекс времени. Для отработки чувства времени можно использовать следующие игры:

-«Секундомер» - Определить «на глаз», сколько секунд прошло между первым и вторым сигналом;

-«Повтори ритм» - Ребёнок должен повторить действия ведущего (хлопки, выстукивание и т.д.).

В процессе такой работы восприятие становится:

  1. более анализирующим;
  2. более дифференцирующим;
  3. принимает характер организованного наблюдения (работа по плану, схеме, системе);
  4. изменяется роль слова.

В результате восприятие переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение, которое становится более осмысленным и целостным.

Итоговая диагностика показала, что в результате проведённой работы, уровень развития восприятию учащихся класса возросла.

(См. Диаграмму «Уровень восприятия» 1 класс).

Следующий этап работы – это развитие памяти.

ПАМЯТЬ - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

В памяти различают такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

По цели деятельности память бывает:

  1. Непроизвольная – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание осуществляется непосредственно в деятельности.
  2. Произвольная – это мнемоническая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить материал и связанная с использование особых приёмов и способов запоминания.

По продолжительности запоминания и сохранения материала различают кратковременную и долговременную память.

Кроме этого, память ещё бывает оперативная, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти.

Оперативная память имеет важное значение при выполнении сложных действий, когда нужно удержать в уме некоторые промежуточные результаты (арифметические вычисления, выборочное чтение, списывание).

В зависимости от особенностей материала, который запоминается, память различают трёх видов:

  1. Наглядно-образная память , обеспечивающая запоминание наглядных образов, звуки, запахи, вкус (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая).
  2. Словесно-логическая память , то есть память на определённые слова, понятия, мысли.
  3. Эмоциональная, чувственная память – это эмоции, чувства, переживания человека.

Так же память обладает некоторыми свойствами - это объём, прочность, точность и организованность.

Память младших школьников сознательная и организованная. Однако у младших школьников более развита память наглядно-образная. Они лучше запоминают конкретные факты, цвет. А логическая память развита слабо,

поэтому учащимся трудно запоминать определения, правила и доказательства. Значит необходимо приучать детей к запоминанию логически связанных значений, что одновременно способствует развитию мышления. Дети не умеют правильно организовывать процесс запоминания, не выделяют опорные понятия для запоминания и не пользуются логическими схемами.

В основном у детей преобладает механическое запоминание и слабо развито произвольное и осмысленное запоминание. Недостаточно развит самоконтроль.

Показателем произвольности служат приёмы запоминания. Это может быть многократное перечитывание материала, затем чередование чтения и пересказа. Важным приёмом осмысленного запоминания, является деление текста на смысловые части. Кроме этого используется наглядный материал (схемы).

К семи годам ребёнок уже умеет выделять мнемоническую задачу, то есть осознавать цель запоминания, следовательно, его необходимо познакомить с приёмами, которые помогают быстрому запоминанию.

Приёмов запоминания несколько, рассмотрим некоторые из них:

  1. Группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям;
  2. Аналогия – установление сходства, подобия в определённых отношениях предметов, явлений или понятий:
  3. Схематизация – изображение чего-либо в основных чертах, упрощение представления запоминаемой информации;
  4. Смысловое соотнесение – соответствие запоминаемого материала информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой информацией;
  5. Составление плана – выделение опорных моментов;
  6. Повторение – многократное повторение одной и той же информации.

Проведя диагностику уровня развития памяти, выяснила, что у учащихся моего класса, преобладает логическая память, а западает слуховая и зрительная. Следовательно, детям трудно воспринимать и запоминать материал, представленный со слов учителя. Поэтому ежедневно на разных предметах я проводила минутки, на развитие слуховой или зрительной памяти.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

«СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ»

На уроках русского языка:

  1. «Чуткое ухо» - Запись букв, слов по памяти, воспринимая их на слух.
  2. «Выбери слова» - Учитель диктует ряд слов, дети, запомнив их, записывают только существительные, или только прилагательные (Дирижабль, лапка, яблочный, гроза, утка, молоть, попугай, листок, рисовать).

На уроках математики аналогичная работа проводится с числами, выражениями и задачами.

«ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

На уроках русского языка:

  1. «Столбик слов» - Прочитать слова, записать то, что запомнили.

Например: крыса, после, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник.

Исключи «лишнее» слово.

  1. «Видел – слышал» - На доске ряд слов, учитель ведёт указкой по столбику слов, дети читают их про себя, а учитель в это время произносит другое слово. Затем дети записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

Например: «видел» «слышал»

Книга ручка

Ученик перо

Тетрадь буква

Указка учитель

Кукла глаза

Часы урок

Яблоко вишня

Огурец лук

Конфеты банан

Хлеб лимон

Здесь же формируется ассоциативное запоминание.

На уроках математики:

  1. «Домики» - Запомнить схему, зарисовать по памяти.
  2. «Ряд чисел» - Рассмотреть ряд чисел, знаков, фигур, записать то, что запомнили (10 знаков): + . / ? - : х, ! + или 6 5 4 4 3 8 8 3 1

«ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»

«ПРИЁМ «ГРУППИРОВКИ»

На уроках русского языка:

1. «Группы слов» - На доске записаны слова. Предложить детям разбить их

На группы, подобрав обоснование для группировки. Слова подбираются

В зависимости от учебного материала, обоснования для группировки

Предлагают дети или учитель.

Например: Хлеб, вода, сказка, суп, гора, варежка, зуб, поля .

Обоснованием может быть: количество букв, слогов; род; орфограмма.

2.«Группы предложений» - аналогично.

Например: Выпал снег. Подул ветер. Тучи закрыли всё небо. Наступила

Зима. Реки покрылись льдом. Природа заснула.

Обоснованием может быть: распространенное или нераспространенное

Предложение.

На уроках математики:

  1. «Группы чисел»

Даны числа: 2, 12, 4, 27, 103, 5, 42, 703, 55, 127.

Обоснование: однозначные, двузначные и трёхзначные числа; числа,

В которых есть цифра «2» и где нет этой цифры.

  1. «Группы выражений»

Даны выражения: 65 + 45 54 – 34 76 – 34 23 + 67

2х3 56: 7 48: 8 4 х 6

Обоснование: арифметические действия; увеличение или уменьшение

Результатов вычисления.

На уроках окружающего мира:

  1. «Животные» - Распределить животных по группам. Это могут быть видовые группы, животные, связанные питание или местом обитания.
  2. «Перестановка групп» - Расположить предметы по группам, запомнить. Дети закрывают глаза, учитель в это время переставляет группу, либо меняет картинки в какой-либо группе. Дети должны найти изменения.

«СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Тройки» - Учитель читает тройки слов, дети их запоминают. Затем учитель называет первое слово, а детям предлагает записать втрое и третье.

Например: весна – солнце – ручей река – рыболовы – уха

Пчела – улей – мёд мост – река – вода

  1. «Пары слов» - Аналогично.

Например: шум – вода мост – река

Лес – медведь стол – обеденный

Час – минута дуб – жёлудь

Рубль – копейка гвоздь – доска

Рой – пчёлы школа – учитель

Назови «лишнюю» пару.

  1. «Кто больше» - записать как можно больше слов на заданную тему или букву. Время ограничено.
  2. «Слово и картинка» - Дети рассматривают восемь картинок, учитель называет слова, дети соотносят их с картинками и запоминают. Затем учитель предлагает записать, что видели и что слышали.

Например: Картинки (см. приложение №1) –портфель, солнце, груша,

Дерево, якорь, карандаш, трактор, цветок.

Слова: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба,

Книга.

«СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ»

  1. «Сочиняй-ка» - Даны слова: рябина, глаза, лев, ведро, краска, гудок, игра, лист, шина, звук. Сочините историю, используя все слова.

Например: «Лев мчался на шине, держа в лапе ведро с краской.

Началась игра, и раздался звук гудка. Лев поднял глаза на

Рябину, где висел лист и упал».

Затем предлагается записать опорные слова.

  1. «Пересказ по кругу» - Пересказ текста по одному предложению.
  2. «Цепочка» - Первый – называет слов, второй – повторяет его слово и добавляет своё и т. д.
  3. «Наизусть» - Чтение стихотворения (1 мин). Затем по «цепочке» начинают рассказывать текст наизусть до первой ошибки. Затем начинает второй и т.д.

«СХЕМАТИЗАЦИЯ»

На уроках русского языка:

«Схема – картинка» - Дети рассматривают схемы, затем записывают слова

По памяти (см. приложение №2) Слова: ракета, жираф, тарелка, пальто,

Велосипед, сумка, гриб, пирамидка, часы, стул, телевизор, рыба.

Делят данные слова на группы по заданному обоснованию

(по орфограммам).

На уроках окружающего мира:

«Схема – слово» - Учитель называет слова, дети зарисовывают к ним схемы

(дерево, поезд, шахматы, ковёр, рак, синица, рояль, щука, солнце, ложка,

Камень, трава). Затем нужно подписать нарисованные схемы.

Можно предложить разделить слова на группы (объекты живой природы, неживой природы и изделия человека).

На уроках литературного чтения:

«История по схеме» По рисунку – схеме составить рассказ

(см. приложение №3).

«СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА »

На уроках литературного чтения и окружающего мира:

  1. «Составь план» - по ходу чтения истории, дети составляют план. Затем по плану пересказывают.
  2. «Измени план» - Дан план текста, в нём есть неточности. Предлагается после прослушивания текста, исправить ошибки.

«ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

На уроках окружающего мира:

«Картинка» - Рассмотреть картинку (30 сек.), назвать то, что запомнили.

На уроках математики:

«Числа» - Рассмотреть ряд чисел (30 сек.), записать то, что запомнили.

Например: 16 78 53 23

36 14 47 32

89 92 59 64

К. Д. Ушинский сказал: «Причиной забывчивости часто бывает леность вспоминать забытое. Упорное припоминание есть труд и труд иногда нелёгкий, к которому должно приучать дитя понемногу».

Под влиянием данной работы, память развивается в двух направлениях:

Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания;

Ребёнок умеет управлять своей памятью, регулировать её проявления (запоминание и припоминание).

Итоговые результаты показали, что уровень зрительной, механической и логической памяти значительно увеличился. Хуже дело обстоит со слуховой памятью, над развитием которой мы продолжаем работать и в 3 классе.

(См. диаграмму «Уровень и объём памяти» 2 класс).

Перейдём к развитию логического мышления.

МЫШЛЕНИЕ - это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Это познавательный процесс, обобщённо и опосредственно отражающий отношения предметов.

Рефлексия – это размышление человека о своих действиях. В ходе такого размышления он оценивает свои действия, осознаёт правила, в соответствии с которыми он их осуществляет.

Представим мышление по видам:

  1. Наглядно-действенное мышление – это выделение связей и отношений путём реального действия с предметами. Этот вид мышления является первичным.
  2. Наглядно-образное мышление – это действия с образами в уме, во время решения задачи.
  3. Абстрактное или логическое - это мышление, оперирующее знаками.

Различия между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций, и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление является более эффективным, когда существенные свойства предмета можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Когда же свойства представить нельзя, их можно обозначить знаками.

Так же важен внутренний план действий, или способность действовать в уме – это умение планировать свои действия, строить программу без внешних опор. Внутренний план действия – это сочетание мышления, памяти и внимания.

Овладение мыслительными действиями происходит поэтапно: действия во внешнем плане, которое переходит потом во внутренний план. Младшему школьнику для решения задачи необходим реальный предмет, поэтому важно перевести его мышление на абстрактный уровень. Необходимо развивать умение ставить вопросы, выделять часть и целое, устанавливать закономерности и делать выводы. Всё это поможет в решении проблем, при чём с применением многих вариантов решения поставленной задачи.

Психолог Л. С. Выготский отмечал, что развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращение в регулируемые, произвольные процессы.

Для полноценного развития ребёнок должен овладеть определённым минимумом логических знаний и умений.

К числу общелогических умений относятся:

  1. Умение выполнять логическое действие классификации.
  2. Умение давать определение знакомого понятия через родовое и видовое отличие.
  3. Умение строить простейшие умозаключения.

Остановимся на приёмах, которыми должны овладеть учащиеся в младшем школьном возрасте:

  1. Анализ – этот процесс развивается при практически-действенного

к чувственному (расположение части и свойств предмета

В определённой системе, нахождение главного, определение

Взаимосвязи между объектами).

  1. Синтез – происходит от простого к сложному. В результате части целого соединяются вместе. Синтез тесно связан с анализом, они совершаются в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез.

В свою очередь, синтез оказывает влияние на качество анализа.

  1. Сравнение – приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
  1. Обобщение – мысленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
  1. Классификация – мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.
  1. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение их от других (существенные и несущественные признаки).
  1. Систематизация – это мысленное построение системы, расположение объектов в определённом порядке, установление между ними определённой последовательности.
  1. Смысловое соотнесение – мыслительное сопоставление, сравнение предметов по их смыслу, назначению и другим внутренним свойствам.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

«СРАВНЕНИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Общее и основное» - Выделение общих и отличительных признаков.

Например: медведь – лиса море – река

Дерево – цветок добрый – зло шахматы – шашки

  1. «Пары слов» - Найти общее и отличительное в понятиях и в словах.

Например: кошка - книга - крыша печь – течь – речь

Морж – нож – ковш число – весло – кресло

На уроках литературного чтения:

  1. «Пословицы» - Найди общие и отличительные черты пословиц.

Например: а) «Конь корове не товарищ» -

«Лучше телёнок в хлеву, чем корова за горой».

б) «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» - «Старого воробья

На мякине не проведёшь».

в) «Не всякий умён, кто хорошо наряжен» - «Чужим умом в люди

Не выйдешь».

  1. «Выбери пару» - Даны пословицы, надо их распределить парами.

Например: «Всякому терпению мера»

«Терпенье и труд всё перетрут»

«Велик телом, да мал делом».

«Мал золотник, да дорог».

  1. «Главное» - Подобрать подходящую по смыслу пословицу.

Например: «Кончил дело, гуляй смело» -

«Дело лени не любит»,

«Делу время, потехе час»,

«Пошло дело на лад, и сам ему рад».

На уроках математики:

  1. «Домики» - Найти домики (фигуры) сходные деталями.
  2. «Пары чисел» - Сравнить числа, выражения, фигуры.

Например: 7 и 71, 77 и 71, 31 и 38.

На уроках окружающего мира:

  1. «Отличия» - Чем отличаются?

Например: осень и зима, лето и зима,

Белый гриб от мухомора, берёза от ели.

  1. «Сравни полезные ископаемые» - (во время практических работ)

Выделение одинаковых и отличительных свойств полезных

Ископаемых? Например: глина и песок, нефть и газ, торф и уголь.

«ОБОБЩЕНИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Что это?» - продолжить ряд слов, подобрать обобщающее.

Например: Вторник, среда, … - это (дни недели);

Цветы, деревья, … – это (растения);

Юг, восток, … - это (стороны света).

  1. «Что лишнее?» - Выделение на слух лишнего слова.

Например: трамвай, самолёт, пароход, колесо;

Малина, яблоко, калина, земляника.

  1. «Установи порядок» - Установить в отношениях последовательность подчинения.

Например: обувь, валенки, зимняя обувь;

Мебель, стол, письменный стол.

На уроках изобразительного искусства:

«Узор» - Установить общее и отличительное в построении узора, продолжить его.

«СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

На уроках русского языка или литературного чтения:

«Алгоритм» Это строго заданная последовательность действий, позволяющая

Достичь определённой цели.

Составить рассказ по «Цицерону»:

Кто – что – где – чем – зачем – как – когда?

На уроках математики:

«Продолжи ряд»

Например: 28, 25, 22, …, 16, 13

А, Г, Ж, …М, П.

«СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Смысловые пары» - Выбери то, что создаст такую же пару, как на образце.

Например: груша – фрукт,

Клён – листок, дуб, дерево, земля, паук.

  1. «Скажи иначе» - Повторить предложение, не назвав ни одного слова, но смысл не менять.

Например: Я люблю дождливую погоду. - Мне нравиться, когда небо

Затянуто тучами, пасмурно и влажно.

  1. «Пословицы» - Найди пословицу по описанию.

Например: Смелые и решительные люди побеждают в любом деле.

а) Счастье видишь – смелее идёшь.

б) Уверенность приносит победу.

в) Смелость города берёт. +

г) Победа любит старание.

«КЛАССИФИКАЦИЯ»

Классификация – один из ведущих приёмов мышления.

Прежде надо познакомить с правилами её проведения:

  1. Для основания классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы.
  2. Все объекты должны быть отнесены к какому-либо классу.
  3. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга (относится только к одному классу).
  4. Подразделение на классы должно быть непрерывным.
  5. Один предмет не является объектом класса.

На уроках русского языка:

«Слова» - Раздели слова на группы

Например: чиж, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска, акула,

Лев, гвоздика.

Обоснованием может быть: количество слогов, перенос, род.

На уроках литературного чтения:

Например: зачин, кульминация, олицетворение, развязка, концовка,

Метафора, завязка, композиция, сюжет.

Обоснование: части сказок, части рассказа, литературные приёмы.

На уроках математики аналогичная работа проводится с выражениями, задачами, числами, геометрическими фигурами.

На уроках окружающего мира:

  1. «Животные» - Распредели животных по родам и видам: слон, бабочка, карась, сова, муравей, корова, ласточка, щука, лягушка, ящерица, крокодил, змея.
  2. «Чего больше?» - Растений или кустов?

Зайцев или собак?

Зверей или животных?

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Определить понятие – это, значит, установить ближайший род и видовое отличие.

Определение должно отвечать требованиям:

  1. Должно быть соразмерным.
  2. Оно не должно быть отрицательным.
  3. Оно должно быть точным и ясным.

На уроках русского языка:

  1. «Дай определение» -

Например: Стакан – это … (посуда для питья, изготовленная из стекла);

Градусник – это … (прибор для измерения температуры).

  1. «Что это такое?» - По определению установить понятие:

Например: Человек, который лечит больных – это (врач);

Прибор для определения сторон света – это (компас).

На уроках математики:

  1. «Назови одним словом» - 2, 3, 4, 5, - это …

18, 10, 45, 76, 76 –

  1. «Фигуры» - расположить фигуры по группам и дать им определение.
  1. «Дай определение» -

Квадрат – это …(прямоугольник (родовое понятие), в котором все

Стороны равны (видовое отличие).

«УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ»

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями и суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлечённое из содержания исходных суждений.

На уроках математики:

  1. «Распутай суждения»

Например: Таня и Оля ели фрукты. Кто-то из них ел персики, кто-то –

Абрикосы. Таня ела абрикосы, что ела Оля?

  1. «Логические задачи»

Например: На верёвке завязали четыре узла. На сколько частей эти

Узлы разделили верёвку?

(Работа со схемами: 4 3 5).

  1. «Знайка» - Обосновать ответ.

Например: В часе … (60, 90, 30 мин).

В задаче есть … (условие, ответ, решение, действие и

Вопрос).

В ходе такой работы выявились следующие результаты

(см. диаграмму «Уровень логического мышления»).

Если в начале дети отмечали, прежде всего, наглядные внешние признаки предметов (цвет, размер и форму), то к настоящему времени – больше опираются на знания и представления, сложившиеся в процессе обучения (внутренние свойства).

Мышление младшего школьника в своём развитии идёт от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между группой объектов. Особые трудности испытывают учащиеся при установлении причинно-следственных связей и действий по аналогии. Над этим предстоит работать в дальнейшем.

Последний этап – развитие произвольного внимания.

ВНИМАНИЕ - это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным процессам.

К. Д. Ушинский говорил о роли внимания: «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Младший школьный возраст, как правило, характеризуется невнимательностью, несобранностью и отвлекаемостью. Внимание детей 6 – 7 летнего возраста слабо организовано. Имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняет недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

Внимание подразделяется на:

  1. Непроизвольное – то есть психическая деятельность устремляется как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий. По своему происхождению – это внимание биологическое (чувства, звук, свет, запах).
  2. Произвольное – формируется у ребёнка только в общении

Со взрослыми, имеет социальное происхождение. Это внимание

Связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

Произвольное внимание наиболее интенсивно развивается в учебной

Деятельности и играет в ней важную роль.

Ни один психический процесс не может протекать без внимания.

Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей. А недостатки внимания могут приводить к недопониманию нового материала, плохому запоминанию.

Внимание характеризуется следующими свойствами:

  1. Избирательность – это произвольный или непроизвольный выбор, выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.
  1. Концентрированность – степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации.
  1. Устойчивость – длительное привлечение внимания на одном и том же объекте. Максимальная устойчивость школьника – 1- 2 минуты.
  1. Объём – это количество объектов, которое человек способен воспринимать единовременно. Младший школьник одновременно может воспринимать 3-4 объекта.
  1. Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а нескольких действий одновременно.
  1. Переключаемость – скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство тесным образом связано с концентрацией внимания. Чем выше степень концентрации, тем труднее переключаться на другую деятельность.

Замечено, что внимание младших школьников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. Учитывая эту особенность, занятия с детьми лучше проводить, чередуя работу, требующую умственных действий, с выполнением различных заданий, где надо что-то делать руками.

Важно развивать у детей способность делать определённые волевые усилия в ходе решения различных интеллектуальных задач.

Хорошо развитые свойства и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показали, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам.

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью.

Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно тренировать.

Успешность тренировки внимания определяется так же индивидуально – типологическими особенностями ребёнка. Установлено, что сочетание свойств нервной системы могут способствовать или, наоборот, препятствовать оптимальному развитию внимания.

Как же управлять внимание ребёнка?

Особую роль в жизни младшего школьника играет познавательная потребность. Она проявляется в любознательности, любопытстве, исследовательской деятельности. И если создать благоприятные условия для удовлетворения этой потребности, то ребёнок максимально мобилизует своё внимание, проявляет интерес к объекту и эффективно обучается.

Побуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относятся следующее:

  1. Оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребёнка можно удерживать достаточно долго.
  2. Определённый дефицит информации, стимулирующий воображение ребёнка. Другими словами – это, когда взрослый «не разжёвывает» новый материал, а оставляет некоторое «поле» деятельности для мыслей, предоставляет возможность соучастия в открытии нового.
  3. Использование нестандартного вопроса, постановка проблемы.

Такие вопросы заставляют думать и пробуждают воображение и внимание.

Привлечь внимание ребёнка трудно, но можно. Гораздо труднее удержать это внимание. Наиболее действенным приёмом в таких случаях является перемена деятельности, приводящая к разгрузке.

Важным в развитии внимания, является качество – наблюдаемость, это способность подмечать в предметах и явлениях малозаметных, но существенные особенности. Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ

«УСТОЙЧИВОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ»

На уроках русского языка:

Например: Возле дома на дарошке воробьи кливали брошки. Зимой

В саду расцвели яблони. На столе лежыткнига.

  1. «Назови слово, используя код».

Например: жошгцчорщойд – Исключи непарные согласные по

Твёрдости – мягкости (огород).

На уроках литературного чтения:

  1. «Тайнопись» - Прочитать предложение.

Например: бсолнцеитравсталоарнктрано.

  1. Чтение текста до определённого выражения.

На уроках математики:

  1. «Цифры в кривом зеркале» (см. приложение №4).
  2. «Арифметические диктанты», развивают так же слуховую память.
  3. «Найди порядок» - Расположи числа в порядке возрастания, уменьшения.
  4. «Найди ошибки» - Дан ряд выражений: равенств и неравенств, найти верные, исправить неверные выражения.

10 + х = 29 45

«ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ»

На уроках русского языка:

  1. «Найди слова» Найди слова, спрятанные в буквенном тексте.

кякора

оашоус

лфбыкр

ежукаи

выдомс

  1. «Корректурная проба» - Чередование правил вычёркивания определённых букв, цифр, знаков.

На уроках математики:

  1. «Числовые цепочки»
  1. «Волшебные фрукты» – Три весёлых друга отправились на поиски фруктов, если съесть банан, то станешь мудрым, ананас – сильным, а виноград – добрым. Идти надо по правилу. Кто сколько фруктов соберёт? (обезьяна – 2 банана, слонёнок – 5 ананасов, жираф – 4 грозди винограда). Маршрут прослеживают только глазами (см. приложение №5).
  2. «Шифровка» - Решить пример, выпиши буквы в порядке убывания двузначных значений выражений и прочти слово (циркуль).

А11-3=9 М3+7+0 = 10 У8+5=13

И17-1+2=18 Ь10-2+3=11 Ч10-(2+3)=5

Я9-5-4=0 Л10-4+6=12

-25-

  1. «Юлий Цезарь» - Счёт от 1 до 20 и в это время приседания, ритм не должен совпадать.
  2. «Счёт с помехой» - Произносим 2, пишем 10, произносим 3, пишем 9.
  3. «Нарисуй маршрут» (см. приложение № 6).

«ОБЪЁМ»

На уроках русского языка:

  1. «Меткий глаз». В течение 20 секунд, найти как можно больше предметов, отвечающих на вопрос кто? и находящихся в данном помещении.
  2. «Запомни» - Распредели данные понятия в группы.

На уроках математики:

  1. «Пропущенные числа» - Найти все числа в порядке убывания, увеличения.
  2. «Задачи в стихах»

Потому что жадина – «профессия» тяжёлая.

И вздыхает Верочка, жадненькая девочка –

В кулаке зажаты три конфеты с мятой,

Две конфеты с маком.

В то, то Вера угостит, никому не верится,

Сколькими конфетами Верочка поделится?

-Сколько конфет было у Верочки с изюмом? шоколадных? мятных?

«ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ»

На уроках русского языка:

  1. «Запретные слова» - Вводится правило, например, нельзя говорить нет, чёрный , отвечая на поставленные вопросы.

-Вы сегодня, смотрели кино?

-Какой цвет контрастен белому?

  1. «Спрятанные слова» - Выписать названия животных.

Например: кшлисавкабанрякмабарсзтмышь.

  1. «Найди и подчеркни слова» - аналогично.

На уроках математики:

  1. «Запретные числа» - Дети называют числа, не трогая 4, 6, 7. Счёт идёт до 40.
  2. «Найди адрес» (см. приложение №7, 8).

Первый вариант: Нарисовать вазы с яблоками по адресам.

Второй вариант: Записать адрес клетки, в которой находится кораблик.

-26-

В ходе занятий, произвольность и способность к саморегуляции становятся более существенными и переходят на уровень устойчивости и распространяются на все виды деятельности учащихся. Уровень развития произвольности внимания пока невысок, поэтому данная работа будет продолжаться и дальше.

Чтобы выяснить результаты работы совместно с психологами школы проводила диагностику уровня интеллектуальных способностей учащихся моего класса. Результаты показали, что повысили уровень:

-восприятия – 7 человек;

-памяти – 8 человек;

-мышления – 10 человек.

Уровень развития внимание будет проверяться в конце учебного года.

Также выяснилось, что повысился уровень зрительной и смысловой памяти, восприятие стало прогностическим и дифференцированным, учащиеся усвоили приёмы классификации. Однако надо отметить, что слуховая память оставляет желать лучшего; так же учащиеся испытывают трудности проводить аналогию, делать умозаключения; слабо развито произвольное внимание. Над этим предстоит работать в дальнейшем.

Данная информация помогает мне в построении более эффективного обучения и создаёт условия для всестороннего развития личности учащихся.

Кроме этого, с первого класса веду отслеживание качества знаний по предметам. Проанализировав эти результаты, сделала вывод, что учащиеся, которые повысили уровень интеллектуальных способностей, улучшили и качество успеваемости (5человек).

Подведя итог своей деятельности, ещё раз прихожу к выводу, что низкий уровень развития способностей одна из причин низкой успеваемости. Поэтому, считаю необходимостью и дальше продолжать работу в выбранном направлении, чтобы помочь каждому конкретному ребёнку подняться на более высокую ступень в обучении и развитии.

-27-

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией

М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. - Москва, 1984.

  1. Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить. –

Харьков, 1998.

  1. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. - Москва, 1999.
  1. Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности. -Москва, 1999.
  1. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. -

Москва, 1999.

  1. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
  1. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1997.
  1. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. - Ярославль, 1998.
  1. Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей. - Ярославль, 1997.
  1. Черемошкина Л. В. Развитие внимания у детей. - Ярославль, 1996.
  1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - Москва, 2001.
  1. Зак А. З. 600 игровых задач на развитие логического мышления. - Ярославль, 1998.
  1. Копылов Н. А. Задачи на развитие логического мышления. -

Москва, 1998.

  1. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. -

Москва, 1997.

  1. Карпова Е. В. Дидактические игры. - Ярославль, 1997.


Тихомирова Лариса Федоровна - доктор педагогических наук, профессор.

В 1979 году с отличием закончила лечебный факультет Ярославского Государственного Медицинского Университета по специальности лечебно-профилактической. В 1989 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. С 1990 по 1998 год работала доцентом кафедры психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного института повышения квалификации работников образования.

В 1993 году ей было присвоено ученое звание доцента по данной кафедре. С 1998 по 2000 год работала проректором по научно-методической работе Ярославского областного института повышения квалификации работников образования. С 1999 по 2000 год прошла профессиональную переподготовку в Государственном образовательном учреждении Ярославской области институте повышения квалификации работников образования по социальной педагогике - психологии семейного профиля. В 2001 году поступила в докторантуру на кафедру социального управления Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, одновременно вела занятия со студентами, работая на кафедре социальной педагогики в должности доцента.

В 2004 году Л.Ф. Тихомирова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Избрана по конкурсу на должность профессора кафедры социальной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Тихомирова Л.Ф. имеет более 100 опубликованных научных трудов.

Книги (5)

Логика. Дети 5-7 лет

Задания, упражнения и игры, представленные в данном пособии, помогут развить мышление детей старшего дошкольного возраста, научить выделять существенные признаки предметов, сравнивать по существенным и несущественным признакам, обобщать и классифицировать предметы.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов, родителей. Окажет существенную помощь в подготовке детей к школе.

Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к математике.

В данном пособии собраны упражнения и дидактические игры, способствующие более осознанному и глубокому усвоению программного математического материалам развитию у младших школьников мышления, памяти, внимания.

Развитие интеллектуальных способностей школьника

Пособие содержит материалы по диагностике интеллектуальных способностей школьников, а также задания и упражнения для их развития. Использование тренингов и игр позволит этот процесс сделать более эмоционально приятным, а, следовательно, и более эффективным.

1. Определяем массу редуктора:

где ρ – плотность чугуна, 7,4·10 3 кг/м 3 ;

φ – коэффициент заполнение, 8,6 рис. 12.3;

d 1 ,d 2 – делительные диаметры, см. табл. 4.3;

2. Определим технический уровень редуктора:

где Т 2 – крутящий момент, см. табл. 2.2

;

т.о. по табл. 12.1 определяем что технический уровень редуктора является средним, в большинстве случаев производство экономически не оправдано


Список литературы

1. Чернавский С.А., Боков К. Н., Чернин М. И. и др. /Курсовое проектирование деталей машин./, 3-е изд. - М.: «Альянс», - 2005. – 416 с.

2. Чернилевский Д. В., /Детали машин. Проектирование приводов технологического оборудования./, 3-е изд. – М.: «Машиностроение», - 2004. – 560 с.

3. Шейнблит А. Е., /Курсовое проектирование деталей машин./, 2-е изд. перераб. и дополн. – Калининград: «Янтар. сказ» - 2002. – 254 с.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для родителей и педаго­гов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.

Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста

1. Восприятие

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

3. Внимание

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста

Заключение к части I

Приложение

II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста

1. Восприятие

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащихся младших классов

Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников

Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена

Диагностика памяти младших школьников

3. Внимание

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

Заключение к части II

Приложение

Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.