Викторины по развитию речи в старшей группе. Викторина для родителей "развиваем нашу речь" методическая разработка по развитию речи на тему

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

Средняя общеобразовательная школа с.Батово

Подготовила и провела

Воспитатель Рогулина Н.А.

2016 год

Цель: формирование коммуникативно - речевой активности родителей.

Задачи:

Активизировать речь взрослых;
- развивать память и логическое мышление;
- формировать умение получать удовольствие от общения друг с другом;
- способствовать установлению партнерских отношений в коллективе родителей;
- развивать навыки культуры общения.

Ход викторины:

Воспитатель:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения; формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:

  • партнёрство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
  • помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Эффективной формой взаимодействия является проведение различных мероприятий.

Поэтому я предлагаю вам принять участие в викторине "Развиваем нашу речь".

(Родители делятся на 2 команды: "Знатоки" , "Умники" . Викторина носит соревновательный характер. За каждый раунд команда получает фишку. Команда, набравшая больше фишек - победитель. Участники команд садятся за столы).

1 раунд: "На вопросы, не зевай, очень быстро отвечай!"

1 задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
- Слова, употребляемые жителем той или иной местности. (Диалект).
- Слова, имеющие противоположные значения.(Антонимы).
2 задание: На мольберте выставлены 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова: снег, зима. Написать на карточках однокоренные слова и прикрепить их на ветки. (На ветках приклеен двухсторонний скотч).
Снег - снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, снегопад, снежный.
Зима - зимушка, зимний, зимовать, озимые,зимовье, зимующие.

3 задание: Объясните название растений: малина, смородина.
Малина - от слов "малый" , "маленький". Ягода малина состоит из маленьких частей, как бы сплетенных между собой.
Смородина - "смрад" - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
4 задание: Отгадать слово - омоним.
Один в огороде на грядке растет,
Другой же по цели стрелой попадет. (Лук).
Первый на небе ночами сияет,
А во втором дней по 30 бывает. (Месяц).
5 задание: На карточках написаны слова, к которым надо подобрать синоним. Каждая команда выбирает по 2 карточки.
Друг - (приятель).
Бежать - (мчаться).
Бережно - (аккуратно).
Быстро - (мгновенно).

6 задание: Подобрать схожее по звучанию слово (в быстром темпе).
Спички - синички,
Значок - крючок,
Халат - салат,
Елка - иголка,
Белка - стрелка,
Дворец - певец,
Топор - забор,
Ворона - корона.

2 раунд: Пословицы и поговорки".

1 задание: Найти и исправить ошибку.
- Пришел, увидел, купил.(Победил).
- Землю красит солнце, а человека - парикмахер.(Труд).
- Мало хотеть - надо клянчить.(Уметь).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
2 задание: Составить предложение.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит).
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак - учить).
3 задание: Мы знаем много поговорок, но они стали поговорками в наше время, так как вторая часть забыта. Вам надо вспомнить или придумать их вторую часть.
"Молодо - зелено...(погулять велено)."
"Голод - не тетка...(пирожка не подсунет)."
"На чужой каравай рот не разевай...(а пораньше вставай и свой затевай)."
"По Сеньке шапка...(по Ереме колпак)."
4 задание: Перевести пословицу (поговорку) на русский язык.
- Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее.(Англ).(Баба с возу - кобыле легче).
- Бежал от дождя, попал под ливень.(Араб).(Из огня да в полымя).
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Фин).(Язык до Киева доведет).
- Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет. (Иран).(На безрыбье и рак рыба).

3 раунд: "Что за прелесть эти сказки!"

1 задание: Ответить на вопрос.
- В каких насекомых превращался царь Гвидон?(Муха, комар, шмель).
- Из трех девиц одна стала царицей, другая - ткачихой.А кем стала их сестра? (Поварихой).
2 задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. Заодно вспомнить название произведения и его автора.
- Потерян ключ из драгоценного металла.(Буратино из сказки "Золотой ключик" А.Н. Толстого).
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.(Доктор Айболит из одноименной сказки К.И.Чуковского).
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.(Сказка "Гуси - лебеди).

4 раунд: "Сюрприз"

Команды встают друг напротив друга. Сказать друг другу комплимент и сделать шаг вперед.

(Пока не окажутся рядом друг с другом для рукопожатия).
Ведущий подсчитывает фишки. Объявляет победителя.

Награждение сувенирами.

Сино́нимы - слова различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Анто́нимы - это слова различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.

Омо́нимы- разные по значению, но одинаковые по звучанию единицы языка.


Патлина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Росинка"п. Пионерский
Населённый пункт: ХМАО-Югра Советский р-он. п.Пионерский
Наименование материала: конспект- викторина
Тема: Занятие - викторина для детей и родителей по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: "Моя любимая буква" (Речевое развитие)
Дата публикации: 19.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Росинка» п. Пионерский»
Муниципальный конкурс «Лучшее творческое занятие»
Занятие - викторина для детей и родителей по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: «Моя любимая буква» (Речевое развитие) Разработали воспитатель: Патлина И.А. п. Пионерский 2016 г.

Занятие - викторина для детей и родителей «Моя любимая буква »

Цель:
Активизация знаний детей по обучению грамоте и развитию речи.
Задачи:

Образовательные задачи
: Закрепление навыков звукобуквенного анализа; закрепление графического изображения букв.
Развивающие задачи
: 1. Формирование умения проводить звуковой анализ слова. 2. Развитие речи детей (монологической, диалогической), умение рассуждать, обогащение словарного запаса детей. 3. Формирование фонематического восприятия детей. 4. Развитие психических процессов: внимания, мышления, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
1. Вовлечение родителей в игровой диалог. 2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
Виды детской деятельности:
социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Методы:


Наглядный метод (демонстрационный материал), практический, словесный (беседа, диалог), игровой, использование ИКТ.
Приемы:
1.Объяснение заданий, чтение. 2. Самостоятельная деятельность. 3. Игры – соревнования, сюрпризный момент.
Оборудование:
кубики с буквами, предметные картинки, карандаши, лист А – 4,таблицы - схемы, Д/ игра «Угадай сказку» (конверты с разрезными картинками), индивидуальные карточки для детей и родителей, медали для победителей, интерактивная доска, ноутбук, компьютерная игра «Назови лишнюю картинку»
Предварительная работа
:

Знакомство с буквами, упражнения и дидактические игры на развитие звуко-буквенного анализа, разучивание физкультминуток, работа в рабочих тетрадях с заданиями для развитие детей «Рисуем по клеточкам, «Изучаем грамоту», просмотр презентаций, разучивание стихотворений о своей любимой букве совместно с родителями изготовление букв из бросового материала. С.р. игра «Школа»

Ход викторины.

I. Организационный момент
Добрый вечер уважаемые мамы! Добрый вечер уважаемые гости! Совсем скоро наши ребята станут первоклассниками. А это волнующий и важный момент не только для детей, их родителей, но и для нас, сотрудников детского сада. Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей и их родителей, чтобы выяснить, готовы ли дети к обучению в школе. И сейчас я приглашаю в этот зал 2 команды. (приветствие команд) Для объективной оценки нам необходимо выбрать жюри (выбор и представление членов жюри). Знакомство с жюри: 1. 2. 3. Наша викторина состоит из конкурсов. За каждый выигрыш в конкурсе команда получает баллы. Чья команда получает больше баллов, та и выигрывает.
1. Разминка: «Кто это? Что это?»
Разминка состоит из 6 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды. Отвечать на вопрос можно хором. Итак, начнем: быстро отвечайте КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Вопросы для 1 команды: 1. Последний месяц в году? (декабрь) 2. Прибор для измерения времени? (часы) 3. Как звали кота, который с большим энтузиазмом укреплял фермерское хозяйство? (Матросскин) 4. Как называется наш район? (Советский) 5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино) 6. Отец и мать ребенка? (родители) Вопросы для 2 команды:
1.
Курица в детстве? (цыпленок)
2.
Как звали кота, который призывал окружающих жить в мире и согласии? (Леопольд)
3.
Прибор для стирки белья? (стиральная машина)
4.
Корова в детстве? (теленок)
5.
В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
6.
Название страны, где мы живем? (Россия) - Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжить. Сейчас мы проверим, как выполнили домашнее задание. (6 семей дома изготавливают из любого материала букву, и её защищают)
2. Визитка семей:
М – представляют. Ребенок показывает букву и читает стихотворение.
3. Моя любимая буква
(задание для родителей) Все вы с детства, наверное, помните веселую чистоговорку: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». В этой чистоговорке 8 слов на звук «Ч». Вам предлагается задание: составить предложение, в котором все слова начинались бы на вашу букву.
А чтобы дети не скучали в это время, они будут искать на карточках свою букву и обводить ее в кружок.
4. Игра «Найди свою букву»
Детям в это время даются листочки с изображением букв, они должны обвести ту букву которую делали дома.
5. Игра «Звездный час» Правописание
Мамам предлагается карточка со словом, и из букв, входящих в состав этого слова, мамы составляют как можно больше новых слов. САМОЛЕТ – из букв придумать слово как можно больше слов, в единственном числе, буквы не должны повторяться. САМОЛЕТ – мат, лето, тема, сон, лес, село, оса, сало, тело, мел. ПУТЕШЕСТВЕННИК – кит, веник, сени, веки, шут, тени, куст, шест. КОМАНДИРОВКА – ком, ров, вор, мак, давка, нора, манка, Вика.
6. Игра со зрителями «От слова к слову»
(какое слово получиться, если к нему добавить один звук?)  Написал письмо Тамарке, Я забыл приклеить арки (марки)  Подарили нам игрушки, Целый день стреляют ушки (пушки)  Мы от страха все притихли, На арену вышли игры (тигры)  Доски на гору везем, Будем строить новый ком (дом)  «Ой!» - Кричат вокруг хозяйке- В огород забрались майки» (зайки)  Между гор издалека Течет бурная щека (река)
7.

Компьютерная игра «Назови лишнюю картинку»
Определять первый и последний звук в словах, выделять слова с отсутствием заданного звука.
8.

Подвижная игра «Составь слово»
Засиделись? Побегать хотите? Ребята, подойдите к корзинкам и по сигналу вы берете по одному кубику и бегом с ним к мамам А родители составляют слово. (Ручка, пароход, самовар….)
9.

Игра «Угадай сказку»
На столе лежат конверты с картинками со сказками. Дети должны собрать картинку и назвать первый звук в названия сказки и героев этой сказки. МАЛЬВИНА, АЙБОЛИТ, БЕЛОСНЕЖКА…
10. Игра «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Просим детей и родителей дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук «
Р»
- (крыша, труба, крыльцо, рама, забор, тротуар, и т.д.) Наши художники закончили свои рисунки, и мы можем их увидеть. Прошу жюри оценить их работы и выбрать победителя этого конкурса. Подведение итогов викторины. Вручение грамот родителям и медалей детям.
Для разработки конспекта использовала следующую методическую литературу:
1.О.В.Чермашенцева «Основы безопасности поведенимя дошкольников» 2.Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет» 3.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева Москва, Мозаика – Синтез 2012г.

Праздник правильной речи.

Уважаемые гости! Дорогие ребята! Сегодня у нас особый день. Сегодня праздник правильной речи. Приглашаем участников игры на весёлую викторину – соревнования.

«Весёлая грамматика»

Поприветствуем участников игры дружными аплодисментами.

Открываем наш весёлый праздник всем знакомой весёлой песенкой.

«Учат в школе» - песня.

Итак предлагаем командам поприветствовать друг друга.

КАПИТАН КОМАНДЫ «БУКОВКА».

Наша команда «Буковка»

Наш девиз: «Ты эти буквы заучи их 3 десятка с лишним. А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам. Ты взят не позабуть ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, войдешь в любую сказку.

КАПИТАН КОМАНДЫ «ЧИТАЙКА».

Наша команда: «Читайка».

Наш девиз: «Читайка – раз
Читайка – два

Давайте складывать слова, не интересно жить без слов. Запомни буквы – будь готов.

Соревнование капитанов.

Загадки друг другу.

Шагает красавица Она приходит с лаской

Легко земли касается И со своею сказкой

Идёт на поле, на реку Волшебной палочкой

И по снежку и по цветку. Взмахнет в лесу

(ВЕСНА) подснежник расцветёт.

Чтение стихов о весне.

Уронило солнце Воробей с берёзы

Лучик золотой. На дорожку – прыг!

Вырос одуванчик Больше нет мороза

Первый, молодой. Чир – чирик!

У него чудесный Пахнет в воздухе весной
Золотистый цвет. Зеленеет садик мой
Он большого солнца. И поёт в тени ветвей

Маленький портрет. Соловейко, соловей.

К нам весна шагает Травка зеленеет.
Быстрыми шагами. Солнышко блестит.

И сугробы тают, Ласточка с весною,
Под её ногами. В сени к нам летит.
Черные проталины, С нею солнце краше,
На полях видны. И весна милей.
Верно очень теплые Прощебечи с дороги
Ноги у весны. Нам привет скорей.

Ты весна, весна – красна. Апрель – апрель!

Что с собою принесла? На дворе звенит капель.

Принесла я для лугов По полям бегут ручьи
Покрывало из цветов. На дорогах лужи.
Пронесла для ёлки Скоро выйдут муравьи
Новые иголки. После зимней стужи.
Для осин и для берёз Пробирается медведь
Свежих листьев целый воз. Сквозь лесной валежник

И расцвел подснежник.

А сейчас дорогие ребята приглашаем к нам в гости Акулину.

(Звучит песня Добрынина «Акулина»).

ВХОДИТ АКУЛИНА.

Я чуть не опоздала, но скороговорок целый короб набрала.

Дружнее повторяй, Слоги не глотай.

Проговаривание скороговорок с Акулиной вместе.

Из под топота копыт, пыль по полю летит.

Яшка в фуражке, едет на черепашке.

Вспомнить и назвать по очереди скороговорки командам.

Накроши в окрошку: картошки и горошку.

Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.

Маленькая болтунья молоко болтала. Болтала да не выболтала.

У нашего мишки в мешке большие шишки.
На дворе трава. На траве дрова.

Коси коса пока роса. Роса долой и мы домой.

ХОРОВОД «КОСТРОМА»

Расскажу ещё стишок, только не зевайте.
В рифму слово до конца дружно подставляйте.

Очень зелены кусты. В нашем садике (кусты).

Мы пришли сегодня в гости. Принесли собаке (кости),

По небу летит (ракета).

На лугу пасется (корова).

По дроге едет (карета).

У царя золотая (корона).

Далеко идти мне лень. Лучше сяду я на (пень).

Вот тележка – это тачка. Дом в саду зовется (дачка).

Рифма строится легко.

Рифма так и рвется.

И в частушке тоже ей.

Весело живётся.

Спойте мне хоть по одной

Да исполните с душой.

ЧАСТУШКИ.

Я жую, жую, жую

Жвачку очень вкусную

Буду я послушная.

Весела, я, весела
Ножками я топаю

Я танцую, и пою

Я в ладоши хлопаю.

Мою, мою убираю

Все игрушки сразу.

После мама отмывает

Девочку чумазую.

Чашки мою, вытираю,

Расставляю, разбиваю.

Все я быстро делаю.

До чего умелая.

Меня мама вичкой.

Я её водичкой.

Меня мама решетом.

Я забегаю бегом.

А сейчас к нам в гости пришли дети из другой группы и принесли для наших команд.

У нас в корзинке всякие лакомства. Да полезные, витаминные. Только прежде, чем их съесть, мы хотим все перечесть.

Раскладывают фрукты и овощи и считают.

Одна - морковка

Два - свеколка

Три - капуста.

Незаметно Акулина берет и прячет любой из разложенных овощей.

Что – то вроде не хватает

Из ребят никто не знает.

Что за овощ тут пропал.

Дети называют «ЧЕГО НЕ СТАЛО».

Груш, помидор, свеклы, яблок, апельсина, лука, репы.

Послушайте, что выросло в чудо – в огороде и посадите чудо овощи. Назовите их.

Репуска – капуста.

Моркофель – морковь

Чеснук - чеснок

Редисвекла – редиска

Лурепа – репа

Горофоль – горох

Нашла я себе не простую работу.

Ходить в летний лес на фотоохоту.

Там где растёт густая трава

Из этой травы не видна голова.

Но только не никак не могла я понять.

Кто в этой траве мог так я понять.

Кто в этой траве мог так важно гулять.

Показ картинок и название хвостов.

Прекрасная вышла фотоохота.

Мои исправлены ошибки и вот предлагаю вам игру, где всегда наоборот.

Если я скажу вам НИЗКО – говорите ВЫСОКО.

Если вдруг скажу вам БЛИЗКО, отвечайте – ДАЛЕКО.

ЯСНО - ПАСМУРНО
ДОБРО - ЗЛО

ЛЕГКО – ТЯЖЕЛО

СКУЧНО – ВЕСЕЛО

ТЕМНО – СВЕТЛО

ЛЕТО – ЗИМА

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО
ЧИСТО – ГРЯЗНО

У ребят устала спинка. Очень нам нужна разминка. Объявляем перемену. Все танцуем « МАКАРЕНА»

ТАНЕЦ « МАКАРЕНА»

Попросить хочу у вас вниманья. Предлагаю вам стихи только без названья, рифма строится легко вы мне только помогайте. Слово нужное в конце ловко подставляйте.

Наша Таня громко ……..

Уронила в речку …….

Мы сидим на …….. (Лесенке)

И поём мы ……… (Песенки)

Тише мыши кот пришёл на нашу …….. (Крышу)

Шьёт утятам ёжик восемь кожаных …… (Сапожек)

Мой весёлый, звонкий ……..(Мяч)

В лесу темно. Все спят давно. Одна сова на суку ……(сидит)

Мы с Тамарой ходим …… (Парой)

Ель на ёжика похожа. Ёж в иголках ёлка …. (тоже)

Слова играть решили в прятки.

Вы всё расставьте по – порядку.

Коза принесла корм девочке.

Мама несёт сумку в капусту.

Чашка разбила Лена.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картиной рисует папу.

4 этап- А сейчас кто же мигом угадает.

БЕЗ ЧЕГО ЧТО НЕ БЫВАЕТ,

Компот без яблок и без груш.

Дерево без веток.

ДРУЖНО ДОБАВЛЯЙТЕ.

ИГРА « БЕЗ ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ»

А зима без снега.

Облака без неба.

Новый год без ёлок.

Ёжик без иголок.

И без рыбы речка.

И без трубы печка.
Без колес машина.

Товар без магазина.

Книга без страничек.

Дом без окон.

И калитка без дверей.

Солнышко без лета.

Слово для подведения итогов ЖЮРИ.

ВИКТОРИНА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Составила:

Григорьева А.А.

Программное содержание:

Задачи:

    Закреплять знания детей по основным лексическим темам;

    Продолжать учить понимать вопросы и отвечать на них;

    Закреплять умение отчитываться о выполненных действиях;

    Расширять словарный запас, активизировать речь детей;

    продолжать учить глобальному и аналитическому чтению табличек;

    продолжать закреплять название основных цветов, учить находить, соотносить и называть эти цвета;

    развивать внимание, память, мышление;

    развивать графические навыки

    воспитывать умение слушать педагога;

    воспитывать навык самоконтроля;

    воспитывать положительное отношение к занятию;

    воспитывать умение уступать помогать друг другу.

ХОД.

Дети рассаживаются в группе за столы по парам.

    «Разрезные картинки» (домашние и дикие животные)

Педагог раздает детям картинки животных. Дети собирают, говорят какое животное. Далее педагог спрашивает где живет (в лесу или дома). Дети отвечают самостоятельно или опираясь на картинку подсказку.

    «Один- много» транспорт

Педагог раздает каждому ребенку по 2 картинки с изображением транспорта одного вида в ед. и мн. числе. Дети должны ответить, найти табличку и соотнести с картинкой. Затем сказать, что делает этот вид транспорта: летает, едет, плавает.

    Д/и «Назови, чья игрушка»

Педагог раздает детям по игрушке. Затем задает вопрос. Дети отвечают, используя местоимения самостоятельно, либо с опорой на схему.

    Подвижная игра «Разложи по корзинам» (муляжи овощи и фрукты)

Педагог показывает на подносе муляжи овощей и фруктов. Делит детей на 2 команды дает инструкцию одной команде собирать овощи, а другой фрукты. Затем спрашивает у каждого ребенка: Что ты собрал? Дети отвечают: Я собрал …

    «Спрячь мячик»

Цель: формирование навыков понимания предложных конструкций.

Педагог дает инструкцию дети ее выполняют. Например: Положи мяч под стол, на стул, в шкаф, на диван и т.д.

    «Чудесный мешочек» (одежда)

В волшебном мешочке кукольная одежда. Дети по очереди вытаскивают по одному предмету одежды, находят нужную табличку и читают её.

    «Времена года»

Детям раздаются картинки с изображением времен года. Затем дети выкладывают времена года в правильной последовательности, начиная с текущего времени года.

    «Магазин» (продукты).

Игра в магазин. Педагог – продавец, дети - покупатели. Дети выбирают продукты в магазине, затем педагог спрашивает: Что ты купил?

Дети отвечают: Я купил (ла) … устно или с опорой на таблички.

    «Что пропало» (посуда)

Педагог расставляет в ряд различную посуду. Затем все вместе называют посуду. Далее педагог просит детей закрыть глаза, а сам убирает какую-либо посуду. Дети должны отгадать, что убрал педагог.

Конспект игры - викторины в подготовительной группе по теме «Счастливый случай»

Автор: Козлова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №7 «Ромашка», г. Новоалтайска, Алтайского края.
Описание материала: Предлагаю вам конспект совместной деятельности родителей с детьми в подготовительной группе, с детьми ОНР (II – III уровень) по теме «Счастливый случай». Эта игра поможет педагогам: закрепить у детей знания о природе; поспособствует развитию нравственного сознания и потребности приобретения экологических знаний, через усвоение норм и правил грамотного взаимодействия с живой природой, проявляя доброту, чуткость, милосердие к животному и растительному миру не только у детей, но и у родителей дошкольников.
Конспект игры – викторины детей и родителей в подготовительной группе «Счастливый случай».
Приоритетное направление: социально-личностное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуника-ция», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»,«Музыка».
Цель: закрепить знания детей об окружающем мире природы.
Задачи:
Образовательные: Способствовать закреплению у детей знаний о растениях и жи-вотных.
Развивающие: Создать условия для развития наглядно-образного и логического мышления, памяти.
Речевые: Способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом.
Воспитательные: Создать условия для эмоционального сближения членов семьи в совместной игре. Формировать осознанно-правильное отношение к природе у взрослых и детей.
Предварительная работа: непосредственная образовательная деятельность по те-мам: «Растения леса», «Дикие животные России», «Деревья наши друзья!», «Пере-лётные птицы», «Осторожно – ядовитые!», «Насекомые», «Четыре времени года», «Правила общения с природой!». Чтение сказок Б. Заходера «Серая звёздочка», «Русачок». Дидактические игры: «Кто кем будет!», «Кто кем был?». Отгадывание загадок про животных. Подвижная игра «Мы не скажем, а покажем!».
Материал: эмблемы для команд с изображение белочки и зайчика; 2 вазы, искусственные цветы; карточки, расчерченные на две части, слева пусто, а справа изображено животное или растение; карточки с изображением деревьев; 2 схемы следов животных; напечатанные тексты песни для родителей; медали.
Методические приёмы: интеллектуальная разминка, продуктивная деятельность, этюды, тесты, описательная загадка, проблемные ситуации и вопросы.
Ход игры.
Детей делят на две команды «Зайчики» и «Белочки». Перед каждой командой расположена ваза. За каждый правильный ответ в вазу ставят искусственный цветок. Выигрывает та команда, у которой будет больше цветов в вазе. Родители рассаживаются за участниками игры, они болельщики. Выбирается жюри. Викторину ведёт ведущий.
Ведущий: Внимание! Внимание! Мы начинаем игру «Счастливый случай» и посмотрим, кому же сегодня повезёт в этой игре. Я думаю, что повезёт добрым, умным и горячо любящим природу. Вы со мной согласны? Тогда начинаем.
1гейм Разминка «Вопрос – ответ!»
Ведущий задаёт вопросы, на которые дети должны быстро и правильно ответить. Если они ошибаются, ведущий говорит правильный ответ и задаёт следующий вопрос.
Вопросы для команды «Белочка»:
1. Где растут грибы? (В лесу, на лугу).
2. Назовите зимующую птицу. (Любую).
3. Хвойное дерево. (Ель, сосна).
4. Назовите санитара леса. (Дятел, волк и др.).
5. Кто живёт в норе? (Барсук, лиса, крот и др.).
6. Назовите дикое травоядное животное. (Заяц, белка и др.).
7. Красная ягода. (Любая).
8. Кто из животных спит зимой? (Ёж, медведь и др.).
9. Как называются плоды у дуба? (Жёлуди).

11. Назовите ядовитое растение. (Вороний глаз, белена и др.).
12. Героиня сказки Б. Заходера «Серая звёздочка». (Жаба).
13. Самое теплое время года. (Лето).
Вопросы для команды «Зайчики».
1. Где растёт клюква? (На болоте).
2. Назовите перелётную птицу. (Любую).
3. Лиственное дерево. (Любое).
4. Кто опыляет растения? (Пчёлы, шмели).
5. Кто живёт в дупле? (Сова, белка и др.).
6. Назовите насекомоядных животных. (Ёж, крот и др.)
7. Чёрная ягода. (Любая).
8. Кто из животных зимой не спит? (Волк, лисица, заяц и др.).
9. Назовите дерево - символ России. (Берёза).
10. Назовите насекомое. (Любое).
11. Назовите ядовитый гриб. (Мухомор, бледная поганка и др.).
12. Герой сказки Б. Заходера «Русачок». (Заяц).
13. Самое холодное время года. (Зима).
Жюри подсчитывает правильное количество ответов, оценивает.
2 гейм. «Кто кем был?»
Детям раздаётся карточка, расчерченная пополам, слева пусто, а справа картинка животного или растения. Дети на карточке слева должны нарисовать, кто кем был раньше (лягушка – икринкой, заяц – зайчонком, бабочка – яичком или гусеницей, одуванчик – семечком, птица – яйцом, комар – мотылём, ёлка – семечком, крокодил – яйцом и т.д.). Затем каждый участник рассказывает, а жюри подводит итоги.
3 гейм «Где бывали, что видали?»
Дети каждой команды придумывают какое-то действие, а другая команда отгадывает. (Родители могут помочь детям придумать действие)
Например, собирают грибы, моют ягоды и кушают их, слушают пение птиц, как пчёлки нектар собирают, как заяц защищается от коршуна и т.д.
4 гейм «Игра со зрителями».
Болельщикам каждой команды ведущий задаёт вопросы (ответы выделены жирным шрифтом).
1 команда:
1) Почему суслику не спиться?
а) боится замёрзнуть.
б) о лете вспоминает.
в) стережёт запасы.
2) У кого когти самые сильные?
а) у медведя.
б) у муравьеда.
в) у льва.
3) Кто из млекопитающих самый быстрый?
а) олень.
б) дельфин.
в) гепард.
4) Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреваться;
в) для торможения на поворотах.
5) Чистят ли обезьяны зубы?
а) не чистят;
б) иногда чистят;
в) чистят с удовольствием.
2 команда:
1) Для чего дятел «барабанит»?
а) клюв чистит;
б) кому-то что-то сообщает;
в) музыкой увлекается.
2) Кто самый крупный среди грызунов?
а) бобр;
б) водосвинка;
в) заяц-русак.
3) Какая змея самая ядовитая?
а) гадюка.
б) кобра.
в) гремучая змея.
4) Для чего дельфины плачут?
а) для нервной разрядки.
б) для защиты глаз от повреждений.
в) для удаления избытка влаги.
5) У кого уши на ногах?
а) у бабочек и жуков.
б) у мух и комаров.
в) у кузнечиков и сверчков.
5 гейм «Тёмная лошадка».
Ведущий представляет загадками животное, а команды должны отгадать. После каждого предложения, адресованной той или иной команде, ведущий делает паузу, для того, чтобы игроки могли вынести свою версию.
Это животное.
У него есть голова, туловище, лапы и хвост.
У него большой дом. Это животное чистоплотное.
У него острые зубы. Он не может прожить без воды.
Для жизни ему необходимы деревья.
Он умеет хорошо плавать. Его называют инженером.
А ещё называют строителем.
Живёт в реке.
Его дом называют хаткой.
(Выходит взрослый, переодетый в бобра).
Вопросы от бобра:
- Я люблю деревья, поэтому и спрошу у вас о них, а вы покажите мне ответ (у детей на столе карточки с изображением деревьев):
1) Хвойное дерево, а зимой стоит голое. (Лиственница).
2) В народе это дерево называют «сладким». (Липа).
3) Дерево, которое на солнце не нагревается? (Берёза).
4) Весной это дерево всё белое, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль, только люди ломают его из-за цветов. (Черёмуха).
5) Это дерево – долгожитель. Его плодами питаются кабаны, белки и многие другие. (Дуб).
6) Ягоды на этом дереве висят всю зиму, оно птиц кормит. (Рябина).
- А теперь вам загадка - картинка «Что здесь произошло?».
На одном рисунке схематично нарисованы следы зайца и лисы, а на другом рисунке следы мышки и лисицы. Дети должны узнать и рассказать, что произошло.
- До свиданья, друзья! Я вижу, вы очень любите и знаете природу.
Жюри подводит итоги.
6 гейм «Гонка за лидером».
Ведущий читает вопросы по очереди обеим командам. Если дети не знают, ответ или сомневаются, то могут попросить помощи у родителей. Дети объясняют, почему они так думают.
1) Можно ли в лесу оставлять стеклянные бутылки? (Нет).
2) Может ли человек прожить без берёзового сока? (Да).
3) Ядовитые грибы надо топтать? (Нет).
4) Зимой птиц надо подкармливать? (Да).
5) Нужна ли зверям соль? (Да).
6) Нужно ли забирать птенца, упавшего на землю из гнезда, домой? (Нет).
7) Нужен ли снег зимой растениям? (Да).
8) Нужно ли спасать тонущих животных весной? (Да).
9) Может ли человек в лесу громко слушать музыку? (Нет).
10) Может ли человек прожить на свете, не причинив вред животному или растению? (Да, он может постараться).
Ведущий: Молодцы! Я вас поздравляю с завершением игры, а пока жюри подводит итоги последнего гейма, предлагаю всем вместе исполнить песню.
Совместное исполнение песни детей с родителями «Дорогою добра» сл. Ю. Эн-тина, муз. М. Минкова.
Ведущий: Пришла пора посчитать цветы в вазах. (Считают все вместе)
Жюри объявляет победителей!
Победителей награждают медалями.
Результат. Игра прошла на высоком уровне. Детям понравилось играть вместе с родителями. Были небольшие казусы, это когда ведущая задавала вопросы родителям, а отвечали дети и когда дети просили помощи у родителей, они не знали правильного ответа. Многие родители задумались о том, что надо расширить свои знания о живой природе!