Библия онлайн. Русский синодальный перевод Какие уроки мы можем вынести из истории о Руфи

После грехопадения Адама и Евы человечество постепенно забывало райские обители, утрачивало знание об истинном Боге. Оно все больше и больше впадало в язычество, создавало себе множество придуманных и рукотворных божков. Единственным народом, сохранившим веру в единого Бога были ветхозаветные евреи. За эту верность и преданность Господь избрал этот народ. В нем должен был родиться Спаситель человечества. Ибо солнце правды – Господь не может прибывать там, где поклоняются идолам.

Богоизбранный народ призван был просвещать светом истины окружающие его языческие народы. Тем самым он готовил бы и их к рождению Сына Божьего на земле, который придет спасти всех людей от власти ада и смерти.

Не всегда израильтяне оправдывали свое высокое предназначение. Часто они сами изменяли Богу и становились язычниками. Это и не удивительно, ведь человеку, имеющему после грехопадения поврежденную природу или, как еще говорят, удобоприклонность ко греху, трудно быть совершенным. Трудно удержаться на высоте истинной веры. Истинная вера требует святости. Временами только вмешательство Бога спасало ветхозаветных евреев от окончательного забвение истины. Таких примеров много в истории богоизбранного народа, но были и другие. Иногда сами язычники, вчерашние идолопоклонники, просвещенные светом истинной веры, становились для иудеев образцом преданности Богу и исполнения его заповедей.

К числу таких удивительных примеров относится история моавитянки Руфи. Ее жизнь оказалась столь поучительна, что рассказ о ней вошел в состав Священного Писания. Записал пророк и судия Самуил. Вот он.

Во времена судей жил в иудейском городе Вифлееме израильтянин по имени Елимелех. Была у него жена и двое сыновей. Однажды в израильской земле случился голод. Чтобы спастись от него, Елимелех со своей семьей вынужден был переселиться в землю Моавитскую, соседнюю с Израилем. Здесь его сыновья женились на двух девушках-моавитянках. Девушки приняли веру своих мужей и стали исповедывать истинного Бога. Более десяти лет прожила семья Елимелеха в земле моавитской. Но настало время и умер Елимелех, умерли и два его сына, оставив бездетными вдовами своих жен-моавитянок.

Потеряв мужа и сыновей Ноеминь, так звали вдову покойного Елимелеха, решила вернуться на свою родину, в землю своих отцов. Одна из ее невесток, по имени Руфь, не захотела расстаться с ней. С одной стороны, движимая человеколюбием, она не могла оставить свою престарелую свекровь. Вместо умершего мужа она пожелала стать ей опорой и поддержкой в старости. Но главное, что узнав единого Бога, она захотела целиком приобщиться к народу, исповедавшему истинную веру.

На все уговоры Ноемини остаться, Руфь твердо отвечала: "где будешь жить ты, там и я, твой народ будет моим народом, твой Бог – моим Богом; одна смерть разлучит нас с тобою". Придя в землю израильскую, женщины поселились в городе Вифлееме. Вначале они питались колосьями, которые Руфь подбирала на сжатых полях. Этого им хватало на пропитание, ведь закон, данный Богом иудеям, предписывал им оставлять часть урожая не собранным. "Когда будешь жать жатву на земле твоей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; оставь бедному и пришельцу".

Так заботился Господь о каждом нуждающемся, так заботилась Руфь о своей свекрови, ставшей ей матерью. "Такая сноха лучше семи сыновей", - говорили о Руфи, слава о ее добродетели разносилась по всему Израилю.

Господь не оставил преданную веру Руфи без вознаграждения. Вскоре он дал ей любящего мужа и славное потомство. У израильтян существовал такой обычай: если кто-нибудь умирал, не оставив детей, то ближайший родственник должен был жениться на вдове умершего. В таком случае, женщина не умирала одинокой и бездетной, ведь бездетность в ветхозаветные времена считалась большим несчастьем и знаком Божьей немилости.

В те времена в Вифлееме жил богатый человек по имени Вооз. Родственник умершего мужа Руфи. Восхищенный добродетелью моавитянки, ее благочестием, Вооз женился на ней согласно этому обычаю.

Господь благословил этот брак. У Вооза и Руфи родился сын Овид. От Овида произошел Иессей, Иессей стал отцом Давида, одного из славнейших царей израильского народа.

Пройдет тысяча лет после царствования царя Давида и в роду Руфи-моавитянки родится еще один потомок. Это будет Господь Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель человечества. Он придет на землю, чтобы избавить человечество от греха и смерти. Еврейский народ, за небольшим исключением, не примет Христа.

Не поверит он тому, что Господь воскрес, а значит, открыл для каждого врата в Царствие Небесное. Обратятся ко Христу языческие народы. Они устремятся за Ним подобно тому, как некогда Руфь-моавитянка устремилась за своей обретенной матерью на свет истинной веры. Дом Божий, благословенные небесные обители, станут их домом, никакая смерть не разлучит Христа и верующих в Него.

1 Елимелех со своею семьею уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; 3 он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя ее снохами Моавитянками; 6 Ноеминь решила одной вернуться на родину; 14 Орфа попрощалась с нею, но Руфь решила не оставлять ее и пошла с нею в Вифлеем; 19 пришли в Вифлеем в начале жатвы.

1 В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошёл один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.

2 Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там.

3 И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими.

4 Они взяли себе жён из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет.

5 Но потом и оба сына её , Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего.

6 И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб.

7 И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи её с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую,

8 Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною!

9 да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали

10 и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему.

11 Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве ещё есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями?

12 Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне ещё надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, –

13 то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня.

14 Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею.

15 Ноеминь сказала Руфи : вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.

16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом;

17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и ещё больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

18 Ноеминь, видя, что она твёрдо решилась идти с нею, перестала уговаривать её.

19 И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришёл в движение от них, и говорили: это Ноеминь?

20 Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть;

21 я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?

22 И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха её Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Книга Руфи, 1 глава

Повесть, яркими красками рисующая патриархальный быт того времени. Рассказ о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев, как, по совету свекрови, Руфь стыдливо предъявила свои родственные права на Вооза и как последний перед старейшинами города утвердил свое право на неё, изложен с неподражаемой простотой и искренностью.

Книга разделена на четыре главы.

  • Первая рассказывает о голоде в Земле Израиля из-за которого Елимелех с женой Ноаминь и двумя сыновьями отправляются в Моав . Там сыновья женятся на моавитянках, а затем Елимелех и два его сына умирают. Ноаминь остается с двумя невестками Руфь и Орфа. Когда Ноаминь возвращается в Землю Израиля лишь Руфь остается с ней.
  • Вторая глава повествует как Руфь собирает колоски, оставленные на поле Вооза после жатвы, для своей свекрови.
  • Третья глава - о том как Руфь по совету свекрови открывает Воозу, что он приходится ей родственником.
  • Четвертая глава - рассказ о выкупе Воозом прав на женитьбу на Руфи и наследие Елимелеха у более близкого родственника. Руфь рожает Воозу сына, внуком которого становится Давид . Перечисляется родословная Вооза и Давида от Фареса , сына Иеуды .

Место книги в Библии

Книга Руфь принадлежит к числу канонических и помещается в Ветхом Завете вслед за Книгой Судей . Некоторые, в частности, Иосиф Флавий даже помещали Книгу Руфь в Книгу Судей. В тексте Книги Руфь встречаются арамаизмы и позднейшие грамматические формы, что давало повод некоторым исследователям относить её происхождение к гораздо более позднему времени; тем не менее, данные арамаизмы могли быть результатом позднейшей редакции, поэтому версия об авторстве Самуила по-прежнему считается одной из основных.

Гиюр

Происхождение династии Давида

Левирантный брак

В религиозной традиции

Иудаизм

Книга Рут является одной из книг Писаний , и входит в Пять Свитков ((ивр. מגילות ‎, Мегилот )). Книгу Рут во многих общинах читают публично в синагоге на утренней молитве праздника Шавуот . Книга Рут целиком входит в антологию из книг Письменной и Устной Торы (Тикун лейл Шавуот), которую изучают в ночь праздника Шавуот, когда празднуется дарование Торы у горы Синай. Существует несколько причин, связывающих книгу Рут с праздником Шавуот:

  • Присоединение Рут к еврейскому народу (гиюр) подобно принятию евреями Торы у горы Синай
  • В конце книги Рут упоминается рождение ее правнука, царя Давида , который по преданию умер в Шавуот
  • Основные события книги Рут связаны со временем жатвы.

Христианство

Через Давида, по свидетельству Евангелия, Руфь является и праматерью Сына Давидова , Иисуса , в родословной которого, среди немногих женщин, значится и её имя (Мф. 1:5).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Библейское имя
  • Библер, Владимир

Смотреть что такое "Библейская книга Руфь" в других словарях:

    Библейская Книга Судей Израилевых - Книга Судей Израилевых часть Библии, Ветхого Завета. В книге излагается история евреев от смерти Иисуса Навина (Иехошуа бин Нун) до первосвященника Илия (Эли). Судьи лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения… … Википедия

    Библейская книга Летопись - Паралипоменон или Летописи, в западной традиции Хроники (ивр. דִבְרֵי הַיָּמִים‎, Диврей ха ямим; др. греч. παραλείπω, «пропускать, упускать» букв. «о пропущенных вещах»;) две (1 я и 2 я Паралипоменон) канонические книги Танаха и Ветхого Завета … Википедия

    Библейская книга Притчи - Притчи книга Библии под номером 20. Авторство: Соломона, Агура, Лемуила. Книга была написана в Иерусалиме. Её написание было завершено ок. 717 г. до н. э. История написания В 1037 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын Давида… … Википедия

    Руфь - известная библейская женщина, именем которой названа библейская Книга Руфь. Жизнь ее относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Руфь (значения) - Руфь многозначное слово: Содержание 1 Имя 2 Культура 3 В астрономии … Википедия

    Руфь - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Руфь (значения) … Википедия

    Книга Левит - У этого термина существуют и другие значения, см. Третья книга. Эта статья о третьей книге Пятикнижия; о священническом сословии см.: Левиты. Левит וַיִּקְרָא (Ва йикра «И воззвал») … Википедия

    Книга Ветхого Завета Левит - Это статья о третьей книге Пятикнижия. О священническом сословии см. статью Левиты. Левит וַיִּקְרָא (Ва йикра «И воззвал») Скиния собрания

    Книга пророка Аввакума - 22 я часть Танаха, часть Ветхого Завета, написанная пророком Аввакумом (Хаваккуком) Библия … Википедия

    Книга пророка Иоиля - Библия … Википедия

Книги

  • Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Ветхого Завета. Кн. 3. Исторические книги Ветхого Завета , Епископ Михаил. Епископ Михаил Михаил (Лузин), епископ (в миру Матвей Иванович Лузин Лузин М. И.) епископ Русской православной церкви Русская православная церквь, духовный писатель, богослов, экзегет, один…

Во времена судей Израильских, жил в Вифлееме, который находился примерно в шести милях к югу от Иерусалима, человек по имени Елимелех. Его жену звали Наоми (Ноеминь), а двоих сыновей – Махлон и Хилеон. Несколько лет подряд были неурожайными в Иудее, а потому, спасаясь от голода, Елимелех со своей семьей уехал жить в земли Моава на восточном берегу Мертвого моря. Там семья прожила 10 лет, когда Елимелех скончался. Сыновья его женились на моавитянках, одну из которых звали Орфа, а вторую – Руфь. Вскоре оба брата также скончались, а три женщины – Руфь, Орфа и Наоми — остались вдовами.

Руфь

Наоми (Ноеминь) узнала, что в землях Иудейских снова начались урожайные годы, и решила вернуться на родину. Женщина предложила вдовам своих сыновей уйти жить к своим матерям и найти себе новых мужей, однако те пожелали пойти вместе с Ноеминь. Уговорами Ноеминь убедила Орфу, но Руфь осталась при своем и пошла в Иудею.

Женщины обошли Мертвое море, переправились через реку Иордан и пришли в Вифлеем. По приходу Ноеминь поменяла имя на Мара. Дело в том, что Ноеминь означает «приятная”, а Мара — “горькая”, жизнь женщины более не советовала первому эпитету.

В то время жил в Вифлееме богатый человек по имени Вооз, который был дальним родственником Елимелеха, муж Ноемини. Воозу принадлежали большие поля. Тогда в Иудее был обычай – при жатве всегда оставляли немного колосков для бедняков, которые могли прийти и собрать то, что осталось. Когда Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем, как раз было время жатвы ячменя, потому Руфь отправилась на поля Вооза, чтобы собрать немного колосков.

Вооз, увидев Руфь, спросил у одного из своих жнецов: чья это молодая женщина? Узнав, что это моавитянка, которая пришла вместе с Ноеминь, он сказал Руфи:

… послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками;

пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. ()

Тогда Руфь поклонилась Воозу и поблагодарил его за его доброту. Она близко к сердцу приняла эти слова, так как не ожидала такого внимания к себе – чужестранке.


Руфь на полях Вооза

Руфь приходила на поля Вооза, пока не кончилось время уборки урожая. Вскоре у Руфи и Вооза завязались отношения. Вооз взял ее в жены. У них родился сын Овид. У Овида был сын Иессей, который стал отцом Давида – царя Израиля. Так моавитянка Руфь благодаря своей преданности стала матерью царей.

Чему учит нас библейская история Руфи?

Читая историю Руфи, мы можем сделать 5 основных выводов:

1) Бог заботится обо всех людях, независимо от расы, национальности или статуса.

Руфь была не еврейкой, а моавитянкой. Благодаря своим личным качествам, она стала матерью царей. Бог любит ее также, как и любую еврейскую женщину. Бог не делит людей, Он любит всех одинаково.

2) Мужчины и женщины равны перед Богом.

Бог одинаково заботится о мужчинах и женщинах. Мы все едины в Его глазах. В то время как большинство религий возвышают мужчин, Христианство – это единственная монотеистическая религия, которая чтит мужчин и женщин на одном уровне.

3) Нет незначительных людей в глазах Бога.

Руфь стала матерью Царей, хотя была моавитянкой и бедной вдовой. Но Бог сделал ее важной в Своем плане. Божий план есть на каждого. Его сила часто совершается в нашей немощи

Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (Второе послание к Коринфянам).

4) Нет незначительных событий.

Руфь стала матерью Царей благодаря стечению ряда обстоятельств: голод в Иудее, переселение семьи, смерть сыновей Наоми, возвращение в Вифлеем, встреча с Воозом. Возможно, и наша жизнь полна таких событий, значение которых нам не понятно.

5) Бог есть Искупитель

Вооза можно рассматривать, как прообраз Христа.

Какие уроки мы можем вынести из истории о Руфи?

  • Не позволяйте прошлому определять Ваше будущее.
  • Будьте полны веры
  • Будьте чисты
  • Хорошее в вас не останется незамеченным.

Введение.

Книга получила свое название по имени моавитянки, которая вышла замуж за сына еврея, переселившегося в землю Моавитскую. После смерти мужа Руфь ушла с Ноеминью, своей свекровью-израильтянкой, тоже вдовой, в Израиль, в город Вифлеем. Там, силою обстоятельств, направляемых Богом, Руфь сделалась женой Вооза, богатого еврея-земледельца. Впоследствии, ей суждено было стать прабабушкой царя Давида. Ее имя упомянуто евангелистом Матфеем в родословии Христа (Матф. 1:5).

В Библии всего две книги, названные именами женщин. Это книги Руфь и Есфирь. Еврейка Есфирь была женой языческого царя. В дни, имевшие решающее значение в истории Израиля, Бог использовал Есфирь, чтобы сохранить евреев от уничтожения. Руфь, напротив, была язычницей, вошедшей в еврейскую среду. Однако, как уже было сказано, этой женщине предназначено было занять свое место в земном родословии Господа нашего Иисуса Христа.

Книга Руфь ежегодно читается правоверными евреями на праздник Пятидесятницы. Для них это праздник воспоминания о получении закона на горе Синай, и празднуют его в дни предложения первых плодов урожая (Исх. 23:15). Именно в те дни, в пору веяния ячменя (Руф. 3:2; сравните 1:22), Руфь была обручена Воозу.

Автор.

Автор этой книги остался неизвестным. Еврейское предание приписывает авторство Самуилу. Если это так, то книга Руфь, скорее всего, была написана незадолго до того, как Давид был помазан в цари над Израилем. И тогда одной из причин написания ее Самуилом было желание оправдать притязание Давида на трон (сославшись на то, что его прародителями были Руфь и Вооз).

Большинство богословов полагают, что книга Руфь была написана в период Царств, по всей вероятности в дни Давида или Соломона. Но поскольку Соломон в родословии, которое имеется в конце книги (4:18-21), не упоминается, напрашивается вывод, что она была создана при Давиде. С другой стороны, имеющаяся в 4:7 ссылка на старый обычай, когда один участник сделки передавал свою обувь другому, который ко времени появления книги уже не существовал, как будто бы говорит в пользу более поздней даты ее написания, т. е., по мнению части богословов, в дни Соломона.

Книга Руфь сверкает, словно прекрасная жемчужина на черном фоне. То, о чем в ней повествуется, происходило в дни, описанные в книге Судей (Руф. 1:1). Это был мрачный период израильской истории. Славное время военных побед, одержанных под водительством Иисуса Навина, сменилось печальной полосой духовного отступничества, сменявшегося лишь короткими периодами духовного пробуждения. В книге Судей зафиксирован этот все углублявшийся духовный упадок Божьего народа, как и его результаты: всеобщая развращенность и кровавая междоусобица.

Поведение даже выдающихся людей того времени заставляло желать лучшего. К примеру, Гедеон, явивший сильную веру, когда вышел на битву с врагами-мадианитянами, амаликитянами и восточными племенами, далеко превосходившими его в силе (Суд. 7:12,17-21), позже, в повседневном управлении Израилем, действовал явно не по Божьему совету (Суд. 8:16-17,21,27). Что же касается его личной жизни, то о ней красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что он имел много жен и наложниц, которые родили ему 70 сыновей (Суд. 8:29-32). После смерти Гедеона один из его сыновей, рожденных сихемской наложницей, убил всех своих братьев, за исключением одного, и сам стал правителем, столь же безбожным, сколь и жестоким (Суд. 9).

Судя по тому, что Руфь была прабабушкой царя Давида (Руф. 4:17), который начал править в Хевроне в 1010 г. до Р. Х., описанное в книге Руфь, очевидно, имело место во второй половине 12-го века до Р. Х., и, значит, Руфь могла быть современницей Гедеона.

Судья Самсон сделался прототипом героической личности, наделенной недюжинной физической силою, но слабой в духовном и нравственном отношениях.

И вот на фоне этой всеобщей безответственности и слабохарактерности воссияли две личности - Руфь, моавитянка, и Вооз, еврейский земледелец. Они являли в народе пример нравственной чистоты, твердой веры и достойной жизни. И благодаря этому, обнадеживающим напоминанием о том, что и в самые темные времена Бог действует в сердцах тех, кто образуют верный Ему "остаток".

Степень "вседозволенности" в Израиле явилась темой, то и дело возникающей в книге Судей: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 21:25). В противоположность этому книге Руфь события подаются через призму совершенно иного взгляда, в ней действуют люди, глубоко верящие в то, что ничего нельзя скрыть от Всевышнего, контролирующего все происходящее в мире.

Исполнение закона левирата (требовавшего, чтобы мужчина брал себе в жены вдову брата; Втор. 25:5-6) придает повествованию дополнительный фон. В Руф. 4:9-17, где Вооз женится, согласно упомянутому закону, на овдовевшей Руфи, раскрываются специфические аспекты этой присущей древнеизраильскому обществу практике.

Нота милосердия явно звучит в этом повествовании, ведь Вооз не был обязан подчиниться в данной ситуации закону левирата, поскольку братом Махлон, покойный муж Руфи, ему не приходился. Он, в сущности, добровольно взял на себя исполнение этого обязательства, тем засвидетельствовав о доброте своей и благородстве, а также о любви к Руфи.

Воля и милость Божьи выразились в том обстоятельстве, что в родословие Давида было включено несколько не-израильтян. Ведь через Давида пришел в мир Христос, и, значит, упомянутое обстоятельство предвещало, что волей Божией язычники тоже войдут в сферу деятельности Сына Давидова, Господа Иисуса Христа. Четыре не-израильтянки упоминаются евангелистом Матфеем в генеалогии Спасителя: Фамарь (Матф. 1:3), Раав (Матф. 1:5), Руфь (Матф. 1:5) и жена Урии (имя которой было Вирсавия) в Матф. 1:6. Фамарь, хананеянка, стала матерью сыновей Иуды - Фареса и Зары. Рахава, блудница иерихонская (тоже хананеянка), была прародительницей Вооза (толкование на Руф. 4:21). Руфь, моавитянка, стала матерью Овида. Относительно Вирсавии, матери Соломона, рожденного от Давида, полагают, что она была хеттеянкой, поскольку хеттеянином был ее муж Урия.

Книга Руфь представляет собой прекрасно написанную романтическую историю, которая начинается в драматических обстоятельствах, но имеет радостное завершение. Это "книга исканий". Руфь искала дом, защиту, мужа, материнство. И ей, бездетной вдове, Бог в милости Своей дал и мужа и сына.

Ноеминь похоронила в Моаве мужа и двоих сыновей. В горе своем она не сознавала, какое бесценное сокровище имеет в лице своей невестки Руфи. Но в конце книги горе Ноемини оборачивается радостью: Руфь, "которая любит тебя… для тебя лучше семи сыновей", говорят ей соседки. Ноеминь не спускала с рук своих Овида, внука своего, которого называли "сыном ее" (4:17), потому что благочестивый Вооз добровольно исполнил закон левирата.

Современные острословы не скупятся на едкие замечания в адрес тещей и свекровей. Возможно, так же было и в дни Ноемини. Но любовь и бережное отношение Руфи к ее престарелой свекрови остаются образцом для всех поколений. А то, что и Вооз заботился о Ноемини как заботился он о своей жене, указывает на то, что сердечностью и душевной чистотой они с Руфью были под стать друг другу.

Книга Руфь - лучшая из когда-либо рассказанных историй о невестке и свекрови.

Автор книги Руфь привлекает внимание читателей к нескольким богословским истинам. В ходе повествования он многократно прибегает к различным именам Бога, 17 раз назвав Его Иеговой (Господом), 3 раза "Богом" (Элохим), в 1:16 (дважды) и в 12:2; дважды говорит он о Боге как о "Вседержителе" (Шаддай) - в 1:20-21.

Два обстоятельства дают автору возможность прямо провести мысль о том, что главным персонажам его книги Бог подавал Свою направляющую и всемилостивую помощь свыше. 1) Ноеминь покинула Моав, узнав, что "Бог посетил народ Свой и дал им хлеб" (1:6). 2) Руфи, которая, живя в Моаве и будучи замужем за Махлоном, оставалась на протяжении нескольких лет бесплодной, позже "Господь дал… беременность, и она родила сына" (4:13).

Восемь раз персонажи книги говорят о вмешательстве Бога в их жизнь (1:13,20-21 (четыре раза); 2:20; 4:12,14). Они постоянно взывают к Господу, ожидая от Него ответов на свои молитвы (1:8-9; 2:12; 4:11-12). Пять раз Господни благословения призываются на верных Ему людей (2:4-дважды, 19-20; 3:10). Руфь и Вооз самоотверженно исполняют свой долг, помня о том, что Господь - с ними (1:17; 3:13). Вооз воздает Руфи хвалу за то, что искала себе прибежище под защитой Бога Израилева (2:12).

Не приходится сомневаться в том, что Бог, имевший определенный план относительно Своего народа, действовал бы по отношению к нему с неизменной ответственностью. Вопрос заключался в том, стали бы или нет люди (в данном случае персонажи книги Руфь) отвечать Ему той же ответственностью. Создается впечатление, что Елимелех поступил безответственно, оставив Вифлеем и отправившись "жить на поля Моавитские" (1:2). Ноеминь же поступила разумно, возвратившись под защиту своего Бога (1:7). Две невестки Ноемини - два разных характера и две различные линии поведения. Орфа возвратилась в свой дом и к своим моавитским богам; Руфь же предпочла заботиться о Ноемини и последовала за ее Богом (1:14-17).

Ближайший родственник Ноемини отказался взять Руфь в жены, и это сделал вместо него благородный Вооз (3:12; 4:1-10). Понятие в этой связи о "выкупе" в форме нескольких еврейских слов, образованных от соответствующего корня, встречается в книге Руфь 20 раз. Особую роль играет в ней слово "милость", тоже неоднократно повторенное; им выражается здесь понятие верности, проистекающей из любви и доброты к тем, с кем "оказывающий милость" связан сознанием своей ответственности. Так, Ноеминь просит Господа явить милость ее невесткам (1:8).

Она же говорит о милости Господней в связи с тем, что сделал для нее Вооз (2:20). Милость видит Вооз в согласии Руфи выйти замуж за него, вместо того, чтобы поискать себе мужа среди молодых людей. Он считает это еще более добрым делом с ее стороны, чем ее попечение о Ноемини (3:10). Сам Вооз тоже конечно являет милость, идя далее того, что требовалось законом.

Главная идея книги, очевидно, состоит в утверждении права царя Давида на трон Израильский. Демонстрация того, как Бог в предвиденьи Своем дал произойти всему тому, о чем книга повествует, дает основание и христианам верить в то, что Бог действует и в их жизни тоже.

В книге Руфь заключена истина, не стареющая в веках: Господь верен в совершении дела любви и провидческой заботы о Своем народе, который находится под Его контролем и Им направляется. Но из этой истины вытекает и другая: тем, кто составляют народ Божий, следует в своей повседневной жизни соучаствовать в Его работе. Будучи восприемниками Его благодати, они, подобно Руфи и Воозу, должны отвечать Ему верностью и послушанием, и быть милостивыми по отношению к другим людям.

То, что делает в "частной ситуации" Вооз, который, будучи милостивым и милосердным, "выкупает" и принимает Руфь, как бы предвозвещает о милости и милосердии во вселенском масштабе его величайшего Потомка, Иисуса Христа, Который ценой собственной жизни искупил и "принял" все человечество, примирив его с Богом.

План книги:

I. Вступление (1:1-5)

А. Вынужденный уход из земли обетованной (1:1-2)

Б. Драма Ноемини (1:3-5)

II. Возвращение Ноемини, ведомой верою, в землю отцов (1:6-22)

А. Выбор, продиктованный любовью (1:6-18)

Б. Сладость и горечь возвращения (1:19-22)

III. В поисках пропитания (глава 2)

А. Случай, посланный Богом (2:1-3)

Б. Милосердие, заслуженное Руфью (2:4-17)

В. Выражение радости (2:18-23)

IV. В поисках добродетельной любви (глава 3)

А. План Ноемини (3:1-5)

Б. Просьба Руфи (3:6-9)

В. Готовность Вооза "выкупить" Руфь (3:1б-15)

Г. Руфь и Ноеминь в ожидании (3:16-18)

V. Совершение "выкупа" (4:1-13)

А. Отказ ближайшего родственника совершить выкуп (4:1-8)

Б. Решение Вооза. Завершение выкупа (4:9-12)

Г. Заслуженная награда (4:13)

VI. Заключение (4:14-22)

А. Счастливый итог (4:14-17)

Б. Генеалогии, возвещающая торжество и радость (4:18-22)